МЕТЕМПСИХОЗА


МЕТЕМПСИХОЗА
(от греч. metempsychosis — переселение душ) — учение о переселении души умершего во вновь родившийся организм. Первый фундаментальный принцип доктрины касается эсхатологического контекста: вера в переселение душ влечет за собой космологию бесконечных актов разрушения и периодических созидательных актов. Впервые идея М. появляется у Диодора Сицилийского (1 в. до н.э.), затем у Галена, у Александра Афродисийского. В древних учениях существует еще один термин — «реинкарнация» (повторное рождение). Реинкарнация и М. — не синонимы. Реинкарнация указывает на переход души из одного тела в другое, предполагая тем самым, что душа воплощена (инкарнирована) и что она находится в отведенном ей месте. М. указывает скорее на само движение души от одного тела к другому. Тем самым оба понятия неразделимы и дополняют друг друга, последовательно указывая на поиск телесного воплощения и на его завершение, на взаимодополняемость покоя и динамики. Статическое описание характеризуется этически (речь идет об описании последствий инкарнации души, предназначенной повторять операцию воплощения бесконечно). Динамическое описание носит скорее эсхатологический характер (в той мере, в какой душа вовлечена в свои вне-телесные циклы). М. предполагает заранее дуалистический принцип независимости души. Этот принцип представлен у древних греков (Сократ, Пифагор, Платон), он содержится в иудаизме (Каббала, Книга Сияния), в христианстве (у Оригена), у суфиев в исламе, затем в конце Средних веков у Дж. Бруно, приговоренного к смерти за свои реинкарнационные идеи. Эта тема представлена также у И.В. Гёте, у англ. поэтов, у Д. Джойса, К.Г. Юнга, П. Гогена. В различных религиозных, филос. и культурных течениях она проходит через века. Однако именно Индия является страной, в которой идея М. разработана с глубокой религиозно-философской тщательностью (сансара, карма). Кальпа — реинкарнационистский цикл — оценивается в двенадцать миллионов лет. X. Борхес отмечает в связи с этим, что индуистское мышление склонно воображать такие обширные периоды времени, которые абсолютно чужды зап. привычкам.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


МЕТЕМПСИХОЗА
        (греч. , от - — пере- и — одушевление, оживление, собств.— переодушевление), один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ. Впервые встречается у. Диодора Сицилийского (1в. до н. э.; 10, 6); затем у Галена (4, 763 Kuhn), у Александра Аф-родйсийского (De an. 27, 18); особенно характерен для неоплатонич. традиции: Порфирий (Abst. 4, 16); Гермий у Стобея (I 49, 69) и др., конкурировал с терминами «метенсоматоза» [лат. калька reincarnatio — «реинкарнация», «перевоплощение» — начиная с Ипполита Римского (Ref. 1,3, 2) и Плотина (II 9, 6; IV 3, 9)], у неоплатоников также палингенесия. В ранних греч. свидетельствах о М. обычно говорится об «облачении» (одевании) души в тело (Аристотель, О душе, 407 b 20; Геродот 2, 123). Религ.-мифологич. учение о переселении душ умерших в тела др. людей (новорождённого ребёнка), животных, растений и минералов или — в порядке повышения — демонов, божеств — засвидетельствовано для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света (см. богатый этнографич. материал у Э.Тайлора — в кн.: «Первобытная культура», М., 1939, с. 301, cлл., Дж. Дж. Фрейзера — «Золотая ветвь», т. 8, гл. 16; т. 13, гл. 59). При этом следует различать учения, согласно которым М. происходит в «первое попавшееся» тело, и этизйрованные религ.филос. варианты, в которых восхождение или нисхождение души но иерархич. лестнице живых существ определено нравств. достоинствами личности умершего, т. е. осмысляется как посмертное воздаяние. Классич. страна разработанной религ.-филос. М.— Индия (см. Сансара, Карма). В Др. Греции учения о М. получили определ. рас-пространение с 6 в. до н. э. благодаря орфизму и пифагореизму (см. Пиндар, 2-я Олимпийская ода, ст. 56 слл.; Эмпедокл, Очищения; Геродот 2, 123). Судя по свидетельству Аристотеля («О душе» 407 b 21: «...согласно пифагорейским мифам, любая душа может облекаться в любое тело»), пифагорейцам была свойственна именно первая форма М., вызвавшая протест Гераклита (ф?. ? 25: «чем доблестней смерть, тем лучше доля»; ср. фр. 119: «этос — судьба человека»). Платон воспринял учение о М. из пифагорейской традиции, переосмыслив его в духе нравств. воздаяния (наиболее разработанное изложение — в «мифе об Эре» 10-йкн. «Государства» 614Ь—621d). Из пифагорейской идеи «памяти предков» (Пифагор «помнил» четыре своих прежних воплощения — Диоген Лаэр-тий VIII, 4—5) развилось платонич. учение об анамнесисе. Практич. следствием учения о М. было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере — отказ от кровавых жертвоприношений.
        Hopf С., Antike Seelenwanderungsvorstellungen, Lpz., 1934 (Diss.); Stettner W., Die Seelenwanderung bei Griechen und Romern, Stuttg., 1934; L o n g H. S., Study of the doctrine of Metempsychosis in Greece from Pythagoras to Plato, Princeton, 1948; BurkertW., Lore and science in ancient Pythagoreanism, Camn. (Mass.), 1972, p. 120 sq.;
        см. также лит. к статьям Орфики, Пифагореизм, Псюхе.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


МЕТЕМПСИХОЗА
(от греч. metempsychoosis – переселение душ)
переселение души из одного тела в какое-либо др. в зависимости от обстоятельств, происходящее якобы в момент смерти. Вера в переселение душ была особенно распространена у индийцев и египтян и образовала осн. составную часть буддийской, орфической и пифагорейской философии.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


Синонимы:
    метемпсихоз


Просмотров: 854
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СТРАСТИ ДУШИ”
  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
  • Воплощения Вишну
  • Вопрос об отношении души и тела (mind—body problem)
  • ДУШИ ГЛУБИНЫ
  • ДУШИ ПРЕВРАЩЕНИЯ
  • Истечение из тела
  • МЕТЕМПСИХОЗА
  • МЕТЕМПСИХОЗА
  • Метафизика Души В Русской Психологии На
  • Нихон Дзека Рохо (Нихон Каннон Кедан, Учение Мессии, Японская Асоциация Целительского Очищения)
  • ОДИССЕЙ 24 ДУШИ ЖЕНИХОВ В ЦАРСТВЕ АИДА
  • ПАМЯТЬ ДУШИ
  • ПЕРЕСЕЛЕНИЕ
  • Политики тела
  • РЕИНКАРНАЦИЯ
  • РЕИНКАРНАЦИЯ
  • Реинкарнация
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • ТЕХНИКИ ТЕЛА
  • Технополитики тела
  • УЧЕНИЕ О ПОРЯДКЕ
  • УЧЕНИЕ О ПОРЯДКЕ, наука о порядке
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • души небесные и земные
  • мо-цзы. филос. трактат
  • принцип. учение о принципе
  • совершенствование тела/личности
  • схема тела



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь