МАРЕШАЛЬ


МАРЕШАЛЬ
(Marechel), Пьер Сильвен (15 авг. 1750 – 18 янв. 1803) – франц. философ, публицист и политич. деятель, теоретик революц. бабувизма (см. Бабёф). До 1789 работал библиотекарем. М. испытал глубокое влияние дореволюц. франц. просвещения и проникся опозиционными по отношению к монархии и церкви настроениями. В духе руссоизма он выступил против социального неравенства, деспотизма, отстаивая идеи бурж. демократии. В работе "Книга для всех возрастов, или Современный Пибрак" ("Le livre de tous les ages, ou le Pibrac moderne", 1779) M. бичевал феод. строй, возмущался тем, что богатство и власть находятся в руках тех, кто непричастен к общественно полезному труду. Здесь же М. развивал мысль о том, что король должен быть "рабом национального кодекса". В работе "Отрывок из нравственной поэмы о боге" ("Fragment d'un poeme morale sur Dieu", 1781) M. отстаивал республиканские идеи, право народа на революцию. В анонимно изданной "Книге, уцелевшей от потопа" ("Le livre echappe au deluge", 1784) M. писал, что все сыны матери-природы рождены равными и свободными и могут обойтись не только без злых, но и без добрых королей. В отличие от мн. дореволюц. просветителей, М. нападал не только на королевский двор и аристократов, но и бичевал крупную буржуазию, "бесстыдных богачей", "аристократов без фамильных гербов", поклонников "золотого тельца". Еще до революции М., говоря о равенстве, не желал свести его лишь к юридич. равенству перед законом, он мечтал об имуществ. равенстве людей. Эти мысли получили свое отчетливое выражение в работе "Первые уроки старшему сыну короля, преподанные кандидатом в депутаты будущих Генеральных штатов" ("Premieres lecons du fils aine d'un roi par un Depute presomptif aux futurs Etats generaux", 1789). В отличие от позднейших работ, в этом произведении М. мыслил установление равенства не путем уничтожения частной собственности, а посредством равномерного наделения всех людей частной собственностью. Разделяя социально-политич. взгляды Руссо, М. не принимал, однако, его идеализма и деизма и был сторонником материалистич. философии и воинствующего атеизма Дидро и его единомышленников.
М. восторженно приветствовал франц. бурж. революцию и стал ее активным участником. Многочисл. статьи М. в газ. "Revolutions de Paris" содействовали росту классового самосознания наиболее угнетенных масс. С нач. 1791 М. открыто защищал необходимость новой революции, к-рая была бы в состоянии на деле осуществить принципы свободы и равенства. По своим социально-политич. взглядам он был близок к группе "бешеных" и полностью симпатизировал политике Парижской Коммуны, с руководителями к-рой Шометтом и Эбером был в дружеских отношениях. Как якобинец, он активно боролся против жирондистов. В 1793 М. анонимно издал работу "Поправки к революции" ("Correctif a la revolution"), в к-рой подверг критике с левых позиций бурж. характер якобинской диктатуры. "Пока будут существовать господа и слуги, – заключал М., – бедные и богатые... не может быть свободы, не может быть равенства! Нет, революция ничуть не совершена" (указ. соч., Р., 1793, р. 307). В ходе борьбы М. пришел к убеждению, что коренная перестройка обществ. жизни может быть осуществлена только на основе ликвидации частной собственности.
В годы революции М. установил связи с Бабёфом. Вскоре после контрреволюц. термидорианского переворота (27 июля 1794) М. вошел в организованный Бабёфом тайный союз. По поручению этой организации М. написал знаменитый "Манифест равных" – один из осн. теоретич. документов бабувизма, где изложил принципы утопич.-коммунистич. организации общества на основе мелкобурж. уравнительности.
После разгрома бабувистского движения М. отошел от практич. политич. борьбы и посвятил себя лит. деятельности, направленной против идеализма и религии. В 1797 М., дополнив "Fragment ...", издал его под назв. "Французский Лукреций" ("Le Lucrece francais", отрывки в рус. пер.: "Стихи против бога", в кн.: Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой франц. революции, ч. 1, 1933). Эта работа – осн. филос.-атеистич. труд М. Здесь он дал материалистич. критику идеализма и религии: "Раз природа существует, – она возникает из самой себя. Ее формы могут меняться, но она вечна. Если, черпая все из самого себя, мир не имеет творца, он сам является собственным двигателем" (Избр. атеистич. произв., М., 1958, с. 53). В духе спинозизма М. утверждал, что если и можно говорить о боге, то лишь полностью отождествляя его с природой.
М. дал яркую критику социальной функции спиритуализма и религии как идейных средств порабощения народа.
М. близко подошел к идее, к-рая стала позже исходной для атеизма Фейербаха: поклоняясь богу, люди поклоняются своей собств. сущности, оторванной от них и обоготворенной. Согласно М., люди являются жертвами не только обмана, но и самообмана. Продолжая традиции плебейско-демократич. атеизма Мелье, М., подобно автору "Завещания", связывал упразднение религии с утопич. коммунизмом. М. критиковал христианство и, в частности, миф о Христе. Он соглашался с теми учениями, к-рые "...упорно не желают видеть в личности Иисуса ничего, кроме исторического манекена, облаченного в заимствованные лоскутья" (там же, с. 298).
Незадолго до смерти М. издал произведения "Словарь древних и новых атеистов" ("Dictionnaire des athees, anciens et modernes", 1800), "Путешествие Пифагора..." ("Voyages de Pythagore...", t. 1–6, 1799, рус. пер., ч. 1–6, 1804–10), "За и против Библии" ("Pour et contre la Bible", 1801). В первом из этих соч. М. пропагандировал не только атеистич. взгляды, но и коммунистич. идеалы.
Лит.: Момджян Х. Н., С. Марешаль, "Изв. АН Арм. ССР. Обществ. науки", 1944, No 1–2; Оксман Ю. Г., Из истории агитационно-пропагандистской лит-ры двадцатых годов XIX в., в кн.: Очерки из истории движения декабристов, М., 1954; Ланда С. С., У истоков "Оды к юности", в сб.: Лит-ра славянских народов, вып. 1, М., 1956; Кучеренко Г. С., Социально-политич. взгляды С. М., в сб. ст.: История социалистич. учений, М., 1962; Dommanget M., S. Marechal, P., [1950 ] (имеется библ. работ M.).
X. Момджян. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МАРЕШАЛЬ
    МАРЕШАЛЬ (Marechal) Пьер Сильвен (15 августа 1750, Париж— 18 января 1803, Мон-Ру)— французский философ, публицист, драматург и политический деятель. Адвокат в Париже, затем библиотекарь. Испытал влияние философии Декарта, Монтеня, Руссо. Сочетал в своих трудах атеистический материализм и уравнительный коммунизм. Его “Отрывок из нравственной поэмы о Боге” (“Fragment d'un poeme morale sur Dieu”, 1781) утверждал право народа на революцию и высказывал симпатии к республиканской форме правления. В философской поэме “Французский Лукреций” (“Le Lucrece francais”, 1781, окончательный текст 1797, отрывки в русском переводе “Стихи против Бога” в кн.: “Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой Французской революции”, ч. 1. M., 1933) выступил с критикой всех форм религии, заявляя, что человек сам создает Бога по своему образу: “Боги неба — всегда дета Земли”; материя вечна, развивается по имманентным законам и порождает неисчислимое богатство форм; высшее существо для Марешаля — человек, в котором выражается все величие природы.
    В 1784 Марешаль анонимно публикует пародию на Священное Писание “Книга, уцелевшая от потопа” (“Le livre echappe au deluge”), в 1787 пишет “Альманах честных людей” (“L'Almanach des honnetes gens”), в котором предвосхищает введенный позднее Национальным конвентом республиканский календарь, заменив имена “святых” именами “честных людей”: Демокрита, Аристотеля, Декарта, Гельвеция и других мыслителей. Здесь же на равных правах присутствуют Моисей, Христос и Магомет. Новое исчисление датируется годом выхода “Альманаха” (1788) — первым годом “царства Разума”. По постановлению парижского парламента “Альманах” был сожжен, Марешаль заключен в тюрьму, а затем выслан из Парижа.
    В годы революции Марешаль возглавил демократический еженедельник “Парижские революции” (“Revolutions de Paris”), участвовал в движении дехристианизации. В период Директории сотрудничал с Бабефом, по поручению которого написал “Манифест равных”, не принятый, однако, бабувистами. Позднее стал высказывать мысли о необходимости новой революции, уничтожении государства и частной собственности. После разгрома бабувистского движения отошел от политической деятельности. В 1798 выходит работа “Культ и законы общества безбожников” (“Culte et lois d'une societe d'hommes sans Dieu”), в 1800 — “Словарь древних и новых атеистов” (“Dictionnaire des athees, anciens et modernes”), a также “Путешествие Пифагора” (“Voyages de Pythagore”, ?. 1—6,1799), в котором изложены принципы утопического коммунизма, в 1801 “За и против Библии” (“Pour et contre la Bible”). В России “Путешествие...” было опубликовано без имени автора в 1804-10.
    Соч.: Избр. атеистические произв. М„ 1958. Лит.: КиясовС. Е. Сильвен Марешаль. Саратов, <)У1;Лихоткин Г. И. Сильвен Марешаль и “Завещание Екатерины” (к истории одной литературной мистификации). Л., 1974; Момджян X. Н. Французское просвещение XVIII века. М., 1983; Memoire en faveur de Dieu, parJ. de L'IsIe de Sales. P., 1802; Dameron P. Memoire sur Naigeon et accessoirement sur Sylvain Marechal et Delaland. P., 1857; Dommanget M. Sylvain Marechal. L'egalitaire “L'homme sans Dieu”. Sa vie, son oeuvre. P.,1980.
    И. А. Андреева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    блюдо, соус


Просмотров: 824
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ"
  • "ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ”
  • «ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»
  • «СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ГЕРАКЛ 21 СРАЖАЕТСЯ С БОГАМИ ПРОТИВ ГИГАНТОВ
  • ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ХАРАКТЕР НАЦИЙ
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации
  • ПЕРВОБЫТНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ
  • ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
  • ПРИВИВКА ПРОТИВ СТРЕССА МЕЙХЕНБАУМА
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • Предубеждения против женщин
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ
  • ТРОЯ 06 МЕНЕЛАЙ ГОТОВИТСЯ К ВОЙНЕ ПРОТИВ ТРОИ
  • ЭДИП 4 СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ
  • сознания школа только
  • школа только сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь