Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 ИЕЗУИТЫ



ИЕЗУИТЫ


ИЕЗУИТЫ
члены реакц. организации католич. церкви – монашеского "нищенствующего" ордена, основанного Лойолой под назв. "Общество Иисуса" ("Societas Jesu"). И. подчиняются уставу, построенному на принципах строгого единоначалия и безусловной дисциплины. В дополнение к трем обычным монашеским обетам (целомудрие, бедность, послушание) И. дают особый обет – абс. повиновения папе. Им разрешается носить светскую одежду, налагать церк. наказания (эпитимию) или освобождать от них. И. могут самим себе давать освобождение от религ. предписаний и запрещений, они не подчиняются местным епископам. Во главе ордена стоит генерал, к-рого избирает пожизненно генеральная конгрегация ордена. Генерал подчинен папе, а фактически действует совершенно самостоятельно. Железная дисциплина в сочетании с обязат. взаимным шпионажем связывает все звенья ордена воедино, создавая прочную и гибкую организацию. С момента возникновения ордена И. преследовали наиболее реакц. цели: боролись против Реформации, против развития передовой науки, демократии в прогресса. Для оправдания своих действий И. создали особую систему моральных предписаний, согласно к-рой для достижения своих целей они могут использовать любые средства. "Так как дозволена цель, дозволяются и средства", – писал один из гл. моралистов ордена Г. Бузенбаум (1600–88). Поэтому считались законными и даже рекомендуемыми ложь, насилие, обман, интриги, клевета, подлог, клятвопреступление, провокации, заговоры и даже убийство "для вящей славы божьей" ("ad majorem Dei gloriam").
Обосновывая свое право на нарушение всяких нравств. норм, И. разработали особую систему "доказательств" – казуистику, получившую яркое выражение в трех осн. формах: а) пробабилизме, б) мысленной оговорке и в) "условии руководящего намерения". Согласно теории пробабилизма, развитой Бузенбаумом и Лигуори (1696–1787), нравственность поступка может считаться доказанной, если имеется хотя бы "возможное" (probabilis) оправдание ее каким-либо "авторитетом" католич. церкви. Право "мысленной оговорки" позволяет И. совершать любое клятвопреступление и приносить ложную присягу, если при произнесении ее в уме было добавлено слово "не" ("non"), якобы уничтожавшее значение принесенной клятвы. Условие "руководящего намерения" заключается, согласно рассуждениям иезуитских моралистов, в том, что безнравств. поступок становится нравственным, если он продиктован нравственно оправданной целью. Помимо этих трех гл. положений, И. разработали и ряд др. предписаний, составивших целую систему иезуитской морали (трактаты Суареса, Эскобара и др.). Сами И. называют свою систему морали "приспособительной" ("systema accomodativa"). Этот принцип характеризует всю деятельность И., т.к. они даже в своей миссионерской работе исходили не из догматич. принципов католич. церкви, а, наоборот, приспосабливали их к обычаям и нравам той среды, в к-рой они действовали.
Филос. проблемы и вопрос об отношении религии к науке И. решают с позиций томизма – неотомизма. Сыграв роль ударной силы католицизма в борьбе с протестантизмом в период католич. реакции, И. выступили как ожесточенные враги идей Просвещения и новой науки в 17–18 вв. Под давлением передовой общественности орден И. был в 1773 распущен. Однако после поражения франц. бурж. революции он был в 1814 восстановлен папой Пием VII. И. приобрели особое значение как ведущий отряд воинств. клерикализма, как гл. "нерв католической церкви". После 2-й мировой войны осн. базой И. сделались США, где сосредоточено ок. 1/3 всех членов ордена. И. проникали в Индию, Китай, Японию, Эфиопию, Лат. Америку, являясь одним из гл. проводников колонизаторской политики.
По данным 1961, И. насчитывалось св. 34 тыс. чел. В их руках 1320 газет и журналов, более 30 ун-тов, ок. 500 колледжей и до 8500 школ. И. направляют деятельность мн. массовых орг-ций, являясь одним из наиболее действенных орудий империалистич. реакции. Гл. своей задачей они считают борьбу против коммунизма. И. выступают против прогрессивных сил современности. Они проявляют себя непримиримыми врагами мира, прославляют "священную инквизицию", "благословенное пламя костров", заявляют, что атомная война вполне согласуется с христ. учением и не может считаться безнравственной, т. к. она явится "искуплением первородного греха". И. ведут ожесточенную борьбу против марксизма, объявляя его "устарелым", "несостоятельным" (Веттер, Гундлах и др.) или же пытаясь "приспособить" марксизм к католицизму, извращают и выхолащивают его содержание (Кальвез, Биго, Брокмёллер и др.). И. выступают против рабочего движения, с нападками на страны социалистич. лагеря. Их реакц. деятельность вызывает протест даже среди членов ордена И., свидетельством чего является, напр., выход из ордена профессора папского (Грегорианского) ун-та в Риме А. Тонди, выступившего с разоблачением политики И.
Лит.: Самарин Ю. Ф., Иезуиты и их отношение к России, 3 изд., М., 1870; Бёмер Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; Михневич Д. В., Очерки из истории католической реакции (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Шейнман М. М., Папство, М., 1959; Леонидов ?., О роли иезуитов в политике современного империализма, "Мировая экономика и международные отношения", 1957, Noi 2; Тонди ?., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; его же, Die geheime Macht der J suiten, Lpz.–Jena, [1960]; Monumenta historica Societatis Jesu, a patribus ejusdem Societatis edita, t. 1–72, Mad.–Roma, 1892–1925 (не окончено); Bibliotheque de la Compagnie de Jesus, nouv. ed., С. Sommervogel, t. 1–11, Brux.–P., 1890–1930; Hoensbroech P. von, 14 Jahre Jesuit, ?l 1–2, 4 Aufl., Lpz., 1911; Becker ?., Die Jesuiten. Gestalt und Geschichte des Ordens, Munch., 1951.
Б. Рамм. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1143
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ”
  • «СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ангел Церкви
  • Восхищение Церкви
  • ГЕРАКЛ 21 СРАЖАЕТСЯ С БОГАМИ ПРОТИВ ГИГАНТОВ
  • Иезуиты
  • Катехизис католической церкви
  • Князь Церкви
  • Методология науки. Системность. Деятельность
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • Отлучение от церкви, проклятие
  • ПРИВИВКА ПРОТИВ СТРЕССА МЕЙХЕНБАУМА
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • Предубеждения против женщин
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • Ревнители Церкви
  • СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ
  • Социальное давление на систему языка
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ТРОЯ 06 МЕНЕЛАЙ ГОТОВИТСЯ К ВОЙНЕ ПРОТИВ ТРОИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ наука, в частности в католич. теологии,
  • Церковные степени и должности в Римско-католической церкви
  • ЭДИП 4 СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь