|
ЗОРОАСТРИЗМЗОРОАСТРИЗМ древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). По имени верховного божества Ахурамазды З. называется также маздеизмом. Возникнув в первые века 1-го тысячелетия до н.э., З. был распространен на территории Ср. Азии, Ирана, Азербайджана, Афганистана и др. стран. В наст. время исповедуется в Индии парсами, а в Иране (в Кермане и Йезде) – немногочисл. общинами. З. и связанные с ним религ.-филос. системы оказали значит. влияние на развитие иудаизма, раннего христианства, а также на нек-рые положения др.-греч. философии, гностицизма; ряд религ. движений 1-го тысячелетия н.э. – манихейство, маздакизм и др. – имел исходным пунктом идеи, развиваемые в З. Гл. письм. памятник З. – Авеста. Для религ. филос. системы З. наиболее характерен дуализм, выражающийся в противопоставлении двух вечных абстрактных начал – добра (света) и зла (тьмы). З., или маздеизм, вырос из древнеиранских мифологич. и религ. представлений, подвергнув их коренному изменению. В индо-иранский период различались два типа богов: дайва – древние антропоморфные натура-листич. боги, и асура (букв, "господин", "владыка", иран. ахура) – боги, обладавшие особой властью морального порядка. В древнеиндийской традиции (уже в поздних гимнах Ригведы) асуры рассматриваются как враждебные человеку; позднее этот термин применяется лишь к злым духам, а собственно богами остаются лишь дайва, дэвы. В маздеизме дэвы становятся враждебными человеку богами, демонами; в их числе Авеста называет таких, к-рые являются гл. богами древних индийцев (Индра и др.). Верховным божеством З. является Ахурамазда ("Мудрый владыка"). Все осн. функции божеств. власти связаны, по существу, лишь с ним; он создает небо, землю, человека, дарует власть царю и т.д. Тот, кто следует по праведному пути, получает помощь со стороны Ахурамазды, счастливую жизнь и приобщение к арте по смерти. Дуализм др.-перс. религии выражен в ряде представлений и понятий. Ахурамазда ассоциируется с одним из осн. индо-иранских религ. понятий – "арта", т.е. правдивость, праведность, справедливый порядок, воплощение правды. В др.-перс. надписях, как и в Авесте, в противовес "арта", в соответствии с системой др.-иран. этич. дуализма употребляется термин "друдж" – "ложь", воплощение несправедливости, всего неправедного, морально нечистого. Др.-перс. религия, в к-рой ярко выражено юридич. начало, тесно связана с укреплением царской и гос. власти. Ранний маздеизм сопутствовал процессу перехода от родоплеменных объединений к созданию крупных гос. образований. Сторонники маздеизма вели упорную борьбу со старой племенной религией дэвов. В период существования больших иранских государств маздеизм постепенно отождествляется с З. Религиозная система З. характеризуется сочетанием культа высшего, благого начала с признанием дуализма. В то время как во главе сил добра стоят Ахурамазда (позднее Ормузд) и его дух Спанта-Майнью, силы зла возглавляет враждебное божество, дух-разрушитель Анхра-Майнью (позднее Ариман). Оба духа обладают творческой способностью. Мировой процесс состоит в борьбе двух начал – добра и зла, к-рая проявляется не только в умств. и духовной деятельности, но также в материальных вещах этого мира. Веществ. мир, являющийся ареной борьбы сил добра и зла, был первоначально создан в своей благой части добрым началом с целью победы над злом. На это злой дух ответил контртворением, создав смерть, болезнь, зиму, иссушающий зной и т.д. Человек в З. обладает свободой выбора: он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла. Согласно оптимистич. учению З., совместное усилие приверженцев истинной веры приведет к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, а также средством достижения индивидуального спасения являются не столько обряды, молитвы и жертвоприношения, сколько справедливый образ жизни, предписанный истинной верой. Осн. орудиями человека в борьбе со злом являются "добрая мысль", "доброе слово", "доброе деяние". В практич. деятельности человека особое значение придается умножению благого материального бытия, созданного благим началом для человека. В гатах это – разведение скота и содействие произрастанию лугов, в "младшей" Авесте – гл. обр. земледелие, ирригац. работы, у совр. парсов – различные виды деятельности (вплоть до капиталистич. предпринимательства), ведущие к увеличению собственности и изобилия. Согласно одному из текстов Авесты (Вендидад III, 30–32), возделывание хлеба наносит ущерб злому началу и продвигает вперед дело добра в такой же мере, как прочтение 10 000 молитв Ясны. З. всегда был чужд аскетизму. "Ни один из тех, кто не ест, не способен к усердному занятию делами праведности, сельским хозяйством, произведением сыновей. Ведь благодаря пище живет весь телесный мир, от голодания он теряет жизнь" (там же, III, 33). З. отвергал кровавые жертвоприношения, признавая лишь почитание огня, рассматривавшегося как выражение божеств. справедливости, арты. З. предвещал скорый приход нового мира, знаменующего собой триумф сил добра. Учение о ходе мирового процесса и эсхатология получили новое развитие в позднейшем З. Его развитие характеризуется приближением к народном верованиям и обрядам, большей конкретностью понятий и образов. Он включает в себя культ ряда старых богов, мифологич. персонажи и древние обряды, напр. возлияние опьяняющего напитка хаомы (индийское – сома). В среднеперс. лит-ре отражено дальнейшее развитие идей З., причем нек-рые из них определенно восходят к древним иран. представлениям. В их числе – концепция о предсуществовании вещей: в стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что было создано позднее на Земле (быка, человека, светил и т. д.). Это состояние носит название "менок", "невидимый", букв. "духовный". Развитие мирового процесса разделено на 4 периода по 3 000 лет в каждом. В конце последнего периода появится спаситель, к-рый осуществит окончат. победу добра над злом. При Сасанидах (3–7 вв. н.э.) З., окончательно оформившись в качестве гос. религии, становится воинств. догматич. учением, активно способствовавшим закабалению иран. крестьянства и эксплуатации покоренных народов. После завоевания Ирана арабами З. утратил свое положение гос. религии, но еще в течение двух-трех веков продолжал играть значит. роль. В период проникновения в Иран христианства, а затем ислама в З. отмечается стремление принизить роль злого духа и утвердить монотеистич. начало, но в основном старая концепция была сохранена. Парсы признают, по существу, лишь благого бога Ормузда, Ариман же мыслится лишь как символ, обозначая дурные тенденции в человеке. Источники: Авеста–Avesta. Die heiligen Bucher der Parsen, Ubers, von F. Wolff, В., 1924; Древнеперсидские надписи – Kent R.G., Old Persian. Grammar. Texts. Lexicon, New Haven, 1950; Средне-персидская зороастрийская литература – см. Pahlavi texts, transl, by ?. W. West, [v. 1–5], в серии: "Sacred books of the East", v. V, XVIII, XXIV, XXXVII, XLVII, Oxf., 1880–1897; Собрание сведений античных авторов о др. иранской религии – см. Fontes historiae religionum. Ed. С. Clemen, Fasc. 1 – Fontes historiae religionis Persicae, Bonn, 1920; Fox W. S. and Pemberton R. E. K., Passages in Greek and Latin literature relating to Zoroaster and Zoroastrianism, Bombay, 1928; Benveniste E., The persian religion according to the chief Greek texts, P., 1929. Лит.: Струве В. В., Родина Зороастризма, "Сов. востоковедение", 1948, т. 5, с. 5–34; Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, "Arch. Orientalni", 1956, roc. 24, t. 1, c. 23–56; Дьяконов И. M., История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н.э., М.–Л., 1956; Брагинский И., Из истории таджикской народной поэзии, М., 1956, с. 174–207; Nуberg H. S., Die Religionen des alten Iran, Lpz., 1938; Bailey H. W., Zoroastrian problems in the ninth-century books. Ratanbai Katrak lectures, Oxf., 1943; Dumezil G., Naissance d'archanges. Essai sur la formation de la theologie zoroastrienne, 4 ed., [P., 1945]; Duchesne-Guillemin J., Ormazd et Ahriman, P., 1953; ?aehner R. C, The teachings of the magi, L., [1956]. См. также лит. при ст. Заратуштра и Авеста. Э. Грантовский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЗОРОАСТРИЗМ ЗОРОАСТРИЗМ — религиозное учение, распространившееся в 1-м тысячелетии до н. э. на северо-востоке Ирана и в сопредельных областях Афганистана и Средней Азии. Приверженцы зороастризма именуются в различных текстах также маздаяснийцами, парсами, огнепоклонниками; мусульмане дали им уничижительное прозвище “гебры”. Название “зороастризм” связано с именем легендарного основоположника религии — Зардушта (иначе Заратуштра, Заратустра; греч. — Зороастр). Полагают, что он был реальным историческим лицом и жил не позднее 7 в. до н. э. Древность возникновения и позднейшие гонения на приверженцев зороастризма привели к утрате многих его текстов. Сегодняшние исследователи опираются, в основном, на наиболее известный сборник молитв, преданий и поучений — Аеесту, записанный в 4—6 вв. За время своего существования зороастризм впитал космогонические представления, существовавшие среди иранских племен еще в эпоху индоарийской общности и в свою очередь способствовал возникновению новых идейных и религиозных систем: митраизма, манихейства, а также движения маздакитов. Зороастризм серьезно повлиял на раннее христианство И ислам, на верования курдов и народов Кавказа. В основе его вероучения лежит представление о “Мудром господе” — Боге-творце Ахура-Мазде (отсюда — “маздаяснийцы”), создавшем все благое и полезное: свет, тепло, землю, животных, людей и растении. Цель жизни благочестивого зороастрийца — помогать “Мудрому господу”, защищать и приумножать его творения: поддерживать огонь, разводить скот, обрабатывать землю, заниматься строительством, ремеслом и торговлей; растить детей. Соперником Ахура-Мазды (иначе: Ормузд, Хормузд) выступает дух зла Анхра-Майнью (иначе: Ахриман), создавший холод, смерть, вражду, вредных животных и насекомых и т. п. Зороастрийцы считают себя обязанными бороться с ними, чтобы удостоиться посмертной награды. Силы природы, стихии и положительные качества персонифицировались в роли сподвижников Ахура-Мазды или его проявлений — “Бессмертных святых” (“Амеша Спента”): Boxy Мана — “Добрая мысль”, Аша Вахишта — “Лучшая правда”, Хшатра Варья — “Избранная власть”, Спента Армаити — “Благочестие”, Амеретат — “Бессмертие” и Хаурватат — “Целостность”. В зороастризме сохранилось понятие “Высшей правды” (существовавшее еще у индоарийских племен) — Арты, подразумевающей чистоту человеческих помыслов и благородство поступков, “правильный образ действий”. Правда противопоставлялась лжи, извращенности— Друдж, неотъемлемому качеству Анхра-Майнью. Чуждый идолопоклонству, зороастризм сохранил в ритуалах культ огня как воплощения доброго начала, символа Арты. Особым образом зажженный огонь поддерживался в зороастрийских храмах столетиями, что породило еще одно название — “огнепоклонники”. Представления о душе и посмертном существовании отразились в сказании о праведном Вирафе (“Арда-Вираф-нама”), описывающем путешествие зороастрийского священнослужителя по загробному миру: возле “горы справедливости” есть мост Чинват, по которому переходят в рай только праведники, а грешники падают с моста в бездну Зороастрийское жречество (маги, мобеды) было наследственным и пользовалось большим влиянием. Зороастрийцы не признают постов и смешанных браков, бытовые ограничения в их среде очень строги. После того, как Иран был завоеван арабами, начался постепенный переход населения в ислам. К 12—13 вв. зороастрийское духовенство окончательно утратило былую власть, и часть его вместе с наиболее активными приверженцами переселилась в Северную Индию, где получила название “парсы” (т. е. “выходцы из Фарса” — центральной иранской провинции). Немногочисленные зороастрийские общины существуют и в наши дни в Йезде, Кермане, Бомбее, Карачи и некоторых других городах. Они сохранили свои обычаи и культуру. С перевода их богослужебных книг в 18 в. началось систематическое изучение персидской доисламской литературы и языка эпохи Сасанидских царей (224—650), при которых зороастризм был государственной религией Ирана. И. К. Петрова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|