|
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКСМОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС строителя к о м м у н и з м а – свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших свое теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС. В истории существовали различные моральные кодексы, как писаные (заповеди религии, сословные кодексы, дуэльные и т.д.), так и неписаные, фактически существующие в каждой, исторически известной форме морали. О высоком М. к. мечтал Руссо, к-рый писал в письме Вольтеру от 18 авг. 1756: "Я хотел бы, чтобы в каждом государстве существовал моральный кодекс, нечто вроде исповедания гражданской веры, которое содержало в положительной форме те общественные максимы, которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать не как безбожные, а как мятежные. Этот кодекс, будучи составлен тщательно, был бы, по-моему, наиболее полезной книгой из когда-либо написанных и, быть может, единственной, необходимой людям" (цит. по кн.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 2, 1955, с. 363). Необходимость новых М. к. утверждали и утопич. социалисты. Так, напр., Сен-Симон говорил о создании Академии моральных наук, целью к-рой было бы установление "кодекса чувств", соответствующего справедливым законам и принципам поведения (см. Избр. соч., т. 2, М.–Л., 1948, с. 256–58). Появление М. к. не случайно, обычно они формулируются тогда, когда выраженные в них требования уже прочно закреплены в обществ. мнении соответствующей обществ. группы. В противовес абстрактному содержанию моральных кодексов прошлого, претендовавших на выражение вечных и неизменных "добродетелей", М. к. строителя коммунизма носит конкретно-историч. характер, отражает уровень обществ. развития, степень и форму распространения новых нравств. норм, высокую моральную культуру социалистич. общества и определяющие тенденции нравств. развития личности в условиях перехода к коммунизму. Кодекс рожден самой эпохой строительства коммунизма, когда в обществе все больше возрастает и расширяется сфера действия нравственности и сокращается сфера действия административного регулирования отношений между людьми. Ведущим принципом М. к. является преданность делу коммунизма, любовь к социалистич. Родине. В нем определено новое отношение человека к труду, к обществ. собственности, к обществ. интересам, общению между людьми в условиях господства социалистич. производств. отношений (коллективизм, гуманность, честность и правдивость, простота и скромность), отношение его к семье, к детям. Нетерпимость к порокам старого мира и непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов М. к. сов. человека причисляет к важнейшим принципам коммунистич. морали, выражающим ее революц. направленность и боевой дух. Интернациональная природа М. к. раскрывается в утверждении им дружбы и братства народов СССР, братской солидарности с трудящимися всех стран, со всеми народами. Жестоким и циничным заповедям эксплуататорских классов М. к. строителя коммунизма противопоставляет нравств. принципы коллективизма и гуманизма, выраженные в словах: "каждый за всех, все за одного", "человек человеку – друг, товарищ и брат" (см. Программа КПСС, 1961, с. 120). В основе М. к. строителя коммунизма лежит утверждение идеалов международного коммунистического движения и борьба за коммунизм. Но это классовое содержание сочетается в нем с общечеловеческой, поскольку борьба за коммунизм отвечает интересам не только рабочего класса, трудящихся, но в конечном итоге и всего человечества. М. к. служит могуществ. средством нравств. воспитания сов. людей, он способствует выполнению гл. задачи этого воспитания – сформировать сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого нового человека, свободного от пороков и пережитков старого общества. Лит.: Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1962; Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г. Об очередных задачах идеологической работы партии..., М., 1963; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1961; Косолапов С. М., Крутова О. П., Нравств. принципы строителя коммунизма, М., 1962; Журавков М. Г., Важнейший принцип коммунистич. морали, "Вопр. философии", 1963, No 5; его же, Об отношении человека к обществу, "Политич. самообразование", 1963, No 4. M. Журавков. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|