РАТЦЕНХОФЕР


РАТЦЕНХОФЕР
(Ratzenhofer), Густав (4 июля 1842 – 10 окт. 1904) – австр. бурж. социолог и философ, генерал. Филос. система Р. – "монистич. позитивизм", к-рую он противопоставлял как идеализму, так и материализму, – представляет собой эклектич. сочетание субъективного и объективного идеализма и близка к энергетизму Оствальда. Осн. ее понятия – "первичная сила" и "внутр. интерес". "Первичная сила", трансцендентная, непознаваемая, отождест-вляемая с идеей бога, является, по Р., основой всего сущего, в т.ч. жизни и сознания. "Внутр. интерес" Р. рассматривал как космич. силу, присущую всем явлениям природы и общества. Идею "внутр. интереса" Р. положил в основу своей социологии, задачу к-рой он видел прежде всего в изучении "взаимоотношений единиц сознания (я) " (см. "Die Kritik des Intellekts...", Lpz., 1902, S. 131). Явления сознания коренятся в биологич. процессах организма и определяются "внутр. интересом". "Все социальные формы – продукт внутреннего интереса, согласования интересов многих индивидов" (там же, S. 150). "Приведение во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов" является, по Р., осн. социологич. законом (там же, S. 149). Будучи сторонником социального дарвинизма, Р. рассматривал все формы обществ. конфликтов как выражение борьбы за существование. Войну Р. объявлял "формой развития человеческого общества" (там же, S. 154), подчеркивал "социальную ценность" насилия, подчинения. Вслед за Гумпловичем, оказавшим на него большое влияние, Р. рассматривал историю общества как борьбу рас, с ее помощью он пытался объяснить и возникновение классов и гос-ва. Сторонник идеологии элиты, он заявлял, что "процветание народа" зависит от его способности "привести к руководству его нравственную и интеллектуальную аристократию".
"Соответствующее природным задаткам" разделение общества на отд. "слои" – "таково идеальное будущее социального порядка" ("Soziologie", Lpz., 1907, S. 181). Идеи P. оказали значит. влияние на амер. социологов Уорда и Смолла. Его учение – один из источников идеологии фашизма.
Соч.: Wesen und Zweck der Politik..., Bd 1–3, Lpz., 1893; Die soziologische Erkenntnis, Lpz., 1898; Der positive Monismus und das einheitliche Prinzip aller Erscheinungen, Lpz., 1899; Positive Ethik, Lpz., 1901; Historische Kausalitat und soziale Naturgesetze, "Archiv fur Rechts- und Wirtschaftsphilosophie", 1910/11, Bd 4.
Лит.: История философии, т. 5, M., 1961, с. 556; Беккер Г. и Босков А., Совр. социологич. теория..., пер. с англ., М., 1961 (см. указат.); Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, с. 46.
Я. Иориш. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


РАТЦЕНХОФЕР
    РАТЦЕНХОФЕР (Ratzenhofer) Густав (4 июля 1842, Вена 10 октября 1904, там же) — австрийский философ и социолог. Не имел высшего образования, философию изучал самостоятельно. Испытал влияние Г. Спенсера, Л. Гумпловича, А. Бастиана, Р. Ёринга. После армии служил в качестве президента военного суда в Вене. Свою весьма эклектическую философию называл “монистическим позитивизмом”. Социологию рассматривал как часть философии. Основным фактором общественной жизни считал, в духе социального дарвинизма, борьбу за существование. Борьба для него — основной процесс в жизни общества.
    Главной темой политических и социологических трудов Ратценхофера была эволюция типов человеческих ассоциаций. Социальные феномены он сводил к физическим, химическим и биологическим процессам, утверждал биологическую природу фундаментальных человеческих инстинктов. Согласно Ратценхоферу, любое человеческое существо действует благодаря двум основным инстинктам — самосохранения и секса. Вследствие этого во всех человеческих сообществах царит “абсолютная враждебность”. Конфликт — нормальное отношение между первобытными ордами. Завоевание и последующая эксплуатация пленных составляют экономический и социальный базис возникающего государства. Культурные контакты между государствами ограничивают абсолютный контроль государства над индивидами, а длительный процесс ограничения контроля приводит к созданию цивилизации. Однако все государственные институты всегда служат целям войны, лишь постепенно приспосабливаясь к служению мирным целям. По Ратценхоферу, война прогрессивна, поскольку остается фактором, усиливающим государственную структуру
    Соч.: Vfcsen und Zweck der Politik, Bd 1—3. Lpz., 1893; Die soziologische Erkenntnis. Positive Philosophie des sozialen Lebens. Lpz., 1898.
    E. B. Ocunoea

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 806
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Gemeinschaft und Gesellschaft
  • Jenseits von Gut und Bose
  • Klages L. Handschrift Und Charakter
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • внутр. совершенная мудрость и внеш. царственность
  • ЕДИНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИЯ
  • Идли (там.)
  • ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • История как проблема логики
  • КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА
  • Наука общества
  • Начальники общества
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ
  • ОБЩЕСТВА ТЕХНОТРОННОГО ТЕОРИЯ
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Структура общества
  • ТЕОРИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИЯ ТЕХНОТРОННОГО ОБЩЕСТВА
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС ОБЩЕСТВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь