АДЖИВИКА


АДЖИВИКА
(происхождение термина спорное) – материалистич. учение Др. Индии, возникшее, по-видимому, в 6 в. до н.э. Основателем А. считается мудрец Госала Маккхали, к-рый совместно с материалистами Аджита Кешакамбалин, Пурана Кашьяпа и Пакудха Катьяяна организовал особую секту – Адживика. Наибольшим влиянием учение А. обладало в период правления династии Маурьев в рабовладельч. гос-ве Магадха, после чего значение его уменьшилось, и вплоть до 14 в. оно сохраняло лишь местное значение. Источником для изучения А. являются лишь полемич. выступления против него сторонников буддизма и джайнизма. Приверженцы А. отвергали религ. доктрину о переселении душ. Основами бытия они признавали семь начал: четыре веществ. элемента (вода, земля, воздух, огонь), жизнь, радость и страдание. По их мнению, эти элементы обладают крепостью гор и прочностью колонн, нерастворимостью и неразрушимостью, первичностью и неизменностью. Учение А. в нек-ром отношении предваряло атомистич. теорию строения мира. Весь миропорядок; по А., так же как и поведение индивида, определяется не брахманскими догмами кармы, самсары или мокши, а объективным принципом нияти (судьба, необходимость). Учение о нияти направлено против господствовавших религ.-мифо-логич. представлений о подчиненном божеств. воле и непознаваемом универсуме.
Лит.: The Digha-Nikaya, ed. by Т. W. Rhys Davids and J. Estlin Carpenter, v. 1, L., 1890; Basham A. L., History and doctrines of the Ajivikas, L., 1951.
Н. Аникеев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


АДЖИВИКА
    АДЖИВИКА (от санскр. SJiva—образ жизни, способ существования, профессия)—в широком смысле общее обозначение тех древнеиндийских бродячих отшельников, которые зарабатывали на жизнь демонстрацией своей асоциальности; в узком—название одной из аскетических общин, основанных Маккхали Госалой (Маскарином Гошалипутрой), бывшим, по преданию, временным сподвижником джайна Махавиры. К адживикам причисляют также Пурана Кассапу и Пакудха Каччану. Наибольшее влияние община адживика достигла при царе Ашоке и его последователях в 3—2 вв. до н. э., о чем свидетельствуют знаменитые эдикты Ашоки. В Северной Индии адживика слилась в дальнейшем с джайнизмом и сектами вишнуизма, в Южной Индии продолжала существовать вплоть до 14—15 вв. Имеются свидетельства о каноне адживики, который, однако, не сохранился, поэтому главными источниками сведений об учителях адживики являются буддийские и джайнские тексты (где их образы доведены подчас до гротеска), а также эпиграфика.
    Отвергая обрядовое благочестие, предписанное Ведами, адживика в отличие от столь же антиведийски настроенных буддизма и джайнизма отрицала также и моральную силу кармы. Человеческие действия, по адживике, морально нейтральны: сами по себе они не являются ни благими, ни неблагими. Участью человека независимо от морального характера его деяний и личных качеств управляет внешняя сила нияти —судьбы, безличного рока. В такой интерпретации карма остается только механизмом перерождения (сансары), которое уже само по себе очищает души. Спиралевидная духовная эволюция души по истечении периода в 8.400000000 махакальп автоматически венчается освобождением (нирвана). Сторонники адживики верили, что посвящение в их орден является свидетельством последнего перевоплощения перед нирваной и всеми силами стремились приблизить желанный конец. Отсюда их постоянные изнурительные посты и частая смерть от голода и истощения.
    В классификациях душ (7 типов), в космографии и в области логики адживика близка диайнизму (некоторые средневековые индийские авторы и вслед за ними ряд современных ученых считают адживику одной из сект джайнизма). Сторонники адживики пользовались популярностью как предсказатели будущего при дворах раджей.
    Лит.: Шохин В. К. Первые философы Индии. М-, 1997; Basham A. L. History and Doctrines of the AJivikas. A Vanished Indian Religion. L., 1951; Barua B. A History of Prebuddhistic Indian Philosophy. Delhi etc., 1970.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1589
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • АДЖИВИКА
  • АТОМНОЕ УЧЕНИЕ
  • ГОСАЛА МАККХАЛИ
  • МАККХАЛИ ГОСАЛА
  • Мифы Индии
  • Мифы древней Индии во времени и пространстве
  • НИЯТИ-ВАДА
  • Патриархат Восточной Индии
  • Патриархат Западной Индии
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • Сирийская Православная Церковь Индии
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ О ВЫРАЖЕНИИ
  • УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ
  • УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
  • УЧЕНИЕ О ПОРЯДКЕ
  • Учение
  • Учение
  • ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ
  • ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА
  • лао учение
  • учение
  • учение
  • учение великое
  • учение о гуманности
  • учение о праджне
  • хуан-ди - лао-цзы учение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь