РОЛЕЙ ТЕОРИЯ


РОЛЕЙ ТЕОРИЯ
концепция совр. социальной психологии. В Р. т. (ее основателем считают Дж. Мида) нашли отражение нек-рые прогрессивные для зап. психологии тенденции: неудовлетворенность индивидуалистич. концепциями личности и рассмотрение ее как социального продукта, поиски механизмов формирования личности во взаимодействии людей. Совр. Р. т. тесно связана с социологией (в частности, со школой Парсонса), семантикой, семиотикой, антропологией, этнографией и др. смежными науками, опирается на эмпирич. исследования. Вместе с тем Р. т., испытавшая влияние бурж. философии 19–20 вв., содержит ряд идеалистич. и метафизич. наслоений. Гл. ее пороком является непонимание сущности обществ. организма, недооценка влияния способа производства на структуру обществ. отношений и формирование личности.
Р. т., иначе – символич. интеракционизм, исходит из того, что человек – единств. животное, к-рое создает символы и использует их для организации своего поведения. Социальное поведение человека в Р. т. описывается как процесс, ход к-рого определяют (на психологич. уровне) три осн. переменных: роль (единица культуры), позиция, или статус (единица общества) и Я (единица личности). В Р. т. культура определяется как система заученного поведения (и его продуктов), к-рое разделяется всеми членами общества и передается из поколения в поколение. В представлениях людей это поведение существует как система ролей – упорядоченных и согласующихся между собой действий, уместных в определ. социальных ситуациях. Последние структурализуются в позициях, статусах или офиц. должностях. Позиция – это совокупность прав и обязанностей, обозначенная одним словом, напр.: "председатель", "мать", "капитан". Исходя из того, что относительно прав и обязанностей между людьми существует согласие, Р. т. определяет позицию как систему экспектаций (ожиданий – требований), предъявляемых человеку, к-рому предписана определ. роль (напр., позиция врача). В случае, если человек не исполняет или плохо исполняет предъявляемые ему ролевые экспектаций, к нему применяются социальные санкции (насмешки, бойкот, угрозы, физич. воздействие). Так осуществляется социальный контроль. В социальном взаимодействии роли определены позициями, а не людьми, к-рые временно эти позиции занимают. Большинство ролей, однако, предписано не очень жестко и оставляет простор для индивидуальных вариаций. Ролевое поведение – это результат взаимодействия роли и Я. Подобно роли и позиции, Я – своего рода символ, содержание к-рого человек усваивает из общения с другими. "Я, как то, что может быть объектом для себя самого, является в сущности социальной структурой и возникает в процессе социального опыта" (Mead G., Mind, self and society, Chi., 1937, p. 140). Основатели ролевой теории считали, что Я – это "зеркало других": человек относится к себе как к объекту, значение к-рого определено соответствующими мнениями и поступками окружающих. Однако отношение окружающих к субъекту во многом определено его ролью. Поскольку весь жизненный опыт человека может быть представлен как последоват. ряд ролей, Я рассматривается как след многих ролей, с к-рыми человек себя идентифицировал, или, короче, Я – это сумма ролей. В совр. Р. т. представление о Я как о продукте мнений других сохранилось за ego, тогда как базисное Я трактуется как продукт досоциального опыта. Так, Сарбин считает, что Я интегрируется из ряда "эмпирических Я" – субструктур, складывающихся на различных стадиях развития человека (см. "A preface to a psychological analysis of the self", в журн.: "Psychol. Rev.", 1952, v. 59, No 1). Термин "личность" в совр. Р. т. употребляется в более широком, чем Я, смысле, для обозначения поведения, возникающего из взаимопроникновения Я и роли.
В Р. т. анализируются конфликты между Я и несоответствующей ролью, а также конфликты между внутренне противоречивыми ролями.
В сов. лит-ре методологич. предпосылки Р. т. были подвергнуты серьезной критике. Вместе с тем отмечалось, что в ней содержится ряд экспериментально установленных обобщений реальных процессов психологич. взаимодействия. Интерпретацию ролей и ролевого поведения содержат работы сов. психологов Л. С. Божович, Е. С. Малах, А. Л. Шнирмана и др.
Лит.: Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Психология, наука в СССР, т. 1–2, М., 1959–60; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов, М., 1962; Freud ?., Das Ich und die Abwehrmechanismen, W., 1936; Lecky P., Self-consistency. A theory of personality, ?. Y., [1945]; Murphy G., Personality. A biosocial approach to origins and structure, N. Y., [1947]; Adоrne Th. W. [a. o.], The authoritarian personality, N. Y., [1950]; Cameron N. and Magaret ?., Behavior pathology, Boston – [a. o.] [1951]; Asсh S. E., Social psychology, N. Y., 1952; Young K., Personality and problems of adjustment, 2 ed., ?. ?., [1952]. См. также лит. при ст. Роль социальная.
В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1341
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гендер как культурный символ
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь