|
МАКРОБИЙМАКРОБИЙ (лат. Macrobius), Амбросий Феодосий (конец 4 – начало 5 вв. н.э.) – антич. философ-идеалист, один из гл. представителей зап. неоплатонизма. Грек по происхождению, М. занимал высокие гос. должности в Зап. Рим. империи. Гл. соч. М. – "Сатурналии" ("Saturnalia"; сатурналии – праздник в честь Сатурна-Кроноса) – дошло до нас не полностью. Для истории философии интерес представляют 6–7-я кн. этого соч., где изображен спор порицателей и защитников Платона, для истории эстетики – 2-я и часть 7-й кн., где затрагиваются вопросы юмора, иронии в антич. лит-ре. Др. большое произведение М. – комментарии к "Сну Сципиона", где М. интерпретирует Цицерона в духе неоплатонизма, причем весьма заметна симпатия автора к начальным стадиям неоплатонизма, а именно к Плотину (I 8, 5) и Порфирию (из к-рого ему известен не дошедший до нас комментарий к "Тимею" Платона, II 3, 15). По примеру всех неоплатоников и прежде всего самого Платона наивысшим божеством является для М. благо, к-рое он называл также и первопричиной (I 2, 14 и след.). Из этого блага проистекает нус – ум, тождественный с ним и являющийся первообразом всего сущего (I 14, 6). Имеется у М. учение также и о третьей (после блага и нуса) неоплатонич. ипостаси – душе (II 14, 15), к-рая трактуется как вечное самодвижение и движение мира. М. признавал вечность мира (III 10), к-рая проявляется в вечной смене его состояний. Соч.: Opera. Prolegomenis et notis instruxit Ludvig de Ian, Bd 1–2, Quedlinburg – Lpz., 1848–52, Opera, rec. F. Eyssenhardt, Lpz., 1868, Lpz., 1893; Saturnalia, Lpz., 1963. Лит.: История рим. лит-ры, т. 2, M., 1962, с. 412–19; ?etit L., De Macrobio Ciceronis interprete philosopho (These), P., 1866; Wissowa G., De Macrobii Saturnaliorum fontibus, Breslau, 1880 (Diss.); Linke H., Quaestiones de Macrobii Saturnaliorum fontibus, Breslau, 1880 (Diss.); Bitsch F., De Platonicorum quaestionibus quibusdam Vergilianis, В., 1911; Skassis H., De Macrobii placitis philosophicis eorumque fontibus, Athenes, 1915; Вaeumker Cl., Der Piatonismus im Mittelalter, Munch., 1916; Sсhedler M., Die Philosophie des Macrobius und ihr Einfluss auf die Philosophie des christlichen Mittelalters, "Beitr. Gesch. Philos. Mittelalt.", 1916, Bd 13, Hlbd 1. А. Лосев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. МАКРОБИЙ МАКРОБИЙ Амвросий Феодосии (Macrobius Ambrosius Theodosius), (5 в.) — языческий латинский автор, эклектик и популяризатор. Сохранились его три работы: Комментарий на “Сон Сципиона” Цицерона, “Сатурналии” (частично), “О различиях и сходствах греческого и латинского глаголов” (фрагменты). Цель Комментария — не столько разъяснить сам текст Цицерона, сколько изложить в популярном виде различные греческие теории. Большая их часть укладывается в традицию неоплатонизма, но различимо влияние стоицизма, неопифагореизма, герметической философии. Источниками Макробия служили тексты Платона, Аристотеля, Плотина, Порфирия, Ямвлиха, которые он кратко пересказывает. Макробий обсуждает сходство и различия в изображении государства у Платона и Цицерона, защищает использование мифа в философии, дает классификацию типов снов, заимствованную у Артемидора. Отдельные главы Комментария посвящены пифагорейской арифметике, космографии, географии, гармонии и др. Представлена намеченная Плотином и разработанная Порфирием иерархия добродетелей, образующих четыре ступени: добродетели гражданские, философские (названные “очищающими”), добродетели уже очищенного духа и архетипические. В основе картины универсума, излагаемой Макробием, — неоплатоническая триада: Бог —УмДуша (Мировая). Душа творит космос: в высших проявлениях она создает божественные небесные тела и наделяет их умом, а на низшем уровне производит индивидуальные души, которые впоследствии вселяются в земные тела. Процесс нисхождения души через небесные сферы в земное тело сопровождается приобретением ею тех или иных качеств. Земное тело — темница для души, смерть тела означает возвращение души к подлинной жизни. Будучи в теле, душа правит им, она — “подлинный человек” и “бог”. Основные темы “Сатурналий”, написанных в жанре застольных бесед, — литературная критика Вергилия и солнечный монотеизм. Вслед за Юлианом Макробий показывает, что Солнце — это “ум мира” и все божества греческой, римской и египетской религии — суть проявления одного бога — Солнца. Соч.: Macrobius, ed. J.Willis, 1963; De Verborum Graeci et Latini Differentiis vel Societatibus Excerpta, ed. P. De Paolis, 1990; в рус. пер.: Комментарий на “Сон Сципиона” (фрагменты). — В кн.: Историкофилософский ежегодник 95, 96. M., 1996, 1997; в сб.: Знание за пределами науки. М., 1996; Сатурналии. — В сб.: Очерки истории римской литературной критики. М.,1963. Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. М., 1992, кн. 1, с. 140—152; Уколова В. И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992; Петрова М. С. Натурфилософия в Комментарии на “Сон Сципиона” Макробия. В сб.: Философия природы в Античности и в Средние века, ч. 1. М., 1998. М. С. Петрова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|