МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ


МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ
(Marsilio da Padova) (р. между 1275 и 1280 – ум. 1342) – итал. ученый, врач, философ, политик и государствовед. Учился в Падуе, Орлеане и Париже. В 1312 избран ректором Париж. ун-та. За смелую критику папства и открытую поддержку императора Людвига Баварского в борьбе против папы Иоанна XXII (в этом отношении М. П. – соратник Оккама) М. П. был объявлен "величайшим еретиком", отлучен от церкви и заочно приговорен к смертной казни на костре (1327).
Взгляды М. П. проникнуты скептич. отношением к офиц. теологии. Считая сверхчувств. мир существующим, но недоказуемым, он придерживался теории двойственной истины. Отсюда вытекало оправдание им вслед за Оккамом сомнений в догматах религии. Отделяя политику от теологии, М. П. был одним из первых теоретиков, отстаивавшим мысль о светском характере гос-ва, не зависящего от церкви по самой своей природе и возникшего из обществ. договора. Целью гос-ва являются достижения материального благополучия граждан и обеспечение им досуга для умств. деятельности. Согласно взглядам М. П., монарха, осуществляющего гос. власть, избирает народ, под к-рым, однако, он понимал зажиточные сословия. За плохое управление монарх может быть наказан и отстранен от власти. М. П. сохранял сословное деление общества, требуя для всех сословий (в число к-рых не входило крестьянство) свободы и равенства политич. прав. М. П. впервые вводил разделение власти на законодательную и исполнительную. Правомерность имуществ. и политич. неравенства он обосновывал ссылкой на природные различия в умств. и моральном уровне людей.
В своем гл. соч. "Защитник мира" ("Defensor pacis" 1324, опубл. 1522; Hannover, 1932–33, пер. на англ. яз., в кн. A. Gewirth, Marsilius of Padua, v. 2, 1956). ?. П. резко нападал на тиранич. наследств. власть королей и отвергал светскую власть папства. Борьбу против папства он считал условием всеобщего мира и образования нац. гос-ва. Требуя веротерпимости, он признавал необходимость религии как "воспитательной силы", к-рую нужно поставить на службу гос-ву.
М. П. требовал сведения роли священников, избираемых прихожанами, к роли "духовных врачей" своей паствы. Этими идеями он оказал влияние на деятелей Реформации.
Лит.: Чичерин В., История политич. учений, ч. 1, М., 1869; Книга для чтения по истории Средних веков, под ред. П. Виноградова, вып. 4, 4 изд., М., 1914, с. 1–10; Лернер И. Я., Политич. идеи М. П., М., 1946 (дисс); История политич. учений, М., 1955, с. 99, 111–12; Battaglia F., Marsilio de Padova e la filosofia politica del medioevo, Firenze, 1928; Schneider-Windmuller W., Staat und Kirche im "Defensor pacis" des Marsilius von Padova, Bonn, 1934; Passerin d'Entreves ?., The medieval contribution to political thought: Thomas Aquinas, Marsilius of Padua, Richard Hooker, Oxf., 1939; Сhecchini ?., Interpretazione storica di Marsilio, Padova, 1942; De Simone G., Le dottrine politiche di Marsilio da Padova, Roma, 1942; Lagarde G., Naissance de l'esprit laique au declin du Moyen Age, v. 2, [P., 1948 ]; Gewirth ?., Marsilius of Padua, the defender of peace, v. 1–2, N. Y., 1956.
3. Мелещенко. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ
    МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ (MaisiliusPatavensis)(1275/ 89—1342/43) — средневековый политический философ, теоретик светского государства. Учился в университетах Падуи, Орлеана и Парижа. В 1312—13—ректор Парижского университета. Во время борьбы папы Иоанна XXII с императором Людвигом Баварским принял сторону последнего. Автор (возможно в соавторстве со своим другом аверроистом Ж. Жанденом) антипапского труда “Defensor Pacis” (Защитник мира, 1324), осужденного церковью в 1327 (и повторно в 1378). Бежав ко двору императора в Германию, был объявлен еретиком, отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению на костре.
    В главном сочинении “Defensor Pacis” и в малой версии его — “Defensor minor” (1342 ; составлен в ответ на критику соратника по борьбе с папой У. Оккама) он выступил против светских притязаний церкви, которую обвинял в нарушении “мира”, обеспечивающего нормальное функционирование государства. В обосновании независимости государства от церкви Марсилий Падуанский исходил из концепции “двух истин” (см. Двойственной истины теория), разграничивая посюстороннюю и потустороннюю жизнь, земное счастье и вечное спасение как две автономные области. Деполитизируя духовную власть и отвергая претензии пап на абсолютное господство, он в то же время осуществлял десакрализацию светской власти, опираясь на аристотелевское понимание государства: источник последней — не Бог, а народ, а цель ее — не спасение, а “хорошая жизнь” на земле. За церковью признается лишь религиозно-нравственный авторитет, и из надгосударственного законосозидающего “сообщества” она превращается в “общину верующих”, включаясь в государство как его “часть”: клир подчиняется светскому суду, церковная юрисдикция ограничивается даже в таких вопросах, как отлучение, интердикт, суды над еретиками. Предвосхищая идеи Реформации, Марсилий Падуанский выступает против “обмирщения” церкви, требует отказа ее от накопленных богатств.
    Развивая теорию светского самодостаточного государства, противостоящую абсолютистским притязаниям не только папской, но и имперской власти, Марсилий Падуанский выдвинул концепцию народного суверенитета, объявляющую народ (точнее, его наиболее значимую часть — pars valentior) источником политической власти и ее высшей инстанцией. В рамках этой ориентации он подошел к идее о разделении властей — исполнительной и законодательной, подчиняя первую (в лице избираемого народом императора) второй — народному представительному органу, “человеческому законодателю” (legislator humana). Отделяя политико-правовую область государства от нравственно-религиозной сферы церкви, Марсилий Падуанский развивает светскую философию права, которая устанавливает независимость учреждаемого людьми “позитивного” закона от предустановленного Богом “естественного” нравственного закона.
    Соч.: Defensor Pacis, ed. R. Schob, t. l—2. Hannover, 1932—33; Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. 2: The Defensor Pacis, engl. trad. N. Y, 1956; Brampton C. K. (ed.). The defensor minor f Marsilius of Padua. Birmingham, 1922; Quillet J., Jeudy С., Marsilius f Padua. Oeuvres mineurs. P., 1979.
    Лит.: Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. l: Marsilius f Padua and Medieval Political Philosophy. N.Y., 1956; LagardeG. de. La naissance de l'esprit laique au declin du moyen age. T. 3: Le defensor pacis, P., 1970; Quillet J., La philosophie politique de Marsile de Padouc. P.,1970.
    H. В. Ефремова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1831
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”
  • “ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»
  • Ангел Церкви
  • Антоний Падуанский
  • Афрохристианство (Местные Африканские Церкви)
  • Восточно-католические Церкви
  • Восхищение Церкви
  • ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • Государства крестоносцев
  • Катехизис католической церкви
  • Князь Церкви
  • МАРСИЛИЙ ИЗ ИНГЕНА
  • МАРСИЛИЙ ИНГЕНСКИЙ
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • Отлучение от церкви, проклятие
  • ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИИ
  • Папская Комиссия по делам государства-града Ватикана
  • Перфекционизм (Церкви Святости)
  • Председатель Папской комиссии по делам государства-града Ватикана
  • Психология мира (peace psychology)
  • Ревнители Церкви
  • Социопсихологические детерминанты войны и мира (sociopsychological determinants of war and peace)
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • Церковные степени и должности в Римско-католической церкви
  • Эфиопские Секты (Черные Церкви)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь