ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП


ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Д. с. образуется при достаточно длительном воздействии системы одних и тех же раздражителей (внешнем стереотипе).
Процесс образования стереотипа состоит не только в упрочении входящих в него условных рефлексов, но и в объединении их в целостную систему. Процесс образования Д. с. представляет собой напряженный нервный труд. Зато для сложившегося стереотипа характерны легкость, четкость и постоянство реакций, что в большой степени экономит затрату нервной энергии на выполнение соответствующей деятельности. В этом суть биологич. значения Д. с. как формы весьма совершенного приспособления организма к условиям внешней среды. Инертность стереотипа в известных пределах не является отрицат. качеством. Она избавляет организм от необходимости приспосабливаться к случайным и кратковременным изменениям внешних условий. Нецелесообразность Д. с. в меняющихся условиях исправляется его "динамичностью", т.е. способностью к перестройке. При изменении внешнего стереотипа система временных связей корригируется, преобразуется новыми воздействиями.
Д. с. есть проявление системности работы коры больших полушарий. В итоге вся кора становится "сложнейшей динамической системой".
У человека Д. с. представляет собой физиологич. механизм множества явлений психич. деятельности, напр. таких, как навыки, привычки, – вообще, формы психич. деятельности, характеризующиеся ритми-зированным, автоматич. протеканием; он обеспечивает автоматизированность многих операций деятельности. Разгружая сознание от постоянного контроля за каждой операцией, сформировавшиеся навыки делают возможным сосредоточение внимания на более общем и целостном руководстве деятельностью, создают предпосылки для творчества. Поэтому закономерности формирования Д. с. должны использоваться для правильной организации производств. обучения. Знание особенностей функционирования Д. с. важно и в воспитат. работе. Создание четкого ритма чередования труда и отдыха, организация рационального режима, что физиологически соответствует выработке ряда Д. с. обеспечивает бодрое состояние организма и высокую продуктивность деятельности. Особенности нарушения стереотипа необходимо знать воспитателю для понимания и предупреждения психич. "кризисов" личности, к-рые могут появиться при изменении образа жизни или характера деятельности. Резкие нарушения стереотипа могут в нек-рых случаях иметь тяжелые последствия, привести к неврозу.
Лит.: Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Полн. собр. соч., 2 изд., т. 4, М.–Л., 1951, гл. 13; его же, Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга, там же, т. 3, кн. 2, М.–Л., 1951; его же, Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных, там же, т. 3, кн. 1, ?., 1951; Вопросы формирования личности ребенка и подростка. [Сб. ст.]. Отв. ред. Ю. А. Самарин, М., 1954 (Изв. АПН РСФСР, вып. 52, Тр. Ленингр. ин-та педагогики).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1729
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • детерминация психической деятельности
  • деятельности Леонтьева теория
  • деятельности Рубинштейна теория
  • деятельности теории
  • деятельности теория
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Изучение деятельности
  • индивидуальный стиль деятельности
  • Индивидуальный Стиль Деятельности
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • неосознаваемые побудители деятельности
  • операция в теории деятельности
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности
  • Принципа Единства Сознания И Деятельности В
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • стиль деятельности индивидуальный
  • строение деятельности
  • теория деятельности
  • Теория Деятельности
  • теория деятельности Леонтьева
  • теория деятельности Рубинштейна
  • Теория Деятельности, Разработанная
  • Теория Деятельности, Разработанная
  • тип высшей нервной деятельности
  • Типы высшей нервной деятельности
  • Этические правила речевой деятельности
  • Этические правила речевой деятельности
  • эффективность деятельности группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь