КОГЕН


КОГЕН
(Cohen) Герман (1842—1918) — нем. философ, глава и основной представитель марбургской школы неокантианства. Проф. ун-та Марбурга (1876—1912). К. попытался заново обосновать кантовский априоризм и привлечь внимание к проблеме трансцендентального у И. Канта. Центральным звеном философии К. явился разработанный на основе кантовской философии трансцендентальный метод. Этот метод состоит из метафизической (констатация априорных элементов) и трансцендентальной (истолкование априорных элементов как элементов сознания, обосновывающих факты науки) стадий.
К. преобразовывал кантовское учение в последовательную логическую систему идеализма, устраняя дуализм созерцания и мышления, явления и вещи в себе. Последнюю он истолковывал как полное понятие о предмете, целенаправленную идею мышления. По К., мышление порождает не только форму, но и содержание знания, не может иметь истока вне себя, «мышление есть мышление истока, которому ничего не может быть дано». Все наши знания должны быть изменениями, вариациями принципа истока. Исток не только является необходимым началом мышления, но и подтверждает себя во всем последующем движении как действующий принцип. Производство, порождение выражает творческий суверенитет мышления. Само мышление также является целью и предметом своей деятельности. Основными формами мышления К. считал не формы понятия, а формы суждения; для всех категорий предельный фундамент — в трех суждениях, или законах мышления: суждении истока, суждении тождества и суждении противоречия.
В этике, понимаемой как учение о принципах науки о праве и гос-ве, К. описал трансцендентальные принципы чистой воли, являющиеся масштабом для должного, и создал концепцию «этического социализма». При этом К. сохранял кантовский приоритет практического над теоретическим. Эстетика исходит из чистого чувства, которое есть чистая любовь к природе человека. Позднее К. развил строго рациональную религиозную философию, опирающуюся на Ветхий Завет.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


КОГЕН
        (Cohen) Герман [4.7.1842, Косвиг (Анхальт),— 4.4.1918, Берлин], нем. философ-идеалист, глава мар-бургской школы неокантианства. Устраняя кантовское понимание «вещи в себе» и связанное с ним различие чувственности и рассудка, К. превращает тем самым центральную для «Критики чистого разума» Канта проблему трансцендентального синтеза в чисто логическую. Опираясь на кантовское учение о регулятивных идеях разума, К. истолковывает «вещь в себе» не как существующую вне и независимо от познания, а как целенаправленную идею мышления. Это истолкование Канта было охарактеризовано В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» как критика Канта справа. Мышление у К., в отличие от Канта, порождает не только форму, но и содержание познания. Наиболее наглядной моделью порождения знания мышлением является, но К., математика, особенно теория бесконечно малых. Подобно тому как математика выступает у К. в качестве фундамента естеств. наук, учение о праве служит основой наук о духе.
        Сохраняя характерный для Канта приоритет прак-тич. разума по отношению к теоретическому, К. утверждает примат этики над наукой в логич. отношении. Этику К. рассматривает как логику воли. Религии, следуя Канту, он даёт моральное толкование, будучи при этом приверженцем иудаизма. Теоретич. познание и право, наука и правовое (либеральное) государство составляют, по К., фундамент культуры и условие свободы человеч. личности — важнейшей цели историч. развития. Социальнополитич. воззрения К. выражали позиции либеральной буржуазии. Его теория «этического социализма» способствовала распространению ревизионизма в нем. социалдемократии.
        Kants Begrundung der Asthetik, В., 1889; Kants Begrundung der Ethik, B., I9102; System der Philosophie, Tl 1—3, B., 1922— 1923; Kants Theorie der Erfahrung, B., 1925.
        Яковевко В., О теоретич. философии Г. К., «Логос», 1910, кн. 1; Б а к |> а д э е К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., I960; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977; N a t o r p Р., H. Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher, Marburg, 1918; Kinkel W H. Cohen. Einfuhrung in sein Werk, Stuttg., 1924.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


КОГЕН
(Cohen)
Герман (род. 4 июля 1842, Козвиг, Ангальт – ум. 4 апр. 1918, Берлин) – нем. философ. В 1876-1912 профессор в Марбурге. Как и Наторп, является основателем и главой марбургской школы. По Когену, мышление как мышление идеи и бытие как предмет мышления тождественны. Всякое обращение к наличной действительности в философии недопустимо. Не существует никакой метафизической основы действительности. Процесс опыта есть процесс образования предмета. Математика – это «методический символ науки» (в т. ч. и философии). Коген считает, что этическое учение Канта является выражением ветхозаветной морали. Государство не есть самоцель, оно представляет собой организацию для морального развития индивидов и для осуществления идеала гуманности. Бог есть «центр всех идей, идея истины». Осн. произв.: «Kants Theorie der Erfahrung», 1871; «System der Philosophie» (Bd. I: «Logik der reinen Erkenntnis», 1902; Bd. II: «Ethik des reinen Willens», 1904; Bd. III: «Дsthetik des reinen Gefьhls», 1912.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


КОГЕН
(Cohen), Герман (4 июля 1842 – 4 апр. 1918) – нем. философ-идеалист, глава марбургской школы. С 1873 – доцент, а с 1876 – проф. в Марбурге, в 1912 переехал в Берлин.
К. в качестве исходного пункта своих исследований взял "трансцендентальный метод" Канта. Отвергая материалистические элементы кантовской философии, он последовательно выводил из чистой мысли не только априорные формы чувственности и рассудка, но и сам предмет познания. "Вещь в себе" у К. превращается лишь в формальный принцип, в некую задачу познания. Он один из первых среди неокантианцев пытался создать на основе трансцендентализма и априоризма кантовского учения чисто гносеологич. философию. Под последней он понимал такое филос. учение, которое не признает никаких независимых от познания предпосылок ("System der Philosophie", Tl 1 – "Logik der reinen Erkenntnis", 1902). Предметом его философии является, с одной стороны, т.н. культурное сознание, объединяющее в себе всевозможные области познания, гл. обр. две большие сферы – науки о природе и науки о духе, и, с др. стороны, "чистая мысль", или "принцип первоначала", – осн. принцип идеализма К.
"Культурное сознание", по К., представляет собой единую науч. картину мира в целом, к-рая воссоздается только на основе всех науч. знаний. "Культурное сознание" якобы является единственным предметом познания. Этот предмет познания особый (трансцендентальный), независящий от окружающей человека материальной действительности. Он, согласно К., не имеет аналога в действительности, т.е. не выражает собой ощущаемого и воспринимаемого мира. Для познания, говорит К., важно не то, существует ли единичный атом в действительности или нет, а то, насколько достаточна гипотеза (идея) атома для решения новых науч. проблем.
"Принцип первоначала" в когеновской философии являет собой то идеальное первоначало, или начало в чистой мысли, к-рое, по К., может служить не только действит. основой единства всей системы науч. знания – "культурного сознания", но и единств. источником, порождающим этот трансцендентальный предмет познания. Идеалистич. толкование данных физико-математич. науки привело К. к ошибочному выводу о том, что действит. содержание знания дается не извне, а создается самой мыслью. Последние достижения физико-математич. науки якобы доказывают идеальный характер основного содержания науки. Тот факт, что ощущения обусловливаются движением чувственно невоспринимаемых бесконечно малых величин – атомов, электронов и т.д., приводится К. в качестве доказательства его мысли, что в основе мира лежит нечто нечувственное, идея, гипотеза – математич. понятие бесконечно малого. "Таким образом, – пишет К., – понятие бесконечно малого, как единство, представляющее в себе и созидающее из себя все реальное, устраняет материалистическую атомистику" ("Das Prinzip der Infinitesimal-Methode und seine Geschichte", В., 1883, S. 135–36).
Ленин в своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" раскрыл действит. связь между естеств. науками и нек-рыми течениями филос. идеализма, в т.ч. и неокантианства. Он показал, что идеалистич. выводы об исчезновении материи являются результатом неверного истолкования новейших достижений естеств. науки конца 19 – нач. 20 вв. Крутая ломка старых принципов физики, до тех пор считавшихся неизменными и незыблемыми, выявила их относительность и недолговечность и породила тем самым среди ряда ученых мнение, что вообще не может быть никакой объективной истины. Нек-рые математики при исследовании мира бесконечно малых величин абстрагировались от них как от реальности, старались представить их число логически. Чистые понятия, концепты заменяли им реальные элементы, их действит. отношения. К. стремился подвести филос. фундамент под эту идеалистич. тенденцию.
В своей философии К. пытался доказать, что методологич. основоположения естественных и общественных наук содержатся в "чистой мысли" и "чистой воле", не зависящих от всяких объектов и субъектов. Если в системе естеств. наук центр. место у К. принадлежит чистой мысли – логич. строению сознания, то для обществ. наук роль логики играет этика. Подобно тому, как логика устанавливает категории для наук о природе через математику, так и этика определяет регулятивные идеи для наук о культуре через юриспруденцию ("System der Philosophie", Tl 2 – "Ethik des reinen Willens", 1904). Кант говорил, что в естествознании столько науки, сколько там математики, К. добавляет, что в обществ. дисциплинах столько науки, сколько там юриспруденции. Выступая против марксизма, К. выдвинул свое учение "этического социализма", в к-ром ратовал за осуществление т.н. идеального гос. устройства "правового государства", отвечающего абс. идее гос-ва.
Существующие в действительности классовые гос-ва – "государства насилия", по К., будут совершенствоваться под влиянием культурного и нравств. прогресса и постоянно приближаться к своему идеалу. Однако абс. идеалы чужды действительности, а потому и действительность не может обещать их осуществление. Этич. идеалы, по утверждению К., могут рассматриваться в качестве возможной действительности лишь в том случае, если существует бог.
Соч.: Kants Begrundung der Ethik, В., 1877; Kants Theorie der Erfahrung, 2 Aufl., В., 1885; Kants Begrundung der Aesthetik, В., 1889; Religion und Sittlichkeit, В., 1907; Der Begriff der Religion im System der Philosophie, [Giessen ], 1915; System der Philosophie, Tl 3, Bd 1–2 – Asthetik des reinen Gefuhls, 2 Aufl., В., 1923; Judische Schriften, Bd 1–3, В., 1924.
Лит.: Селитренников А. М., Новая система панлогизма, M., 1910; Яковенко Б., О теоретической философии Германа Когена, "Логос", кн. 1, 1910; Трубецкой Е. Н., Метафизические предположения познания, М., 1917; Каган М. И., Герман Коген, в сб.: Научные известия, т. 2, М., 1922; Ситковский ?., Неокантианство, в кн.: Из истории философии XIX века, [М. ], 1933; Natorp P., Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher, Marburg, 1918; Kinkel W., Hermann Cohen. Einfuhrung in sein Werk, Stuttg., 1924.
Б. Григорьян. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


КОГЕН
    КОГЕН (Cohen) Герман (14 июля 1842, Косвиг (Анхальт) 4 апреля 1918, Берлин) — немецкий философ, глава Марбургской школы неокантианства. Учился в иудейской богословской семинарии, затем в университете в Бреслау и Берлине. В 1865 закончил университет в Галле. В 1873 защитил диссертацию в Марбурге, где преподавал с 1876 по 1912.
    От спора с философией Канта он переходит к созданию своей философской системы. В центре его книги “Кантова теория опыта” (Kants Theorie der Erfahrung, 1871) проблема трансцендентального метода, который должен выявить условия возможности науки, отождествляемой с математикой. Главным вызовом трансцендентальной философии стало во 2-й пол. 19 в. появление новых теорий в геометрии, сама возможность многих геометрий, использование в проективной геометрии мнимых и бесконечно удаленных элементов, никак не связанных с созерцанием. Если для Канта пространственное созерцание — необходимое условие всякого знания, тот способ, которым субъект созерцает предмет, а пространство отождествляется с евклидовым пространством, то создание неевклидовых геометрий и исчисления бесконечно малых, казалось бы, разрушает обоснование Кантом научно-теоретического знания.
    Коген, настаивая на том, что объектом философии должен стать факт науки, переосмысляет понятие опыта, понимая его как создание предмета, осуществляемое во всякой подлинной науке, всякой деятельности и культурном творчестве. Предмет не может быть познан за пределами априорного опыта. В связи с этим Коген переосмысливает понятие априорности, ликвидируя различие между априорными формами чувственности и рассудка. Его задача, следовательно, состоит в том, чтобы представить пространство и время как априорные принципы активности субъекта (наряду с категориями). Коген обращается к кантонскому принципу о конструктивном характере знания. Предмет не существует, а становится, конструируется активностью субъекта, в т. ч. и воображением. Пространство и время рассматриваются как то, что создается мышлением. Предмет интерпретируется идеалистически, и понятие вещи-в-себе оказывается излишним. Пространство мыслится как принцип связи и взаимного расположения элементов конструкции, а время — как последовательность элементов конструкции. Выбор геометрии предполагает одну из конкретизации пространственных отношений, которая зафиксирована в аксиоматике и используется как логическая форма, или правило, конструирования. Коген, следовательно, дает совершенно иную, чем Кант, трактовку пространства и времени, иное определение реальности, как синтеза сообразно условиям пространства и времени. Это означает: реально то, чтосоздано мыслью в соответствии с априорньми правилами, фиксирующими отношения рядоположенности и последовательности, т. е. то, что может быть построено по правилам математического естествознания, а именно геометрии в любых ее формах, арифметики и динамики.
    Крайне низкая оценка Когеном чувственного созерцания была реакцией на позитивизм и эмпириокритицизм, которые пытались свести все знания к чувственно данному. Предмет знания (объект исследования), по Когену, не дается, а создается. Предмет — результат мыслительной активности.
    Чтобы вывести содержание знания из активности самой мысли, Коген вводит понятие генетического конструирования, порождающего акта (Ursprung), который определяет первоэлемент конструируемого предмета (в математике — точка, бесконечно малая величина, член ряда). Каждый из них, будучи элементом целого, содержит в себе принцип порождения целого. Член ряда предполагает закон построения всего ряда. Точка понимается как бесконечно малая величина, указывающая направление дальнейшего движения. Развертывание целого инициируется порождающим актом. Коген определяет этот изначальный синтетический акт как сохранение объединения в обособлении и обособления в объединении. Система Когена охватывает логику чистого познания, этику чистой воли и эстетику чистого чувства. Принцип порождающего акта значим и в этике и выражен в принципе свободы. Этика — это логика воли. Мышление и воля проистекают из одного источника — некоей прамысли. Чистая воля — безостановочное движение вперед, вечный труд. Ядро религии — этика. Бог — центр всех идей, идея истины и блага. В эстетике религия связана с идеей любви. Эстетика основана на чистом чувстве, на чистой любви к природе человека, являющейся частью природы. Истинная религия основывается на истине, выраженной в систематической философии, а истинная религиозность — на ясности систематического познания. Соч.: Kants Begrundung der Ethik. В., 1877; Das Prinzip der Infmitesemalmethode und seine Geschichte. B., 1883; System der Philosophie, Bd. l. Logik der reinen Erkenntnis. B., 1902; Bd. 2. Ethik des reinen Willens. B., 1904; Bd. 3. Asthetik des reinen Gefuhls. B., 1912; Der Begriff der Religion im System der Philosophie. B., 1915; Kleine philosophischen Schriften, 2 Bde. B., 1926.
    Лит.: Яковенко Б. О теоретической философии Г. Когена.— “Логос”, 1910, кн. 1; Бакрадзе К. С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Ю., 1960; Гаиденко П. П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве Марбургской школы ? кн.: Кант и кантианство. М., 1978; Наюгр Р. H. Cohen als Mensch, Lehrerund Forseher. В., 1918.
    Г. Б. Гутнер, А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    жрец, священнослужитель


Просмотров: 1350
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • List der Vernunft
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гендер как культурный символ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • логика научного познания (логика науки)
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Плюрализм как модель познания
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • предмет науки
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь