|
ШАО ЮНШАО ЮН Шао Яофу, Шао Канцзе (1011, Хэнчжан, пров. Хэбэй,— 1077), кит. философ, представитель неоконфуцианства. Был другом Чжан Цзая и братьев Чэн. Автор филос. трактатов «Хуан-цзи цзин-ши» («Высшие принципы, управляющие миром») и «Юй цяо вэнь-дуй» («Вопросы и ответы рыбака и дровосека»). В учении Ш. Ю. можно выделить три гл. идеи: существуют высшие принципы, управляющие Вселенной; они имеют числовое выражение; постичь их можно объективным путём, т. е. рассматривая все вещи с их т. зр. Как и др. неоконфуцианцы, считал, что возникновение вещей является результатом действия тайцзи, инь и ян, однако добавлял при этом концепцию «числа»: «изменение» (см. Чжоу Дунъи) управляется духовным началом, которое создаёт числа; числа образуют формы, а из форм возникают вещи. «Изменение» происходит в согласии с законом и является естественным. Человек — самый разумный среди созданий естеств. процесса, но, как и тьма вещей, управляется числами. Harlez Сh. de, L'ecole philosophique moderne de la Chine ou Systeme de la nature (Sing-Li), Brux., 1890, p. 77 — 110; см. также лит. к ст. Неоконфуцианство. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ШАО ЮН ШАО ЮН (Шао Яофу, Шао Канцзе, Байюань сяньшэн — “учитель из Байюаня”) [1011, Фанянь или Гуйчэн (современный уезд Хуэйсянь провинции Хэнань) — 1077] — китайский философ, один из основных создателей неоконфуцианства — “пяти учителей эпохи Сун” (наряду с Чжан Цзаем, ЧжоуДуньи, Чэн И и Чэн Хао). Основные сочинения — “Хуан цзи цзин ши” (“Упорядочение мира Высочайшим пределом”), “Юй цяо вэнь да” (“Вопросы и ответы рыбака и дровосека”). Создал целостное учение об идеальной (“прежденебесной” — сянь тянь) структуре Вселенной, единосущной человеческому сознанию и психике (синь — “сердцу”) и выраженной в системе нумерологических соответствий. Считал “числа” (шу) и “образы” (сян), воплощенные в графических схемах — триграммах и гексаграммах (см. Гуа) “Чжоу и”, абсолютно адекватными выражениями всех вещей и явлений; при этом числа первичны — они “рождают символы”. Свое учение Шао Юн называл “учением об образах и числах” (сян шу чжи сюэ) по аналогии с одним из направлений ицзинистики (“науки об “И цзине””, или “науки о переменах”, см. “Чжоуи”) эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), а также “учением о прежденебесном”. С помощью чертежей толковал последовательности триграмм и гексаграмм, традиционно приписываемые мифическому основателю китайской цивилизации Фуси, как “прежденебесный план” — выражение идеального порядка мировых трансформаций (“превращений” — хуа), существовавшего до возникновения Неба и Земли. У Шао Юна этот порядок выступал воплощением “Великого предела” (тай цт), который прямо отождествлялся им с дао и рассматривался как некий график мирового процесса. Развивая тезис Мэн-цзы “Вся тьма вещей имеет полноту во мне” и вытекающие из него идеи самосовершенствования как условия “упорядочения” Поднебесной, Шао Юн идентифицировал человеческое “сердце” с “Великим пределом” и дао, а само “учение о прежденебесном” — с “законом сердца”. Из “сердца”, так же как из тождественного ему “прежденебесного плана”, исходят “тьма превращений и тьма дел”, поэтоwj <ак”мйаяю “ЗЯЖЙУЗ йвссда” даяж&о оСйсдачтоъ ддаальный миропорядок. Полагал, что регресс и гибель человеческого общества подчиняются универсальным циклическим закономерностям: два периода расцвета (эпохи правления “императоров” (хуан), затем “государей” (ди)) сменяются периодами упадка — правления “царей” (ванов), а затем периодом разрушения — правления “деспотов/гегемонов” (ба). Предложил концепцию космических циклов, структурно подобных году: цикл, равный 129 600 годам, состоит из 12 эпох, те — из 30 “оборотов” каждая, “оборот” включает 12 поколений по 30 лет. Начало цикла обозначается гексаграммой, выражающей равновесие сил инь ян, а заканчивает его гексаграмма, обозначающая максимум силы инь. В первую эпоху цикла рождается Небо, во вторую — Земля, в третью — человек, шестая — вершина общественной гармонии, пик которой пришелся на 3-е тысячелетие до н. э., после чего нарастание силы инь ведет Вселенную к концу в завершение 12-й эпохи. Затем начнется новый цикл. Сот.: Ичуань цзи жан цзи (Сборник произведений о вспахивании земли в Ичуане). Цзюаны 1—20, в изд.: Сы бу цун кань. Папка 151, т. 1702—1705. Шанхай, 1929; Хуан цзи цзин ши шу (Книга об упорядочении мира Высочайшим пределом). Шанхай, 1936; Liu Da (transi.). I Ching Numerology: Based on Shao Yung's Classic “Plum Blossom Numerology”. S. F., 1979. А. Г. Юркевич Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|