|
ТАТИЩЕВТАТИЩЕВ Василий Никитич (19 апр. 1686 – 15 июля 1750) – рус. ученый, историк и философ, гос. деятель. Род. в дворянской семье. Гл. труд Т. – "История Российская..." (кн. 1– 4, М., 1768–84, кн. 5, М., 1848; т. 1–5, М.–Л., 1962–65), над к-рой он работал ок. 20 лет. Т. – автор ряда работ по экономике, лит-ре и языку, географии. Филос. и общественно-политич. взгляды Т. изложены в "Разговоре о пользе наук и училищ" (М., 1887; см. также В. С. Дмитриченко[сост.], Хрестоматия по истории общественно-политической и философской мысли народов СССР эпохи феодализма [18 в. включ.], т. 1, 1959), в "Духовной моему сыну" (СПБ, 1896), в "Предизвещении" и в примечаниях к "Истории Российской...". Мировоззрение Т. носило деистич. характер; принимая бога в качестве первопричины мира, Т. ставил благополучие людей в зависимость от науки, стремился ограничить веру ради знания, требовал разделения философии и богословия. Будучи дуалистом, Т. признавал две субстанции: телесный и духовный миры, рассматривал человека как единство "двух весьма различных свойств души и тела". Философии Т. придавал первостепенное значение, считая, что она "наука главная есть, чтоб человек мог себя познать" ("Разговор о пользе наук и училищ", М., 1887, с. 2). Сфера же богословия, по Т., – чисто теологич. схоластич. проблемы. Не отрицая полностью религ. идеологии, Т. выступал с критикой церк. догматики и обскурантизма. Он был сторонником гелиоцентрич. учения; отрицал божественность "Песни песней" царя Соломона, обличал корыстолюбие и невежество духовенства, подвергал сомнению святость икон и необходимость ношения крестов. Одним из первых рус. мыслителей Т. рассмотрел процесс познания, отметив роль чувственной его ступени. Разум, по Т., формируется только благодаря органам чувств; в его утверждении, что знания о предметах слагаются в результате воздействия вещей на органы чувств, видна материалистич. тенденция. Большое место в процессе познания Т. отводил памяти, представлениям, абстракции. В своей классификации наук Т. делил их на телесные и душевные и, кроме того, на "полезные" (естественные и гуманитарные), "нужные" (богословие) и "ложные" (астрология, алхимия, гидромантия). В своих социологич. взглядах Т. был идеалистом рационалистич. направления (см. "История Российская...", кн. 1, ч. 1, М., 1768, с. XXVI). Его рационалистич. взгляд на историю был шагом вперед по сравнению с фаталистич. концепциями "божеств. провидения" как "двигателя" истории. Общественно-политич. события, полагал Т., зависят не от провидения, а от естеств., объективных факторов: народонаселения, потребностей, нужд развития пром-сти, земледелия, торговли и просвещения. "Всемирное умопросвещение" – вот двигатель историч. прогресса. Политич. идеал Т. – просвещенный абсолютизм, необходимость к-рого он обосновывал с позиций теории естественного права и общественного договора. Лит.: ?опов Н., В. Н. Т. и его время, М., 1861; Пекарский П. П., Новые известия о В. Н. Т., СПБ, 1864; ?леханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 21, М.–Л.. 1925; Тихомиров М., В. Н. Татищев, "Историк-марксист", 1940, No 6/82; Пушкин А. С., Полн. собр. соч., т. 6, М., 1950, с. 56–61; Алефиренко П., Социально-политич. воззрения В. Н. Т., "Вопр. истории", 1951, No 10; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 107–11; Петров Л. ?., Филос. взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира, "Тр. Иркутского ун-та. Серия философская", 1957, т. 20, вып. 1; его же, Социологич. взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира, там же, 1958, т. 20, вып. 2; его же, Общественно-политич. взгляды Прокоповича. Татищева и Кантемира, там же, 1959, т. 20, вып. 3; Дейч Г. М., В. Н. Татищев, Свердловск, 1962; Gran С., Der Wirtschaftsorganisator, Staatsmann und Wissenschaftler N. Tatiscev (1686–1750), В., 1963; Л. Петров. Иркутск. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ТАТИЩЕВ ТАТИЩЕВ Василий Никитич [19(29) апреля 1686, Псков — 15(26) июля 1750, с. Болдино под Москвой] — русский государственный деятель, историк, мыслитель. Происходил из древнего рода, восходящего к князьям Смоленским. Первоначальное образование получил в Артиллерийской школе Я. В. Брюса, с которым впоследствии поддерживал тесные отношения. С 1712 по 1716 жил в Пруссии, Саксонии, Силезии, где учился, а также выполнял дипломатические поручения. Под влиянием просветительской литературы у Татищева сложилось оригинальное философское мировоззрение, проникнутое духом скептицизма. В 1724—26 находился в Швеции, где познакомился с видными деятелями шведской духовной культуры Ф. Стралленбергом, Г. Бензелем, Г. Биорнером. Занимал ответственные административные должности, руководил горным делом на Урале, был губернатором в Астрахани. Несколько раз попадал в опалу, умер под домашним арестом в своем имении Болдино. Татищев был энциклопедически образован. Помимо “Истории Российской” известен трудами в области естествознания, географии и педагогики. Философские воззрения Татищева наиболее отчетливо изложены в трактате “Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ”, где он предложил оригинальную классификацию наук, положив в ее основу принцип полезности: науки разделяются на “нужные”, “щегольские”, “любопытные” и “вредные”. Богословие, причисленное к наукам “телесным” и потому включенное в дисциплины “нужHrifc”, трактовалось в пантеистическом ключе, рассматривающем природу как совокупность проявлений Бога. “Нужные” науки включали в себя множество предметов: логику, физику, химию, способствующие материальному благосостоянию и сохранности тела человека. К “щегольским” наукам Татищев отнес различные искусства, к “любопытным” — астрологию, физиогномику и хиромантию. “Вредные” науки, по его мнению, включали в себя гадание и колдовство. Татищев хорошо знал современную ему научную и философскую литературу, использовал в своих трудах сочинения Хр. Вольфа, Г. 1роция и П. Бейля, ссылался на произведения Макиавелли, Гоббса, Локка и Боккалини. Начиная с 1730-х гг. Татищев изучает проблемы крепостного права, исследует его влияние на производительные силы страны. В экономических записках 1740-х гг. указывает, что помещики не должны забывать о своих обязанностях перед крестьянами, советует заменить барщину оброком, призывает дать крестьянам большую экономическую свободу Будучи сторонником реформ, он не считал целесообразной немедленную отмену крепостного права, полагая, что это может привести к социальным потрясениям. По Татищеву, развитие просвещения приведет к конституционному ограничению самодержавных монархий, росту сознательности подданных, среди которых самое широкое распространение получит философия. Соч.: История Российская, т. 1—7. M.—Л., 1962—68; Избр. произведения. Л., 1979; Записки. Письма. М., 1990. Лит.: Попов Н. В. И. Татищев и его время. М., 1861; Он же. Ученые и литературные труды В. Н. Татищева. СПб., 1886; Кузьмин А. Г. Татищев. М.,1981. А. В. Панибратцев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|