|
ВАРРОНВАРРОН точнее Марк Теренций В а р р о н Р е а т и н с к и й (Marcus Terentius Varro Reatinus) (116–27 до н.э.), – римский поэт, энциклопедист, написавший несколько сотен книг; в философии – непоследовательный стоик, ученик Антиоха из Аскалона. В своих "Древностях..." ("Antiquitates...", 41 кн.) следовал обычному у стоиков разделению теологии на мифическую, физическую и государственную. Критически относясь к мифологии, он признавал за физич. теологией известное значение, поскольку она в аллегорич. форме давала толкование разных явлений природы; государственная же теология необходима для идейного обоснования обрядовой религии, являющейся моральной опорой для народа. В этике (отрывки из соч. В. по этому поводу сохранены Августином в "De civitate Dei") В. являлся, с одной стороны, последователем Антиоха (напр., в учении о разных степенях блаженства), а с другой стороны, подобно киникам, призывал к простоте древних добродетелей. В. учил о душе как о пневме и в духе древнего пифагорейства увлекался мистикой чисел. Лит.: ?омяловский И. В., Марк Теренций Варрон..., СПБ, 1869; Нагуевский Д., История римской литературы, т. 1, Казань, 1911, с. 185–202; Покровский М. М., История римской литературы, М.–Л., 1942, с. 99–100; Тронский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957. А. Лосев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ВАРРОН ВАРРОН. Марк Теренций Варрон Реатинский (Marcus Terentius Varro Reatinus) (116 до н.э., Рим—27 до н.э., Реате) -- римский государственный деятель, писатель, ученый-энциклопедист. Принадлежал к сословию всадников. Получил строгое староримское образование, среди своих учителей часто упоминает грамматика стоической школы Люция Элия Стилона. Ок. 84—82 в Афинах слушал лекции Ачтиоха Аскалонского. Варрон — образец универсального ученого-филолога эллинистического типа, не ограниченного рамками отдельной дисциплины, знатока-эрудита; автор множества сочинений (из которых сохранились полностью только “О сельском хозяйстве” и 6-я книга “О латинском языке”, остальные дошли во фрагментах или известны по названиям). В гражданской войне 49 выступал против Цезаря; однако в 47 Цезарь, ценя ученость Варрона, поручает ему организацию государственной библиотеки в Риме. Варрон писал по истории римского народа (“Старинные установления человеческие и божественные” в 41 кн.—древнейший период становления Рима, законы, религия и культы римлян, сводка в 9 кн. была популярна от Вергилия до Макробия; “О жизни римского народа”, “О происхождении римлян” и др.), по истории литературы (“О поэтах”, “О сценических представлениях”, “О комедиях Плавта” и др.), по языкознанию (“О латинском языке”, “О происхождении латинского языка”, “О сходстве слов” и др.). Для истории педагогики огромное значение имели написанные ок. 33/34 сочинения “Науки” (Disciplinae), в которых Варрон соединил достижения греческой (Платон, Исократ) и римской (Катон) педагогической мысли и определил круг дисциплин, необходимых для воспитания свободного гражданина: грамматика—риторика—диалектика; музыка — арифметика — геометрия — астрономия; медицина—архитектура. Первые три и следующие четыре составили впоследствии как “тривиум”, так и “квадривиум”—систему “семи свободных искусств” (в которую не были включены медицина и архитектура). Философская проблематика представлена в сочинениях “О форме философии”, “О началах чисел” (сочинение, отразившее повышенный интерес к пифагореизму в Риме, посвященное пифагорейской символике чисел и повлиявшее на Авла Геллия, Макробия, Фавония Эвлогия, Марии ана Капеллу, Цензорина), а также в написанной под влиянием Антиоха Аскалонского книге “О философии”. Варрон дает здесь обоснование этики и учение о благе (рефераты у Августина, De civ. Dei XIX 1—3). Он признает 288 теоретически возможных этических позиции, четыре основных естественных состояния (наслаждение-voluptas, отсутствие боли — quies, совмещение того и другого, первичное природное состояние в целом — universaliter prima naturae), стремление к которым может или соотноситься. или соотноситься и не соотноситься, или не соотноситься с добродетелью (3х4 = 12); число позиций увеличивается вдвое (24) в силу того, что их можно проводить ради себя самого и ради других (differentia ex vita sociali); еще вдвое (48) в силу того, что цель может быть достоверной и вероятной (differentia ex Academicis novis); еще вдвое (96) при киническом и некиническом подходе (differentia ex Cynicis); и втрое (288) при соотнесении либо с созерцательной (vita otiosa), либо с деятельной жизнью (vita negotiosa), либо с той и другой вместе. Однако, поскольку отличительные особенности этических позиций не имеют прямого отношения к высшему благу (finis bonorum), их число реально ограничивается 12. Варрон известен также как автор “Менипповых сатир”, одна из которых посвящена различным философским направлениям (????????????): ее фрагмент показывает, чтоклассификации Варрона им самим могли восприниматься как игра ума. Вкус Варрона к числовым спекуляциям отразился на структуре ряда нефилософских сочинений, ср. 9х9 раздела трактата “О сельском хозяйстве” или 2х7х7х7+14=700 разделов книги “Образы” (Imagines), посвященной выдающимся грекам и римлянам. Варрону принадлежал цикл диалогов по отдельным вопросам философии и педагогики (т. н. “Логисторики”): “Курион о почитании богов”, “Марий о судьбе”, “Кат о воспитании детей”, “Аттик о числах” и др. Варрон чужд академическому скепсису и считает необходимым принимать certa dogmata; в духе Антиоха Аскалонского развивает преимущественно практическую философию, цель которой— высшее благо, достижимое путем объединения естественных удовольствий и добродетелей, что приводит от vita beata через vita beatior к vita beatissima—блаженнейшей жизни, которая является не только созерцательной (otiosa), но и деятельной. Ряд сообщений о воззрениях Варрона можно найти у Цицерона и Авла Геллия. Августин (De civ. Dei IV 27, VI 5. VI 12) сообщает о трехчастном делении теологии у Варрона на “мифическую”, “природную” и “гражданскую” (ср. аналогичное деление у Панэтия). Стоическое влияние (Панэтия, через того же Антиоха) можно усмотреть в воззрении Варрона на бога как на душу, которая своим движением и мыслью правит миром, и в учении о душе как пневме. О влиянии и значении Варрона можно судить по тем эпитетам, которыми его награждали современники и потомки: “муж выдающегося дарования и всевозможной учености” (Цицерон); “ученейший из римлян” (Сенека); “образованнейший” (Симмах); третий (наряду с Вергилием и Цицероном) “великий светоч римлян” (Петрарка). Соч.: Langenhers G. (Hg.). M. Terentii Varronis Liber de philosophia, Ausgabe und Erklarung der Fragmente (Diss.). Koln, 1959. Лит.: Delia Carte F. Van-one. Genova, 1954; Boyance P. Sur la theologie de Vairon.— “Revue des Btudes Anciennes”, 1955, 57, p. 57—84; переиздание: Etudes sur la religion romaine. Rom, 1972, p. 253—282; Idem. Les implications philosophiques des recherches de Varron sur la religion romaine..— “Alii del Congresso internazionale di Studi Varroniani”, V. 1. Rieli, 1976, p. 80—103; Entretiens sur l'antiquite classique (Fondation Hardi), t. IX (Vairon). Vandoeuvre—Gen., 1963 (библиогр.); Skytlsgaard J. E. VaiTO the Scholar. Cph„ 1968; Dahlmann H. Varroniana.-ANRW 1 3 (1973). Ю. А. Шичалш Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|