ЛОКК


ЛОКК
(Locke) Джон (1632—1704) — англ. философ и политический мыслитель, разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Род. в пуританской семье. Окончил Вестминстерскую школу и колледж Крайст-Черч Оксфордского ун-та, в котором затем преподавал. В 1668 избран членом Лондонского королевского общества. Став в 1667 домашним врачом и компаньоном лорда Эшли Купера (впоследствии графа Шефтсбери) — видного оппозиционного общественного деятеля времен Реставрации, Л. приобщается к активной политической жизни. С этого времени жизнь Л. на много лет связывается с семьей Купера. Политические взлеты и падения лорда тут же сказывались на его судьбе. Вслед за Шефтсбери, ввиду грозящих преследований со стороны англ. правительства, он в 1683 эмигрирует в Голландию. Здесь Л. сближается с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения того королем Англии возвращается в 1689 на родину.
В центре философии Л. — теория познания, развиваемая в традиции англ. эмпиризма и противостоящая картезианству, кембриджскому платонизму и университетской схоластической философии. Его главное филос. произведение «Опыт о человеческом разумении» (1690, рус. пер. 1898) содержит изложение целостной системы эмпирической философии, одной из главных задач которой было доказать несостоятельность допущения в познании к.-л. умозрительных предпосылок и, вместе с тем, невозможности метафизики, занимающейся трансцендентными проблемами. Л. создал грандиозную модель происхождения всего человеческого знания из чувственного опыта и исследовал получаемое т.о. знание с т.зр. его достоверности, очевидности, реальности и объема.
Согласно Л., добро есть то, что доставляет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдание; в достижении этого и заключается, собственно, счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы. Свою основную этическую максиму Л. корректирует определением морального добра как подчинения человеческой воли естественному закону, коренящемуся в конечном счете в божественной воле, — «истинной основе морали». В благоразумном и благочестивом сознании достигается гармония между личными и общественными интересами.
Большой заслугой Л. была его настойчивая защита веротерпимости. Этой теме он посвятил несколько работ, наиболее яркой из которых является «Послание о веротерпимости» (1689, рус. пер. 1988) — страстный и глубокий памфлет в защиту свободы совести как неотъемлемого права каждого человека. Право выбора и исповедания религии отвечает интересам и свободам людей, и поэтому должно быть признано гос-вом как их естественное право. Оно отвечает и интересам истинной церкви как добровольного человеческого сообщества, которая в своей деятельности призвана руководствоваться благочестием и состраданием, а не насилием. Терпимость не может распространяться лишь на тех, кто вступает в противоречие с законами roc-ва и моральными нормами общества, кто сам не проявляет терпимости в вопросах религии или использует ее для получения привилегий и кто вообще отрицает существование Бога. «Послание...» содержало требования предоставления религиозным общинам равных прав и отделения церкви от гос-ва. Защищая свои взгляды на религию и церковь от критиков, Л. опубликовал второе (1690) и третье (1692) послания о веротерпимости (четвертое так и осталось недописанным). В 1695 Л. издал кн. «Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании», где старался рационально отделить подлинное учение Христа от последующих наслоений. Вместе с тем он полагал, что, поскольку человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении, в приобщении к божественному опыту «через его дух».
Социально-политическая философия Л. изложена в «Двух трактатах о правлении» (1690, рус. пер. 1988). В первом трактате Л. рассматривает и опровергает взгляды роялиста Р. Филмера, который утверждал, что всякая собственность и власть происходят от владений и власти Адама, дарованных ему Богом. Во втором трактате Л. развивает теорию происхождения собственности из труда, а государственной власти из общественного договора. Здесь излагается общая концепция происхождения, объема и цели государственного правления. Объединяясь в гос-во, люди передают правительству часть своих естественных прав ради защиты всех остальных прав — на жизнь, на свободу слова и веры, на собственность. Законодательная власть в гос-ве должна быть отделена от исполнительной, судебной и федеративной, осуществляющей внешние сношения. Правительство должно подчиняться закону, как и граждане, ибо именно закон обеспечивает свободы, защищая каждого от произвола и насилия со стороны других. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать правительство, которое не выполняет взятые на себя обязательства. Это была концепция, обосновывающая тот государственный строй парламентарной монархии, который складывался в Англии после «Славной революции» 1688—1689.
Идеи Л. положили начало идеологии века Просвещения. Их влияние испытали самые выдающиеся мыслители этого века, причем разных филос. воззрений: в Англии — от Дж. Толанда, Коллинза и Дж. Пристли до Дж. Беркли и Д. Юма; во Франции — от Вольтера и Ж.Ж. Руссо до Э.Б. де Кондильяка, К.А. Гельвеция и Д. Дидро. Политическая философия Л. получила развитие у Ш.Л. Монтескье и была воспринята идеологами Американской революции — Франклином, Адам-сом и Джефферсоном.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ЛОКК
        (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон,— 28.10. 1704, Отс), англ. философпросветитель и политич. мыслитель. Разработал эмпирич. теорию познания и идейно-политич. доктрину либерализма. Род. в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем преподавал; занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондонское королев. общество. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (графа Шефтсбери) — видного обществ. деятеля времён Реставрации, Л. приобщается к активной политич. жизни. Вслед за Шефтсбери, спасаясь от преследования англ. правительства, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королём Англии возвратился в 1689 на родину.
        В центре философии Л. — теория познания, развитая в традиции англ. эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластич. философии. На взгляды Л. оказали также влияние идеи П. Гассенди, Р. Бойля, Т. Сиденхема и И. Ньютона. Гл. соч. — «Опыт о человеч. разуме» (1690, рус. пер. 1898), над которым Л. работал около 20 лет. Согласно Л., не существует врождённых идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею бога, а всё человеч. знание проистекает из опыта — внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, напр. возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Л. определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собств. существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент. К «Опыту...» примыкают соч. Л. «О пользовании разумом» («Of the conduct of the understanding», 1706), «Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в боге» («An examination of P. Malebranchc's opinion of seeing all things in God», 1694) и др.
        Выступая против религ. фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религ. свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости. В соч. «Разумность христианства» («The reasonableness of Christianity», 1695) Л. в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. близка деизму, однако он считает, что, поскольку человеч. разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении и приобщении к божеств. опыту «через его дух».
        Хотя Л. полагал, что этика может быть наукой наподобие математики, он не создал последоват. этич. теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдание, в достижении чего и заключается счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы, Л. корректировал определением морального добра как подчинения человеч. воли закону, коренящемуся в божественной воле,— «истинной основе морали». В благоразумном и благочестивом сознании в конечном счёте достигается гармония между личными и обществ. интересами.
        Социально-политич. концепция Л. содержится в «Двух трактатах о государственном правлении» («Two treatises of government», 1690). Первый трактат посвящён опровержению феодальнопатриархальных взглядов Р. Филмера на божеств. право абс. королев.
        власти, второй — содержит теорию конституц. парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политич. строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688—89. Неизбежность гос. власти Л. рисует с позиций теорий естеств. права и «обществ. договора». В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса, правительству, согласно Л., передаётся только некоторая часть «естеств. прав» (отправление правосудия, внеш. сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодат. власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внеш. сношений), причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответств. правительство.
        Идеи Л. сыграли огромную роль в истории филос. и обществ.-политич. мысли европ. Просвещения. Они оказали большое влияние в Великобритании на Толан-да, Пристли, Беркли и Юма, во Франции — на Вольтера, Кондильяка и в особенности на материалистов 18 в. — Ламетри, Гельвеция и Дидро. Идеи Л. положили начало ассоцианизму в психологии. Политич. философия Л., явившегося «...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1, с. 371), развивалась Монтескье и нашла отражение в политич. теориях франц. и амер. бурж. революций.
        Works, v. 1—10, L., 180110; An essay concerning human understanding, ed. by A. C. Fraser, v. 1—2, Oxf., 1894; Essays on the law of nature, ed. by W. v. Leyden, Oxf., 1954; в рус. пер.— Избр. филос. произв., т. 1—2, М., 1960.
        Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 139—47; т. 23; Серебренников В., Учение Л. о прирожденных началах знания и деятельности, СПБ, 1802; P a x м а н Д., Дж. Л., [Харьков], 1924; Субботин А. Д., Принципы гносеологии Л., «ВФ», 1955, № 2; H a p с к и и И. С., Философия Дж. Л., М., I960; 3 а и ч е н к о Г. А., Дж. Л., М., 1973; ? ? ? Bourne H.H., The life of John Locke, v. 1—2, L., 1876; Gib-son J., Locke's theory of knowledge and its historical relations, Camb.—N. Y., 1917; Aaron R., John Locke, L., 19552; ? o 11 o n J. W., John Locke and the way oi ideas, Oxf., 1956; Cough J. W., John Locke's political philosophy, Oxf., 19732.
        А. Л. Субботин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЛОКК
(Locke)
Джон (род. 29 авг. 1632, Рингтон, близ Бристоля – ум. 28 окт. 1704, Отс, Эссекс) – англ, философ, психолог, педагог. Главный представитель эмпиризма, теорию познания строил на основе психологической теории сознания (чем проложил путь психологии в современном смысле, т.е. психологии как анализу эмпирического сознания), создав тем самым систему педагогики, предметом которой была отдельная личность. Исследовал происхождение, достоверность и объем человеческого знания, а также основы и степень веры, мнения и соглашения с точки зрения психологии и теории познания; тем самым он хотел побудить человека не заниматься в безмятежном спокойствии, ввиду ограниченности познания, вещами, которые выше его способности понимания. Локк отрицал врожденность идей, какими бы они ни были, теоретическими или этическими. Напротив, сознание, по Локку, сначала чисто, как белая бумага, tabula rasa, и только с помощью опыта оно приобретает содержание, которое Локк назвал «идеями». Опыт не является ни (внешним) восприятием (ощущением), ни (внутренним) самонаблюдением (рефлексией). Опыт различен у всех индивидов и народов, а потому так же безусловно само различие высших принципов. Согласованность между ними существует в крайнем случае от природы или по привычке. Для Канта, напр., большую роль сыграло учение Локка о «первичных» и «вторичных» качествах. Телам свойственны и в любом состоянии неотделимы от них величина, форма, число, положение, движение или покой. Это «первичные» качества тел, которые мы воспринимаем такими, каковы они есть в действительности. Напротив, цвета, запахи, вкусовые свойства и т. д. суть «вторичные» качества, которые возникают в нас как чисто субъективные представления посредством воздействия невидимых частиц на наши чувства. Сложное содержание может быть образовано только в соответствии с опытом; свободное комбинирование, по Локку, ведет к фантастике. Высший принцип Локка гласит: nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu (лат.: нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах); однако при этом он признавал наличие известной «разборчивости разума» (dispositions of the mind). В своем учении о государстве Локк ограничивает его деятельность самым необходимым и требует конституционного правительства на основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу и равное право для всех, а также разделение власти. В этике Локк обозначает как благо то, что побуждает или усиливает радость, а противоположное – как беду. Высший закон – всеобщее благо. Как философ религии, Локк учил: то, что Бог являлся, пожалуй, абсолютно истинно, а возможно божественное откровение или нет – может судить только разум, но не церковная догма; Локк близко стоит к естественной религии. Осн. произв.: «An essay concerning human understanding», 1690 (рус. пер. «Опыт о человеческом разуме», 1936); «Two treatises of government», 1690; «The reasonableness of Christianity», 1695.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЛОКК
(Locke), Джон (29 авг. 1632 – 28 окт. 1704) – англ. просветитель, философ, основоположник материалистич. сенсуализма, первый в философии нового времени систематически разрабатывавший теорию познания как спец. область философии. Л. – идеолог т.н. "славной революции" 1688 – классового компромисса крупной буржуазии и части земельной аристократии, представлявший "...новую буржуазию во всех ее формах..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 62). Род. в Рингтоне в семье судейского чиновника. В 1652 поступил в Оксфордский ун-т, где по окончании недолго занимался преподаванием. В 1667 стал домашним врачом и воспитателем детей, а затем секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери), с к-рым тесно связал свою судьбу. Вместе с Шефтсбери подвергался гонениям при реставрации Стюартов, дважды был вынужден эмигрировать. Путешествовал по Франции и Италии. Бежав в последний раз в Голландию (1683), Л. сблизился с Вильгельмом Оранским и стал идеологом вигов. Здесь он закончил свой гл. филос. труд "Опыт о человеческом разуме" ("An essay concerning human understanding", 1690). После переворота 1688 вернулся в Англию и до 1700 занимал административные посты.
Учение об опыте. Углубляя материалистич. эмпиризм и сенсуализм Ф. Бэкона, Л. развил учение о происхождении знания. Большое влияние на Локка оказали через Ф. Бернье идеи Гассенди. Подвергнув критике теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, Л., придерживаясь положения о том, что нет ничего в мыслях, чего не было бы в чувствах, пришел к утверждению: "на опыте основывается все наше знание..." ("Опыт о человеческом разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 128). Сознание новорожденного – это "пустое помещение" (empty cabinet), "чистая доска" (tabula rasa), и только опыт, состоящий прежде всего из ощущений, наполняет его содержанием. В педагогике эти идеи привели Л. к признанию определяющего влияния среды на воспитание ("Некоторые мысли о воспитании" – "Some thoughts concerning education", 1693), в этике – к установлению тесной связи добра и удовольствия.
Эти идеи имели огромное значение для развития обществ. мысли 18–19 вв. Опыт, по Л., состоит из идей, под к-рыми он понимал всякий объект познания, предстоящий уму: чувств. впечатления, представления, понятия, продукты воображения, интеллектуальные, эмоциональные и волевые акты души (mind), а также иногда и чувств. качества в самих объектах (см. тамже, с. 75). В качестве особого внутр. опыта Л. выделил т.н. рефлексию, представляющую собой "...наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления..." (там же, с. 129). Рефлексия, по Л., – вторична и возникает на основе чувств. опыта. Такое понимание рефлексии способствовало преодолению дуализма Декарта, развитию эмпирич. психологии, изучению деятельности субъекта в процессе познания и установлению специфики рацион, формы познания. Компромисс с идеализмом в толковании рефлексии возник в философии Л. лишь при определении результатов деятельности рефлексии, будто бы помимо внешнего опыта порождающей идеи существования, времени, числа. Эта непоследовательность сенсуализма Л. выражала неспособность метафизич. материалиста понять диалектику перехода от чувств. познания к рациональному.
Проблема мира и бога. Источник внеш. опыта Л. видел в объективном мире: "...простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас..." (там же, с. 549). Материалистич. учение о природе изложено Л. в "Опыте" и "Элементах естественной философии" ("Elements of natural philosophy", 1697–1700, опубл. 1720). Оно сложилось под влиянием атомистики Эпикура, Гассенди и Р. Бойля, а также механики Ньютона. Ленин характеризовал материалистич. взгляды Эпикура и Л. как "...гениальные догадки и у к а з а н и я пути н а у к е..." (Соч., т. 38, с. 290). Пытаясь объяснить относит. устойчивость сочетаний идей внешнего опыта, Л. приходил к предположению о некоей связующей их субстанции-материи, но, будучи метафизиком, понимал ее как "плотную субстанцию" (пометка Л. на полях книги Д. Серджента), являющуюся подпорою устойчивых качеств предметов внешнего мира (см. Избр. филос. произв., т. 1, с. 301 и др.). В понимании пространства Л. колебался между свойственной Ньютону его абсолютизацией и пониманием его как несамостоятельного условия движения. О факте наличия объективного мира с очевидностью свидетельствуют ощущения (см. тамже, с. 612); убеждение в этом делало Л. противником идеалистич. интерпретации сенсуализма.
Принимая идею субстанции, Л. критиковал ее схоластич. интерпретацию. Однако вся трактовка Л. понятия субстанции обнаруживала ее метафизич. слабость, чем воспользовались Беркли и Юм в интересах идеализма. Герцен отмечал, что Л. своим учением о независимости идеи "подпоры" от опыта превращал ее невольно в разновидность им же отрицаемых врожденных идей (см. Собр. соч., т. 3, 1954, с. 293–94).
Как метафизик, Л. не понимал, что материя обладает самодвижением, и считал атомы пассивными. Поэтому для объяснения движения он, как и Ньютон, признавая существование бога, отводил ему роль источника движения и сознания (см. Избр. филос. произв., т. 1, с. 600–11). Вслед за Гоббсом, утверждавшим существование "мыслящих тел", Л. допускал, что материя способна к мышлению. В полемике со Стиллингфлитом, епископом Вустерским (Ворчестерским), обвинявшим Л. в безбожии, Л. повторил аргумент Иоанна Дунса Скота о том, что отрицание способности материи к мышлению означало бы ограничение могущества бога. В соч. "Разумность христианства" ("The reasonableness of Christianity", 1695) Л. отстаивал "естественную религию", близкую к деизму и отличавшуюся от него допущением божеств, откровения и нек-рых тезисов христ. догматики. Л. – сторонник отделения церкви от гос-ва и веротерпимости, к-рую он не распространял, однако, на католиков и атеистов ("Четыре письма о веротерпимости", 1685–1704, опубл. 1689–1706). Л. был противником подчинения знания откровению и утверждал, что "вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных предписаний разума" (там же, с. 671). Идею бога Л. характеризовал как неясную и спутанную.
Учение об идеях, абстракциях и и с т и н е. Простые чувств. идеи (наследницы "натур" Ф. Бэкона) Л. разделял на первичные качества (протяженность, фигура, толчок, механич. движение, покой и телесная непроницаемость) и вторичные качества (цвет, запах, вкус, звук и т.д.). Первые "...реально существуют... в телах" (там же, с. 157) и воспринимаются совокупностью органов чувств, хотя для выявления структуры тел и нельзя обойтись без разума. Вторые не отражают свойств вещей. Впрочем, в вопросе об отношении первичных и вторичных качеств Л. не занял все же вполне четкой позиции: не понимая диалектики сущности и явления и заявляя, что вторичные качества мнимы, "...вовсе не имеют сходства с ними (вещами. – И. Н.)" (там же), в других случаях он признавал, что между ними и силами тел есть реальная сообразность (см. тамже, с. 376), а иногда допускал, что они "подобны" свойствам вещей (см. тамже, с. 389). Учение Л. о первичных и вторичных качествах приводило его к противоречию между признанием качеств, многообразия мира и стремлением свести его многообразие к первичным качествам. Колебания Л. использовал Беркли, полностью субъективировавший не только вторичные, но и первичные качества, устранив тем самым на почве идеализма всякое различие между ними.
Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Л. считал исходным, первым чувственное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти "интуитивным". Давая знание единичных свойств вещей, оно приближается к знанию более общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. (вероятное знание). Второй вид знания – демонстративное, т.е. знание через умозаключения, среди к-рых Л., невысоко оценивая познават. значение силлогистики и критикуя ее употребление в схоластике, выделял умозаключения через сравнения и вообще отношения идей. Третий (высший) вид знания – интуитивное знание, т.е. непосредств. восприятие разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. В учении об интуиции на Л. оказал влияние Декарт, однако понимание Л. интуиции свободно от картезианской концепции врожденных идей. Еще до умозаключений, по мнению Л., активность ума проявляется в. образовании сложных идей посредством невольного или же активного комбинирования простых идей тремя способами. Первый из этих способов заключается в суммировании простых идей, благодаря чему получаются собственно сложные (complex, collected) идеи субстанций (в данном случае под субстанциями понимаются единичные самостоят. объекты, напр. "человек"), а также идеи модусов (т.е. признаков и действий субстанций) – простых (образуемых соединением однородных простых идей, напр. "пятнадцать") и смешанных (эти модусы образуются через аналогичное соединение разнородных идей, напр. "красота"). Второй способ состоит в сравнении идей, благодаря чему получаются идеи отношений ("причина", "отцовство" и др.). Третий способ есть обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной группы; в результате возникают общие (general) идеи, напр. "человек вообще", "живое существо". Разграничение между первым и третьим способами по характеру полученных результатов у Л. недостаточно ясно и оправдано. Учение Л. о деятельности рассудка сложилось отчасти под влиянием Гоббса. Положенный в основу его принцип комбинирования соответствовал практике науч. исследования 17–18 вв., в к-ром преобладали собирание, регистрация и упорядочение (классификация) фактов, а на первом плане среди наук выступала механика. Примененный Ф. Бэконом в учении о "формах", этот принцип был использован Л. в теории познания для анализа деятельности мышления.
Вопрос о реальности общего Л. решал в плане концептуализма: "... деление вещей на виды и обозначение их по ним есть работа разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями..." (там же, с. 414). Концептуализм Л. был направлен против реализма схоластиков и кембриджских платоников, приводившего к злоупотреблению словами. Л. выдвинул понятие о семантике как общей теории знаков и их роли в познании.
Теория образования сложных и отвлеченных идей Л. была механистической и не учитывала различия между существ, и несуществ. признаками вещей. Сам же Л. замечал недостаточности своего метода обобщения и абстрагирования, что проявилось в проводимом им различении между реальными и номинальными сущностями вещей. Номинальные сущности – это общие идеи родов вещей, получаемые через отвлечения и соединения чувств. идей и фиксируемые в именах (nomina). Содержание их зависит от совокупности воспринятых человеком внешних свойств вещей, а потому оказывается более или менее поверхностным: "... наши границы для видов не вполне сообразуются с природными" (там же, с. 453). Для постижения истинной, реальной сущности вещей необходимо при помощи рациональных средств познать структуру тел. Ограниченность теории абстракций Л. проявилась в экономия, учениях А. Смита и Д. Рикардо. "...Его философия служила всей позднейшей английской политической экономии основой для всех ее представлений" (Маркс К., Теории прибавочной стоимости, 1, 1955, с. 348).
Не проводя отчетливой грани между философией и спец. науками, Л. определял философию как "истинное познание вещей". Истину Л. понимал как соответствие идей объектам и связей между идеями связям между объектами. "Наше познание... реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей" (Избр. филос. произв., т. 1, с. 548– 549). Иногда Л. сбивался на идеалистич. понимание истины, считая познание восприятием "... связи и соответствия, либо несоответствия и несовместимости наших... идей" (там же, с. 514). Те же тенденции к интроспекционизму проявились у Л. в принятии интуиции. Понимание Л. истины как соотношения идей переносило центр тяжести вопроса на отношения между идеями и противоречило его же утверждению о том, что идеи первичных качеств истинны и что, следовательно, элементы знания (идеи) сами могут быть знанием.
Этич., педагогич. и социологич. в з г л я д ы. В этике Л. перекрещиваются две тенденции: главная из них состоит в отождествлении добра с длительным удовольствием (здоровье, добрая слава и т.п.) и пользой человека (она повлияла на формирование франц. просветителей 18 в.), вторая, побочная, – в определении добра через добровольное подчинение людьми их поступков божеств, и граждан, законам, а также обществ. мнению своей страны. Противоречие между данными точками зрения Л. пытался преодолеть, указывая, что законы природы суть именно "ветвь" божеств, закона, дедуктивно из него выводимые. Развитое Л. понимание человеч. природы, согласно к-рому возможны взаимопомощь ощущений, эмоций и разума в определении верного пути жизни, оказало воздействие на концепции Вольтера, Гельвеция и др. франц. просветителей. В английской же философии оно было разрушено Юмом, утверждавшим неустранимый разлад между разумом, неспособным якобы быть путеводителем людей в практич. жизни, и их повседневными инстинктами и привычками, подчиняющими себе мышление и не ведущими ни к знанию, ни к моральным идеалам.
Целью педагогики Л. было формирование крепкого телом и духом благовоспитанного джентльмена, стремящегося к приобретению знаний, практически полезных для предпринимательской и торговой деятельности.
Воспитание должно быть строго индивидуальным, учитывать естественные склонности и способности. Наиболее прогрессивными педагогич. идеями Л. были тезисы о решающем влиянии среды на воспитание и образование и о значении наглядности в обучении.
В социологич. взглядах Л. получила отражение его идея политич. компромисса буржуазии с дворянством. Л. был одним из родоначальников англ. бурж. либерализма. В "Двух трактатах об управлении государством" ("Two treatises of government", 1690) им была, в ходе критики феод.-патриархальной концепции Р. Филмера, развита теория бурж. парламентарно-монархич. конституц. гос-ва, направленная как против легитимистов, так и против демократов-республиканцев. Л. – сторонник отделения верховной законодат. власти (парламент) от власти исполнительной (со включением судебной и военной) и "федеративной", т.е. внешних сношений (министры и король). Теория разделения властей отражала практически сложившееся разделение власти между буржуазией и обуржуазившимися дворянами. Эту политич. концепцию Л. пытался обосновать социологически: по его мнению, обществ. договор создал правительств, власть, обязанную охранять "естественные права" людей: личную свободу и частную собственность. В отличие от Гоббса, Л. считал, что пр-во обязано само подчиняться законам, в противном случае нация возвращает себе право суверена, т.е. право насильственно расторгнуть договор с данным пр-вом и образовать новое, к-рому и передается вновь суверенитет. Л. полагал, что в условиях Англии такой случай только что произошел и в повторении не нуждается. Так, Л. узаконивал приход к власти бурж.-дворянской партии Вильгельма Оранского.
Взгляды Л. сыграли большую роль в последующей истории философии, хотя в силу противоречивости их использование было двойственным. С одной стороны, его идеи разрабатывали Толанд, Пристли, Кондильяк, франц. материалисты (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 139, 142, 144, 147), к-рые, как, напр., Ламетри и Гельвеций, отбросили его идею рефлексии и понятие бога. Мысли, высказанные Л. в 33 гл. кн. II "Опыта...", положили начало разработке ассоциативной психологии (Юм, Пристли, Гартли). Локкова теория воспитания оказала влияние на этич. и социологич. учение Гельвеция, а затем и на концепции утопич. социализма начала 19 в. и передовые педагогич. идеи 18–19 вв. С др. стороны, его учение об опыте было развито Беркли и Юмом в направлении субъективного идеализма. "И Беркли и Дидро, – писал Ленин, – вышли из Локка" (Соч., т. 14, с. 113).
Философию Л. ныне стремятся использовать в интересах субъективного идеализма англо-амер; позитивисты (напр., Айер, см. "The problem of knowledge", Edinb., 1957, p. 108) и "общие семантики" (Хаякава), к-рые свое понимание теории познания как процесса оперирования исходными чувств. данными и чисто условными знаками возводят к Л. (через Беркли и Юма) и игнорируют признание Л. объективного источника идей внешнего опыта (ощущений). Витгенштейн субъективистски преобразовал учение Л. об обобщениях, выдвинув т.н. концепцию "семейных сходств" между чувств. данными, зависящих от конвенционально установленных способов употребления слов (см. "Philosophical investigations", тезис 67 и др.).
Соч.: Опыт о человеческом разуме (An essay concerning human understanding, 1690) – гл. филос. произведение Л., излагающее его теорию познания, над к-рым Л. с перерывами работал почти 20 лет. К 1685 относится вариант первых двух книг "Опыта...", известный под названием "Набросок С" ("Draft С"). Извлечение из "Опыта..." было опубликовано на франц. языке в 1688 в журн. "Bibliotheque universelle et historique". Сохранилось два относящихся к 1671 черновых наброска "Опыта...", обнаруживающие значит, влияние на Л. идей Гассенди. Первый из них ("Draft А") опубликовал Р. Арон в Оксфорде в 1936; второй ("Draft В") – В. Рэнд в издании Гарвардского ун-та в 1931. "Опыт..." состоит из четырех книг. В 1-й книге содержится критика теории врожденных идей; во 2-й – учение об опыте, классификации идей и образовании сложных идей, а также анализ проблемы субстанции. В 3-й рассмотрены вопросы роли языка в познании; образования общих понятий через абстракцию; 4-й книге – задачи и границы познания, проблема истины и соотношения веры и знания. Точка зрения Л. по последнему вопросу послужила основанием тому, что папа Климент XII своим бреве от 1734 внес книгу Л. в список запрещенных для католиков книг. Лучшее англ. издание "Опыта..." с обстоят, комментариями А. Фрейзера издано в двух томах (Oxford, 1894) "Опыт..." входил во все издания соч. Л.начиная с 1714. В 1700 он был издан во франц. и в голл. переводах, в 1701 в лат., в 1755 и 1757 – в нем. переводах. На рус. яз. "Опыт..." издан в переводе А. Н. Савина в 1898 отдельно, а в 1960 в "Избр. филос. произв.", на польском – в 1921 (не полностью) и в 1955 в переводе Б. Гавецкого.
Works, v. 1–3, L., 1714; 10 ed., v. 1–10, L., 1801; (new ed.), v. 1–2, L., 1877; Philosophical works, v. 1–2, L., 1889; Essays on the law of nature, Oxf., 1954; в рус. пер. – Мысли о воспитании, 3 изд., М., 1913; Мысли о воспитании и о воспитании разума, вып. 1–3, СПВ, 1913; Педагогические соч., М., 1939; Избр. филос. произв., т. 1–2, [1 т. со вступ. ст. и под ред. И. С. Нарского, 2 т. под ред. А. А. Макаровского ], М., 1960.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, [М. ], 1955 (см. Указатель); его же, К критике политич. экономии, [М. ], 1953 (см. Указатель); Маркс К. и Энгельс Ф., Избранные письма, [М. ], 1953, с. 429; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, [M. ], 1957 (см. Указатель); Серебренников В., Учение Л. о прирожденных началах знания и деятельности, СПБ, 1892; Гребенев К. В., Д. Л. Популярный очерк его жизни и учения, М.–Л., 1929; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 213–23; Субботин А. Л., Принципы гносеологии Л., "Вопр. философии", 1955, No 2; Сахарова Т. ?., Новое о Л., там же, 1956, No 5; История философии, т. 1, М., 1957, с. 433–39; Заиченко Г. А., К вопросу о скептицизме в теории познания Д. Л, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1959, No 4; его же, Философия Д. Л., М., 1959; Hарский И. С, Философия Д. Л., М., 1960; Fох Воurne H. R., The life of J. L., v. 1–2, L., 1876; Marion H., J. Locke. Sa vie et son oeuvre, 2 ed.. P., 1893; Fraser A. C., Prolegomena biographical, critical and historical, в кн.: Lock J., An essay concerning human understanding, v. 1–2, Oxf., 1894; Alexander S., Locke, L., 1908; Didier J., J. Locke, P., 1911; Gibson J., Lock's theory of knowledge and its historical relations, Camb., 1917; Сarlini ?., La filosofia di G. L., Firenze, 1928; King, [P. ], The life of J. L., with extracts from his correspondence, journals and commonplace books, new ed., v. 1–2, L., 1930; Mc Lachlan H., Religions opinions of Milton, Locke and Newton, Manch., 1941; Gоugh J. W., J. Lock's political philosophy, Oxf., 1950; Klemmt ?., J. Locke, Meisenheim – W., 1952; Aaron R., J. Locke, 2 ed., Oxf., 1955; ?onno G., Les relations intellectuelles de L. avec la France (D'apres des documents inedits), Berk.–Los Ang., 1955; Yоlton J. W., J. L. and the way of ideas, Oxf., 1956; Сronstos M. W., J. Locke; a biography, N. Y., 1957; Mehring F., J. Locke, Gesammelte Schriften, Bd 13, В., 1961, S. 31–35 (впервые опубл. в журн. "Neue Zeit", 23 Jg., 1904/05, Bd 1); Macpherson C. В., The political theory of possessive individualism. Hobbes to Locke, Oxf., 1962.
И. Нарский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Локк
    ЛОКК (Locke) Джон (29 августа 1632, Рингтон — 28 октября 1704, Отс) — английский философ и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и доктрину либерализма. Воспитывался в пуританской семье. Учился в Вестминстерской школе (1647—52), в колледже Крайст-Черч Оксфордского университета (1652—56). После окончания колледжа преподавал в нем греческий язык, риторику и моральную философию. Одновременно Локк серьезно занимался естествознанием, помогал Роберту Бойлю в его химических экспериментах, проводил метеорологические наблюдения и основательно изучал медицину. В 1668 был избран членом Лондонского королевского общества. В 1667 Локк оставил колледж и поселился в доме лорда Эшли Купера (будущего графа Шефтсбери) в качестве его компаньона и домашнего врача. Лорд Эшли был видной политической фигурой, одним из лидеров оппозиции режиму Реставрации. Отныне жизнь Локка была надолго связана с семьей Эшли. Политические взлеты и падения Эшли сразу же сказывались на судьбе Локка. Когда Эшли после неудавшегося антиправительственного заговора бежал в Голландию, положение Локка стало небезопасным, и он в 1683 вынужден был эмигрировать. Годы, проведенные в Голландии, — один из самых плодотворных периодов его жизни. Локк заканчивает работу над своим основным философским сочинением “Опыт о человеческом разумении” (1690, рус. пер. 1898), пишет и издает “Послание о веротерпимости” (1689, рус. пер. 1988), завершает свой фундаментальный труд по политической философии “Два трактата о правлении” (1690, рус. пер. 1988).
    В “Опыте о человеческом разумении” Локк изложил целостную систему эмпирической философии, одной из главных задач которой было доказать неосновательность допущения в познании каких-либо умозрительных предпосылок и вместе с тем невозможность метафизики, занимающейся трансцендентными проблемами. Он предложил грандиозную модель происхождения всего человеческого знания из чувственного опыта и исследовал полученное т. о. знание с т. зр. его достоверности, очевидности, реальности и объема.
    “Посланию о веротерпимости” предшествовали оставшиеся в рукописях “Опыт о веротерпимости” и “Защита нонконформизма”. В “Послании...” Локк, хотя и анонимно, высказал взгляд на свободу совести как на неотъемлемое право каждого человека. Право выбора и исповедания религии соответствует интересам и свободам людей и поэтому должно быть признано государством, юрисдикция которого простирается только на их гражданские права. Свобода совести отвечает и интересам истинной церкви как добровольного человеческого сообщества, которая в своей деятельности призвана руководиться благочестием и состраданием, а не насилием. Терпимость не может распространяться лишь на тех, кто вступает в противоречие с законами государства и моральными нормами общества, кто сам не проявляет терпимость в вопросах религии или использует ее для получения привилегий и кто вообще отрицает существование Бога. “Послание...” содержало требования предоставления религиозным общинам равных прав и отделения церкви от государства.
    В “Двух трактатах о правлении” впервые обстоятельно изложены начала политической доктрины либерализма. В первом трактате Локк рассматривает и опровергает взгляды роялиста Филмера, автора книги “Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа”. По Филмеру, всякая собственность и власть происходят от владений и власти Адама, дарованных ему Богом. Во втором трактате Локк развивает теорию происхождения собственности из труда, а государственной власти — из общественного договора. Здесь излагается общая концепция происхождения, объема и цели государственного правления. Объединяясь в государство, люди передают правительству часть своих естественных прав ради защиты всех остальных прав: на жизнь, на свободу слова и веры, на собственность. Законодательная власть в государстве отделяется от исполнительной, включая судебную, и федеративной, осуществляющей внешние сношения. Правительство должно подчиняться закону, равно как и граждане, ибо именно закон охраняет и обеспечивает их свободы, защищая каждого от произвола и насилия со стороны других. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Эта концепция по существу являлась обоснованием того государственного строя, который складывался в Англии после “Славной революции” 1688—89.
    В 1689 Локк вернулся на родину. Произошедшие в стране перемены соответствовали его убеждениям, и он активно сотрудничал с новой администрацией. Вместе с тем, защищая свои взгляды на религию и церковь от критиков, Локк публикует второе (1690) и третье (1692) послания о веротерпимости (четвертое так и осталось незаконченным). В 1695 Локк издал книгу “Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании”. В христианстве, освобожденном от всех позднейших наслоений, он видит самое разумное нравственное учение. Однако, делая акцент на единстве Бога, неявно опускает некоторые догматы, прежде всего догмат троичности. Это отнюдь не ортодоксальное сочинение положило начало двум новым течениям религиозной мысли: латитудинаризму — широкой веротерпимости, которая на некоторое время возобладала в англиканской церкви, и английскому деизму. Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге “Мысли о воспитании” (1693, рус. пер. 1759, 1939). В кон. 1690-х гг. он вступил в полемику с Эдуардом Стиллингфлитом, епископом Вустерским, который, разбирая положения “Опыта о человеческом разумении”, обвинял Локка в отходе от догм христианской веры, в противоречиях и склонности к скептицизму. В этот период Локка занимают и другие дела. Он пишет статьи, в которых излагает свои соображения о пути преодоления инфляции, участвует в проведении денежной реформы и в учреждении Английского банка. Последний государственный пост, который он занимал, — уполномоченный по делам торговли и колоний. Болезнь легких побудила его оставить Лондон и последние годы жизни провести в сельской местности (в местечке Отс), в усадьбе своих друзей — супругов Мешэм.
    Идеи Локка положили начало идеологии Просвещения, их влияние было настолько широким, что его испытали мыслители самых разных философских воззрений. В Англии — Шефтсбери, Мандевиль, Толанд, Коллинз, Гартли, Пристли, Беркли и Юм; во Франции — Вольтер, Руссо, Кондильяк, Ламетри, Гельвеций и Дидро, в Северной Америке — Джонсон и Эдвардс. Его политическая философия получила развитие у Монтескье и нашла отражение в воззрениях идеологов Американской революции 1775—83 — Франклина, Адамса и Джефферсона.
    Соч.: The Works of John Locke, v. 1—10. L., 1812; The Correspondence of John Locke, v. 1—8. Oxf., 1981-1989; Essays on the Law of Nature... Ed. by W. von Leyden. Oxf., 1954; Two Treatises of Government. A Critical edition with an Introduction and Apparatus Criticus by Peter Laslett. Cambr., 1960; A Letter on Toleration, ed. by Klibansky and Cough. Oxf., 1968; Соч. в 3 ?. ?., 1985—1988.
    Лит.: Зайченко Г. А. Дж. Локк. М., 1988; Рахман Д. Дж. Локк. Х., 1924; Серебренников В. Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. СПб., 1892; Aaron R. I. John Locke. Oxf., 1973; Fox Bourne H. R. The Life of John Locke, v. 1—2. L., 1876; Cranston M. John Locke. A Biography. Longmans, 1957; Gibson J. Locke's Theory of Knowledge and its Historical Relations. Cambr.—N. Y., 1917; Cough J. W. John Locke's Political Philosophy. Oxf., 1973; Yolton J. W. John Locke and the Way of Ideas. L., 1956; John Locke: Problems and Perspectives, ed. J. W. Yolton. Cambr., 1969.
    А. Л. Субботин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    философ


Просмотров: 1990
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Атри, Сыновья его
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • красота как методологический принцип познания
  • Локк (Locke) Джон
  • Локк Джон / Locke, John
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь