РАЙ


РАЙ
религ.-мифологич. представление о священном месте в пространстве или состоянии во времени, свободном от несовершенств и противоречий земного существования. В различных историч. типах мифологии это преодоление земных противоречий приписывается загробному миру или первичному состоянию человека; в новейшем религ. сознании оно иногда отождествляется с особым состоянием духа.
В древнейших мифологиях загробное существование представляется идеализированным продолжением земных отношений; различные формы этого существования определяются классом, кастой, профессией человека, но не его деятельностью – идея индивидуальной ответственности практически отсутствует. Библейская концепция, противопоставляющая райское блаженство душ праведников адским мучениям грешников (см. Ад), закрепилась лишь в 4–3 вв. до н.э. и получила дальнейшее развитие в христианстве (прежде всего в качестве универсальной этич. санкции). В христианстве можно выделить две линии в истолковании Р.: наивно-реалистическое, "чувственное" представление о Р. и грядущем воскресении (напр., у Иринея, 2 в. н.э.) и развитое патристич. философией (см. Патристика) представление о Р. как о духовном воссоединении с божеством (в поэзии – у Данте). Развивая идею потерянного Р., т.е. утраты состояния первозданной невинности, близости человека к природе и богу, христианство представляет историю человечества как историю утраты райского состояния и воссоздания его (в загробном мире, в душе верующего, в "тысячелетнем" царстве – см. Эсхатология). Введение истории в рамки трехчленной схемы: Р. – грехопадение – искупление, характерно и для ряда течений социально-утопич. мысли (напр., Мабли, естественно-правовых концепций – Руссо и др.), где желаемое будущее представляется восстановлением утраченного идеала.
Отвергнутые Гегелем ("рай есть парк, в котором могут оставаться только звери, а не люди... Грехопадение есть вечный миф человека, именно благодаря ему он становится человеком" – Соч., т. 8, М.–Л., 1935, с. 304), эти воззрения свойственны романтич. критике действительности; истолкование в подобном духе марксистской концепции историч. процесса использовалось для ее отождествления с христ. взглядами (напр., у Тиллиха). Тема "потерянного" и "возвращенного" Р. является одним из осн. мотивов мировой филос. поэзии (Мильтон, Байрон и др.), будучи формой непосредственно-эмоционального и эстетич. отношения к противоречиям социального развития.
Лит.: Ламонт К., Иллюзия бессмертия, пер. с англ., М., 1961; Токарев С. ?., Религия в истории народов мира, М., 1964; Myth. A symposium, ed. by Th. Sebeok, Bloomington, 1958.
Ю. Левада. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    благодать, валгалла, вертоград, вырей, вырий, ган-эден, геннаг, горние селения, елисейские поля, земной рай, ирей, ирий, ирица, лафа, мифологема, молочные реки, кисельные берега, обетованная земля, обитель блаженных, парадиз, райские кущи, ханаан, эдем, элизиум


Антонимы:
  • ад
  • ,
  • преисподняя


Просмотров: 483
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • БДИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Восприятие Человека Человеком
  • ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА
  • Интеллект человека (human intelligence)
  • Конституция человека
  • МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Маховер тест рисунок человека
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Надежность Человека - Оператора
  • Отказ Человека-Оператора
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека женщин
  • Развитие человека (human development)
  • Сексуальность человека (human sexuality)
  • Ум первобытного человека
  • ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • биотип человека
  • восприятие человека человеком
  • конституция человека
  • надежность человека-оператора
  • онтогенез человека
  • ориентирование человека
  • отказ человека-оператора
  • помехоустойчивость человека-оператора
  • тест рисунка человека
  • тип человека современного



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь