|
АДЖИВИКААДЖИВИКА (происхождение термина спорное) – материалистич. учение Др. Индии, возникшее, по-видимому, в 6 в. до н.э. Основателем А. считается мудрец Госала Маккхали, к-рый совместно с материалистами Аджита Кешакамбалин, Пурана Кашьяпа и Пакудха Катьяяна организовал особую секту – Адживика. Наибольшим влиянием учение А. обладало в период правления династии Маурьев в рабовладельч. гос-ве Магадха, после чего значение его уменьшилось, и вплоть до 14 в. оно сохраняло лишь местное значение. Источником для изучения А. являются лишь полемич. выступления против него сторонников буддизма и джайнизма. Приверженцы А. отвергали религ. доктрину о переселении душ. Основами бытия они признавали семь начал: четыре веществ. элемента (вода, земля, воздух, огонь), жизнь, радость и страдание. По их мнению, эти элементы обладают крепостью гор и прочностью колонн, нерастворимостью и неразрушимостью, первичностью и неизменностью. Учение А. в нек-ром отношении предваряло атомистич. теорию строения мира. Весь миропорядок; по А., так же как и поведение индивида, определяется не брахманскими догмами кармы, самсары или мокши, а объективным принципом нияти (судьба, необходимость). Учение о нияти направлено против господствовавших религ.-мифо-логич. представлений о подчиненном божеств. воле и непознаваемом универсуме. Лит.: The Digha-Nikaya, ed. by Т. W. Rhys Davids and J. Estlin Carpenter, v. 1, L., 1890; Basham A. L., History and doctrines of the Ajivikas, L., 1951. Н. Аникеев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. АДЖИВИКА АДЖИВИКА (от санскр. SJiva—образ жизни, способ существования, профессия)—в широком смысле общее обозначение тех древнеиндийских бродячих отшельников, которые зарабатывали на жизнь демонстрацией своей асоциальности; в узком—название одной из аскетических общин, основанных Маккхали Госалой (Маскарином Гошалипутрой), бывшим, по преданию, временным сподвижником джайна Махавиры. К адживикам причисляют также Пурана Кассапу и Пакудха Каччану. Наибольшее влияние община адживика достигла при царе Ашоке и его последователях в 3—2 вв. до н. э., о чем свидетельствуют знаменитые эдикты Ашоки. В Северной Индии адживика слилась в дальнейшем с джайнизмом и сектами вишнуизма, в Южной Индии продолжала существовать вплоть до 14—15 вв. Имеются свидетельства о каноне адживики, который, однако, не сохранился, поэтому главными источниками сведений об учителях адживики являются буддийские и джайнские тексты (где их образы доведены подчас до гротеска), а также эпиграфика. Отвергая обрядовое благочестие, предписанное Ведами, адживика в отличие от столь же антиведийски настроенных буддизма и джайнизма отрицала также и моральную силу кармы. Человеческие действия, по адживике, морально нейтральны: сами по себе они не являются ни благими, ни неблагими. Участью человека независимо от морального характера его деяний и личных качеств управляет внешняя сила нияти —судьбы, безличного рока. В такой интерпретации карма остается только механизмом перерождения (сансары), которое уже само по себе очищает души. Спиралевидная духовная эволюция души по истечении периода в 8.400000000 махакальп автоматически венчается освобождением (нирвана). Сторонники адживики верили, что посвящение в их орден является свидетельством последнего перевоплощения перед нирваной и всеми силами стремились приблизить желанный конец. Отсюда их постоянные изнурительные посты и частая смерть от голода и истощения. В классификациях душ (7 типов), в космографии и в области логики адживика близка диайнизму (некоторые средневековые индийские авторы и вслед за ними ряд современных ученых считают адживику одной из сект джайнизма). Сторонники адживики пользовались популярностью как предсказатели будущего при дворах раджей. Лит.: Шохин В. К. Первые философы Индии. М-, 1997; Basham A. L. History and Doctrines of the AJivikas. A Vanished Indian Religion. L., 1951; Barua B. A History of Prebuddhistic Indian Philosophy. Delhi etc., 1970. В. Г. Лысенко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|