КИСТЯКОВСКИЙ


КИСТЯКОВСКИЙ
Богдан (Федор) Александрович (1868–1920) – рус. юрист и социолог-идеалист, кадет. Проф. Киевского ун-та (с 1917). Один из авторов сб. "Проблемы идеализма" (1902, ст. "Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем") и "Вехи" (1909, ст. "В защиту права"), отразивших эволюцию рус. бурж. интеллигенции в сторону реакции (см. Веховство). По филос. взглядам К. принадлежал к неокантианству баденской школы. Эту разновидность идеализма он называл "научной философией" или "научно-философским идеализмом" и противопоставлял ее религ.-мистич. направлению рус. философии (Бердяев, Булгаков и др.).
Гл. работы К. посвящены методологич. вопросам социологии. Разрешение след. проблем должно, по мнению К., привести к созданию действит. науки об обществе:
1) как путем выделения наиболее простых признаков социальных явлений и комбинирования их образуются социально-науч. понятия;
2) применимо ли причинное объяснение к социальным явлениям;
3) каково значение норм в обществ. жизни и как они воздействуют на определенные социальные группировки. Согласно К., сфера познания делится на область действительного (где господствует естествознание с его принципом причинной необходимости, т.е. закона) и на область должного (где решающее значение имеют социальные науки); в последнем случае гл. роль играют не категории необходимости и причинности, а априорные нормы теоретич. мышления, практич. деятельности и художеств. творчества. Эти общеобязат. нормы и составляют основание для оценки и систематизации социальных фактов. Т.о., К. не вышел за пределы неокантианского дуалистич. противопоставления природы и общества; его попытка обосновать социологию как науку, дающую достоверные знания, явно несостоятельна. Выступая против историч. материализма, К. полагал, что классовая концепция несовместима с объективным учением об обществе. Он не мог также понять материалистич. монизма марксистской теории.
В правоведении К. примыкал к теориям бурж. нем. государствоведа Еллинека, придававшего большое значение формально-юридич. методу в науке о праве.
Соч.: Gesellschaft und Einzelwesen. Eine methodologische Untersuchung, В., 1889; на рус. яз.: Идея равенства с социологической точки зрения, "Мир божий", 1900, No 4; Категория необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений, "Жизнь", 1900, т. 5–6; В защиту научно-философского идеализма, "Вопр. филос. и психол.", 1907, кн. 1 (86), янв.–февр.; Проблема и задача социально-научного познания, там же, 1912, кн. 2(112); Право как социальное явление, "Вопр. права", 1911, кн. 8(4); Сущность государственной власти, Ярославль, 1913; Социальные науки и право, М., 1916.
Лит.: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16; История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 691–92; Фатеев А. Н., Русский методолог теории права, X., 1917.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


КИСТЯКОВСКИЙ
    КИСТЯКОВСКИЙ Богдан (Федор) Александрович [4 (16) ноября 1868, Киев— 16 апреля 1920, Екатеринодар] — русский философ, правовед, социолог. Учился в Киевском, Харьковском, Дерптском университетах, в 1895—97 — на философском факультете Берлинского университета, в 1898 защитил диссертацию “Общество и индивидуальность” на немецком языке. Сотрудничал с П. Б. Струве в журнале “Освобождение”, сборнике “Проблемы идеализма”. Редактор журнала “Критическое обозрение”, один из авторов “Вех” (статья “В защиту права”). Преподавал на юридическом факультете Киевского университета (с 1917), профессор права. Академик Украинской АН (1919). Один из идеологов украинского национального возрождения. Умер во время поездки вместе с В. И. Вернадским в ставку Деникина с целью отстоять права академии.
    Философия и социология права Кистяковского базируются на неокантианстве. Главный труд — “Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права” (М., 1916), где собраны лучшие статьи предыдущих лет. Незаконченная работа “Право и науки о праве” погибла при пожаре во время эсеровского восстания в Ярославле в 1918. Кистяковский стремился выработать строгую науку об обществе путем создания эффективной методологии социологического анализа. Считая, что рациональное познание не способно в полном объеме осмыслить идею власти, разрабатывал понятия “власть”, “государство”, “индивид”, “право”, “социальное взаимодействие” и др., привлекая методы художественно-интуитивного познания. Кистяковский полагал, что “для того, чтобы наука о праве была методологически правильно построена, она должна быть ориентирована... прежде всего в философии культуры и только при посредстве ее во всей сумме гуманитарных наук” (Право и метод.— В кн.: Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997, с. 324). Выступал за методологический плюрализм, но критиковал идею замены социальных понятий понятиями нравственности, в частности трактовку Вл. Соловьевым государства как “организованной жалости”. Отрицал правовой нигилизм, ведущий к произволу власти сверху и анархии масс снизу.
    Соч.: Проблема и задача социально-научного познания.— “Вопросы философии и психологии”, 1912, кн. 2 (112); Страницы прошлого (К истории конституционного движения в России). М., 1912; Сущность государственной власти. Ярославль, 1913; Что такое национализм?— “Национальные проблемы”, 1915, № 1; Философия и социология права. М., 1997.
    Лит.: Фатеев A. ff. Русский методолог права. Харьков, 1917; Голосенки И. А. Социология на неокантианской платформе: Б. А. Кистяковскмй и В. М. Хвостов.— В кн.: Российская социология. СПб., 1993;
    Сапов В. В. Главная книга академика Б. А. Кистяковского.— “Вестник РАН”, 1994, т. 63, №3.
    H. А. Куценко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1267
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВА. Об общественном идеале”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗМА”
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА»
  • Движение за права мужчин
  • КИСТЯКОВСКИЙ
  • КИСТЯКОВСКИЙ БОГДАН
  • ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА
  • ОСНОВНЫЕ ПРАВА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
  • Права женщин
  • Права человека женщин
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
  • СУБЪЕКТ ПРАВА
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРАВА
  • вера в теории познания и философии науки
  • логика научного познания (логика науки)
  • методология гуманитарных и социальных наук
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • философия науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь