|
ПЕЛАГИЙПЕЛАГИЙ (наст. имя – М о р г а н) (р. ок. 360 – ум. 418) – религ. деятель. Вместе с Целестием выступил с моральным учением, к-рое было признано церковью еретическим. П. и его единомышленники отрицали наследственность первородного греха (грех Адама причинил вред только ему одному, но не человеч. роду; новорожденные дети находятся в том же состоянии, в каком Адам был до грехопадения) и признавали возможность совершенствования человека без содействия божеств. силы ("благодати"). Возрождая антич. (преим. стоические) взгляды на моральную природу человека, пелагианство встретило наиболее решит. противодействие в лице Августина и др. епископов Сев. Африки. После нек-рых колебаний папа Зосима примкнул к их мнению и осудил пелагианство (418). Это осуждение было подтверждено Вселенским собором в Эфесе (431). Отрицат. позицию по отношению к августинизму заняло т.н. полупелагианство, или семипелагианство, возникшее в 20-х гг. 5 в. в Юж. Галлии (Иоанн Кассиан, Викентий Леринский, Фавст из Регия). Споры продолжались на протяжении целого столетия; только на соборе в Оронте (529) учение Августина было утверждено как правильное. Тесно связанные со спорами о свободе человека и божеств. предопределении, вопросы, поднятые П., продолжали дискутироваться и позднее. В 1344 Фома Брадвардин написал большое соч. против Пелагия, имея в виду современных ему "пелагиан". Те же споры в новой форме возродились в эпоху Реформации. Осн. источниками для суждения о П. являются соч. его противников, т.к. подлинные соч. П. сохранились лишь в незначит. отрывках. Источники: Соч. Августина, Иеронима и Павла Орозия, см. Migne, PL, t. 17, 20, 22, 23, 30, 40, 44, 45, 51, 91. Лит.: Лебедев П., Пелагианство, [М.], 1866; Кремлевский ?., История пелагианства и пелагианская доктрина, Каз., 1898; Bruckner ?., Quellen zur Geschichte des pelagianischen Streites, Tubingen, 1906; Plinval G., de, Pelago, ses ecrits, sa vie et sa reforme, Lausanne, 1943; Ferguson J., Pelagius, Camb., 1956; Leff G., Bradwardine and the Pelagians, Camb., 1957; [Mansi J. D.], Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, [v]. 3–10, Graz, 1960–62. В. Зубов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ПЕЛАГИЙ ПЕЛАГИЙ (Pelagius) (ок. 360, Бретань или Ирландияпосле 410) — знаменитый латинский ересиарх. О его жизни известно немного. Между 375 и 380 прибыл в Рим, где снискал известность монаха-аскета, моралиста, превосходного логика и полемиста. Примерно с 400 в Риме начинает распространяться его учение, отрицающее наследственный характер первородного греха и подчеркивающее значение нравственных усилий человека в достижении праведности и преодолении греха. В 411 Пелагий вместе со своим учеником Целестием отправился в Африку Вскоре, оставив Целестия в Карфагене, он переправился в Палестину, где был благосклонно принят Иоанном Иерусалимским и заслужил доверие палестинских епископов. В 415 Иероним Стридонский, противник Иоанна, и африканский пресвитер Павел Орозий выдвинули против Пелагия обвинения в ереси, главным из которых было следующее: ложно утверждение, чточеловек может стать безгрешным только по собственной воле. Ответ Пелагия, признавшего божественную благодать, был признан удовлетворительным, но право окончательного решения предоставлялось Риму. Между тем в Африке против Целестия, открыто проповедовавшего взгляды учителя, резко выступил Сгусти”, по инициативе которого Карфагенский собор в 412 отлучил его от Церкви. Целестий отправился в Эфес, где получил место пресвитера. Однако новый Карфагенский собор (416) осудил взгляды самого Пелагия, получив одобрение папы Иннокентия I, а эдикт императора Гонория (418) подтвердил его решения: Пелагий и Целестий были отлучены от Церкви. Несколько священников во главе с Юлианом Экланским выступили в защиту идей Пелагия против Августина: Юлиан усматривал в учении Августина о предопределении и благодати скрытое манихейство, О самом Пелагии, оставшемся на Востоке, с этого периода ничего более не известно. Вселенский собор в Эфесе (431) еще раз осудил пелагианство (теперь уже в лице Юлиана). Пелагием были написаны трактат “О Троице”, комментарий к Посланиям апостола Павла, ряд писем, среди которых известное послание к Деметриаде, 4 книги “О свободе воли” и др. сочинения. Взгляды его легли основу пелагианства. Соч.: Послание к Деметриаде.— В кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987, с. 594—635. Лит.: PlinvalG. de. Pelage. Ses ecrits, sa vie et sa reforme. Lausanne, 1943. О. В. Голова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|