|
ПЕГИПЕГИ (Peguy), Шарль Пьер (7 янв. 1873 – 5 сент. 1914) – франц. философ-мистик, поэт и публицист. В ранние годы писал под псевд. Pierre Baudouin и Pierre Deloire. Род. в Орлеане в семье бедных ремесленников. Образование получил в Высшей нормальной школе и Сорбонне. Убит в чине лейтенанта в битве на Марне. Испытал влияние философии Паскаля и особенно Бергсона (учеником к-рого себя считал), а также Леру и Ламенне. П. написал две филос. работы: "Заметки о Бергсоне и бергсоновской философии" ("Note sur M. Bergson et la philosophie bergsonienne", P., 1914), в к-рой подчеркивает исключительную для него ценность бергсоновской трактовки "свободы" и "реальности", и "Обобщенные заметки о Декарте" ("Note conjointe sur Descartes", P., 1924). П. известен больше как публицист и поэт. Широкую популярность творчество П. получило после его смерти, особенно в годы 2-й мировой войны и Сопротивления. В поэзии П. преобладают героич. и религиозно-мистич. тона, своеобразно сочетающиеся с социалистич. убеждениями. Эти идеи нашли наиболее полное выражение в драме "Жанна д'Арк" ("Jeanne d'Arc", P., 1897) и ее более позднем, расширенном варианте – "Мистерия о милосердии Жанны д'Арк" ("Le mystere de la charite de Jeanne d'Arc", P., 1910), где П. создает возвышенный образ героини и святой, в то же время сохраняя в ее облике реалистич. черты трудолюбивой франц. крестьянки. Религиозно-мистич. пафосом проникнуты и наиболее известные сборники его стихов "Ковер святой Женевьевы и Жанны д'Арк" ("La tapisserie de Sainte-Genevieve et de Jeanne d'Arc", P., 1912), "Ковер Богоматери" ("La tapisserie de Notre Dame", P., 1913) и поэма "Ева" ("Eve", P., 1913). В начале своей лит. деятельности П. находился под влиянием социалистич. идей и сам называл себя социалистом. В 1895 он организует в Орлеане социалистич. группу – "Groupe d'etudes sociales d'Orlean". В 1897 в журн. "Revue socialiste" (No 152) выходит его первая статья "О социалистич. гос-ве" ("De la cite socialiste"). Как представитель левой публицистики он активно выступал в рядах защитников Дрейфуса. В 1898 П. открыл в Париже книжную лавку "Librairie socialiste", в 1900 основал журн. "Cahiers de la Quinzaine" ("Двухнедельные тетради"), в к-ром сотрудничали Ж. Жорес, Р. Роллан, А. Сюарес, Д. Галеви и др. и где сам П. опубликовал почти все свои работы. "Тетради" проповедовали интернационалистич. идеи и братство народов. Позднее, утвердившись на позициях религ. мистицизма, П. использует журнал для борьбы против антиклерикального социализма и ортодоксального католицизма. П. шел к социализму не от учения Маркса, а от утопизма Фурье. Он мечтал о создании гармоничного гос-ва как высшей стадии организации общества, путь к к-рому лежит через социалистич. гос-во как его необходимый этап. Однако "социализм" П. неразрывно связан с его религиозно-мистич. мировоззрением. Борьба П. против политики и офиц. церкви за религию без компромиссов, против мира денег за гармоничное гос-во легли в основу совр. франц. персонализма и оказали большое влияние на главу этого течения Мунье. Соч.: Oeuvres choisies. 1900–1910, [4 ed., P., 1915]; Oeuvres completes, t. 1–20, P., 1916–55; Lettres et entretiens, [t. 1], P., [1954]; Une amitie francaise. Correspondance entre Ch. Peguy et Romain Rolland, presentee par A. Saffrey, P., 1955; Oeuvres poetiques completes, [P., 1957]; Oeuvres en prose. 1909–1914, [P., 1957]; Notes politiques et sociales, P., 1957; Oeuvres en proses. 1898–1908, [P., 1959]; Correspondance [entre Ch. Peguy et A. Suares], presentee par A. Saffrey, P., 1961. Лит.: Селибер Г., Ш. Пеги, "Рус. мысль", 1915, кн. 10; Рыкова Н. Я., Совр. франц. лит-ра, Л., 1939; Яхонтова ?. ?., Черневич M. H., Штейн А. Л., Очерки по истории франц. лит-ры, М., 1958; Porche Fr., Peguy et les Cahiers, P., 1914; Suares ?., Peguy, P., 1915; Воudon V., Avec Ch. Peguy de la Lorraine a la Marne, [P.], 1916; ?haraud J. et J., Notre cher Peguy, P., 1926; Peguy M., La vocation de Ch. Peguy, P., [1926]; его же, Le destin de Ch. Peguy, P., 1946; Mounier E., Peguy M., Izard G., La pensee de Ch. Peguy, P., [1931]; Halevy D., Peguy et les Cahiers de la Quinzaine, P., [1941]; Secretain R., Peguy, soldat de la verite, 5 ed., P., [1943]; Mebille de Poncheville ?., Jeunesse de Peguy, P., [1943]; его же, Vie de Peguy, [P., 1944]; Rolland R., Peguy, v. 1–2, P., 1944; Gillet L., Claudel. Peguy, P., [1946]; Fоssier ?., Tables analytiques des oeuvres de Peguy, P., [1947]; Guyon В., L'art de Peguy, [6 ed.], [P., 1948]; (в серии: Cahiers de l'amitie Ch. Peguy, M" 2); его же, Peguy, P., [1960]; Jоhannet R., Vie et mort de Peguy, P., [1950]; Suire P., Le tourment de Peguy, P., [1956]; ?nimus J., Peguy et le mystere de l'histoire, P., 1958 (в серии: Cahiers de l'amitie Ch. Peguy, No 12); Delaporte J., Connaissance de Peguy, [2 ed.] [t.] 1–2, P., [1959]; Isaac J., Experiences de ma vie, [t.] 1, P., [1959]; Nelson R. J., Peguy poete du sacre. Essai sur la poetique de Peguy, P., 1960; Barberis P., Peguy: actualite et signification, "Nouvelle critique", 1963, No 144; Quillemin ?., Malheureux Peguy,"Europe", 1964, No 419–420–425; Peguy reconnu, "Esprit", 1964, No 330; Peguy, "Table ronde", 1964, No 202; Duplоye P., La religion de Peauy, P., 1965. T. Сахарова. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ПЕГИ ПЕГИ (Peguy) Шарль (7 января 1873, Орлеан — 5 сентября 1914, Вийеруа) — французский философ, поэт, публицист. Образование получил в Высшей нормальной школе и в Сорбонне. Убит в чине лейтенанта в битве на Марне. Считал себя учеником Бергсона, испытал влияние Паскаля, Леруа, Ламенне. В начале своей литературной и философской деятельности находился под воздействием социалистических идей; в 1900 основал журнал “Cahiers de la Quinzaine” (Двухнедельные тетради), в котором сотрудничали Ж. Жорес, Р. Роллан, Д. Галеви и др. Пеги называют бергсонианцем христианства: он воспринял бергсоновское учение о длительности и тезис о духовном начале мира, идеи о непосредственной интуиции и истине, памяти и времени. Особое -значение он придавал понятию “длительность”, опираясь на которое обосновывал необходимость временного воплощения бесконечного духа, “человеческого присутствия Христа”. К социалистическим идеям шел от утопизма Фурье; его идеалом было гармоническое общество, где существует истинный культ труда, где все трудятся в святости и радости; историческое движение сродни воплощению замысла художника, поэтому историк в своем познании должен опираться на искусство, “ученый и художник должны объединиться”. При этом Пеги был сторонником “внутренней революции”, понимая ее как моральное, интеллектуальное, религиозное совершенствование каждого от дельного человека, ведущее к коренному преобразованию человеческого общества в целом. Многие идеи Пеги легли в основу французского персонализма. Соч.: Oeuvres complиtes, t. 1-20. P., 1916-55; Note sur M. Bergson et la philosophie bergsonienne. P., 1914; Notes politiques et sociales. P., 1957. И. С. Вдовина Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|