КАРАВЕЛОВ


КАРАВЕЛОВ
Любен (2 мая 1834 – 21 янв. 1879) – деятель и теоретик болг. освободит. движения; писатель, публицист, лит. критик; философ-материалист. Род. в г. Копривштица в семье откупщика, В 1857–66 жил в России (Москва), где испытал влияние рус. революц.-демократич. лит-ры. Учился на историко-филологич. фак-те Моск. ун-та (1857–59). В. 1867–69 находился в Белграде, сотрудничая с прогрессивной организацией серб. молодежи "Омладина". В 1869 уехал в Бухарест, где вместе с В. Левским создал (1870) Болгарский революц. Центр. комитет (БРЦК), возглавлявший широко разветвленную революц. организацию; К. стал редактором органов БРЦК – газет "Свобода" (1869–72) и "Независимость" (1873–74). После провала ряда революц. к-тов К. перешел в 1875 на позиции просветительства, отраженного в издаваемом им журн."Знание".
По своим филос. воззрениям К. был материалистом. Он признавал вечность материи, Вселенной, был глубоко убежден в познаваемости мира. Воюя с религ. воззрениями (правда, в творчестве К. встречаются деистич. положения), защищая науку, он отвергал путь сверхчувств. истины. Однако антропологич. характер материализма К. обусловил целый ряд ограниченностей его филос. взглядов и прежде всего их метафизич. характер (хотя подчас К. использовал положения диалектики для доказательства необходимости революц. действия). Антропологизм сказался и во взглядах К. на общество – в попытках объяснить социальные явления закономерностями природы, в преувеличении роли географич. среды в жизни общества. К. писал, что история должна быть естественной, что "ни историк, ни моралист, ни философ не достигнут своей цели, если их исследования не будут основаны на изучении природных явлений, на данных естественных наук" (Избр. произведения болг. революц. демократов, М., 1959, с. 170).
Главное в социальных идеях К. составляет его концепция народа как субъекта всех изменений в обществе, как силы, способной ликвидировать нац. и феод. гнет. "При составлении истории, – писал К., – мы должны больше всего стараться найти те факты, которые показывают стремления массы всего народа" (цит. по кн.: "История философии", т. 2, 1957, с. 516). Народ – подлинный самодержец будущего "свободного государства", к-рое должно быть построено на основах полной справедливости, трудового принципа и уравнения в имуществ. положении.
Усматривая источник обществ. движения в науке, разуме, К. пытался при помощи этого идеалистич. принципа обосновать необходимость активной деятельности человека по преобразованию социального строя: "Человек, – по К., – существо, способное к прогрессу и цивилизации, он должен развивать свой ум (разум), во всем стремиться к справедливости и добру, и, если человек убежден, что понимает недостатки общественной жизни, он должен приложить все усилия к их исправлению, не ожидая, когда они исправятся сами по себе" (Избр. произв. ..., с. 88).
К. писал: "исключительным предметом искусства" должна быть действит. жизнь (см. тамже, с. 138). В повестях и рассказах, написанных на болг., сербском и рус. языках (сб. "Страницы из книги страданий болгарского племени", 1868; "Виновата ли судьба?", 1868–69, на серб, яз., болг. изд. 1947, и др.), К. выступил одним из основоположников реализма в болг. лит-ре.
Соч.: Съчинения, т. 1–8, Руссе, 1886–88; Български глас (брошура), Женева, 1870; Книжовност, "Свобода", 1871, 17 янв., гл. 2, бр. 3; 1871, 23 янв., бр. 4; Що е живот? Бух., 1874; Знаеш ли ти кои сме?, С., 1947 (совм. с Христо Ботевым); Избрани произведения, т. 1–3, С., 1954–56; Публицистиката, ... до излизането на вестник "Свобода" (1860–1869). Статии, дописки, писма, С., 1958; в рус. пер. – Болгары старого времени, М., 1950; Повести и рассказы, М., 1954; см. также вкн.: Избр. произведения болг. революц. демократов, М., 1959, с. 63–252 (вступит. статья Л. Воробьева).
Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 512–19; Воробьев Л. В., К вопросу о философских воззрениях Любена Каравелова, "Научн. докл. высшей школы. Философские науки", 1959, No 1; его же, Философские и социологические воззрения Любена Каравелова, М., 1962; ?енев Б., Любен Каравелов. Живот – личность – творения, С., 1936; Христу В., Любен Каравелов за федерацията, С., 1948; Любен Каравелов. Библиография. 1837–1947, С., 1948; Константинов Г., Любен Каравелов. Живот–идеи–литературно наследство, С., 1949; Грозев Г., История на българската философия, ч. 1, С., 1957 (гл. пета); Кондарев Н., Идеологията на Любен Каравелов, С., 1957; Димитров М., Любен Каравелов. Биография, С., 1959; ?авлов Т., Избрани произв., т. 3, С., 1960; Любен Каравелов (1879–1959). Библиографски и методични материали, Плевен, 1959.
Гр. Грозев. НРБ.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 556
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИСТОРИЯ НАРОДА В РОССИИ ОБИТАЮЩЕГО"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК”
  • «ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК»
  • алфавитные произведения
  • внутренняя и внешняя история науки
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • га-болг
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • История наук и ученых на протяжении двух столетий
  • история науки внутренняя и внешняя
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАСТРО РУС
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Разум, истина и история
  • фир болг
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Энциклопедия философских наук
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь