|
ХИНАЯНАХИНАЯНА [санск.р., букв.— малая колесница или малый (узкий) путь], одно из двух основных, наряду с махаяной, направлений буддизма. Как оформленное движение возникло в нач. н. э. (понятие «X.» введено сторонниками махаяны) на С.-В. Индии (и Цейлоне), затем получила широкое распространение во всех азиат. странах, однако вытесненная на севере махаяной, окончательно утвердилась в Юго-Вост. Азии: на Цейлоне (совр. Шри-Ланка), в Бирме, Камбодже (совр. Кампучия), Лаосе, Таиланде, получив название юж. буддизма (в сев. странах сохранилась в виде отд. сект) и оказав громадное влияние на все стороны жизни этих стран. Среди школ X. следует выделить: тхераваду (школу старейших), наиболее близкую к первонач. буддизму (внаст. время её название относится ко всему направлению X.), вайбхашику (сарвастиваду) и саутранти-ку. Главные источники: «Типитака» и примыкающая к ней палийская лит-pa, среди которой наиболее значимы: комментарий Будхагхоши (в частности, его «Висуддхи-магга» — энциклопедия буддизма) и «Милинда-пань-ха» («Вопросы царя Милинды»). Большое значение имеет «Абхидхармакоша» Васубандху. Основой X. является буддийская идея о двух состояниях бытия («проявленном» и «непроявленном») и, в частности, отождествление первого с волнением дхарм — психофизич. элементов безличного жизненного процесса. Акцент на том, что «Я» и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями этих дхарм, подчёркивание нереальности «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальности самих дхарм — существ. особенность X. (в отличие от махаяны). Так, характерной чертой X. следует признать отрицание существования души как самостоят. духовной сущности (доказательству этого посвящена «Милинда-паньха»). В собственно этич. плане характерная для буддизма проповедь личного совершенствования принимает в X. форму подчёркнуто независимого (в частности, от любых сверхъестеств. сил) развития личности. Идеал совершенной личности в X.— архат (санскр.— достигший конечной цели) достигает совершенства самостоятельно и как бы мало беспокоясь о совершенстве других. Будда в X.— идеал и учитель совершенства — объект подражания и почитания. Хотя и в X. есть элементы его обожествления, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религ. организации; всё это заменено жизнью в монашеской общине. Одновременно в странах X. получил распространение своеобразный политеизм (соединение собственно буддийских черт с брахманизмом, шаманизмом, верой в духов и т. п.). Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской философии, П., 1918; Stcherbatsky T h., The central conception of Buddhism and the meaning of the word «Dharma», L., 1923; Ward Ch. H. S., Buddhism, v. 1 — Hinayana, L., 1947; Bareau ?., Les sectes bouddhiques du petit vehicule, [Saigon], 1955; см. также лит. к ст. Буддизм. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ХИНАЯНА (санскр., букв. – малая колесница) – одно из двух (наряду с Махаяной) направлений буддизма, по традиции считающееся более ранним. Практически X. отождествляется ныне с учением школы Тхеравады, хотя исторически X. наряду с Тхеравадой включала и ряд других сектантских доктрин глубокой древности (напр., Сарвастиваду, Махасангхику), а также филос. учения раннего средневековья вайбхашику и саутрантику. Можно предположить, что понятие X., а также сам термин были введены сторонниками Махаяны в начале 1-го тысячелетия н.э. и использовались для обозначения всех консервативных буддийских учений и школ, опирающихся прежде всего на тексты палийского канона – трипитаку, и считающих причастность высшей истине и высшему состоянию (нирване) уделом лишь весьма немногочисленной духовной элиты. Из многочисл. махаянских источников, вводящих в обиход термин "X.", можно указать на "Саддхармапундарику" ("Сутра Лотоса Истинного Закона"), "Махаянасутраланкару" ("Сутра – Украшение Махаяны") Асанги и "Махаянашратхотпаду" ("Возрождение Веры Махаяны") Ашвагхоши. Осн. черты, отличающие филос. учение и религ. концепцию X. от Махаяны, можно сформулировать след. образом. Будда в Х. – историч. личность, человек, Шакьямуни; согласно древним палийским текстам он не мыслился как управляющий существами или как тот, на к-рого воздействуют посредством молитв, жертв или др. культовых действий, дабы он исполнил желание. Субъектом управления оставался сам человек, а будда выступал как пример и наставник. Каждый человек в X. считается потенциальным буддой, или архатом. Если в Махаяне будда (собств., боддхисаттва) – это врач, не делающий различия между сознат. и несознат. пациентами и не оставляющий их, пока они полностью не вылечатся, то в учении X. будда – это инструктор, объясняющий, как исцелиться, и подающий пример самоисцеления только тому, кто осознал свою болезнь и имеет силу и решимость самоисцелиться. Будда выступает в X. как высший идеал живого существа, как предел духовной высоты, достижимый человеком; почитание его не является магич. актом, а есть лишь поклонение образу, возвышающее человека и увеличивающее сумму его заслуг. В X. индивидуалистич. принцип буддизма, идея свободы воли и, следовательно, ответственности остаются выраженными со всей крайностью: никто никому не может помочь ни спастись, ни освободиться, ни очиститься; все это человек может сделать только сам, своей волей, решимостью и мудростью. Высшим состоянием X. полагает нирвану, достижение к-рой (путем медитации, нравств. самоусовершенствования и интеллектуального развития) предполагает полный отрыв от феноменального мира. В X. отшельничество считается практически обязательным для достижения хотя бы низших ступеней духовного прогресса и необходимым условием для постижения филос. и религ. истин. В плане умозрительном X. характеризуется также резким противопоставлением феноменального мира (сансары) и нирваны. Среди неканонич. произведений X., к-рые уже с глубокой древности имели хождение наряду с канонич. текстами, позднее вошедшими в трипитаку (на яз. пали), особо важную роль играла "Милинда-панна" ("Milinda Panha"). В этой кн. излагаются интереснейшие мысли относительно "Я", соотношения имени и формы с субъектом, ценности отшельничества и т.д. В позднейшей (сер. 1-го тысячелетия н.э.) цейлонской традиции важное место отводится многочисл. трактатам и комментариям Буддхагхоши (очевидно, псевдоним для ряда поколений комментаторов), среди к-рых следует упомянуть "Висуддхимаггу", "Атхасалини", посвященных центр. вопросам буддийской догматики и практики "Пути", и сб. легенд, комментирующих стихи "Дхаммапады". К этой же традиции относится трактат Ануруддхи "Абхидхамматтха-сангаха", к-рый является осн. пособием, вводящим новообращенного в курс буддийской филос. догматики, а также "Паритта" – произведение, посвященное "охране" буддиста от всякого рода естеств. и сверхъестеств. зол и содержащее набор мистич. формул для их отвращения от верующих. Оба эти произведения особое распространение получили на Цейлоне и в Бирме. Огромное значение для последующих филос. традиций буддизма (особенно за пределами Индии) имел знаменитый трактат "Абхидхармакоша" Васубандху (ок. 5 в. н.э.). Обособленное место занимает во всей буддийской литературе начала нашей эры "Лалитавистара" – произведение, написанное на санскрите и позднее вошедшее в канон школы Сарвастивады. Эта книга, описывающая чудесную и волшебную сторону жизни Будды, занимает как бы промежуточное положение между X. и махаяной. Лит.: La Vallee Poussin L. de, Bouddhisme, P., 1909; его же, L'Inde aux temps du Mauryas et des barbares, Grecs, Scythes, Parthes et Yue-tchi, P., 1930; Winternitz M., History of Indian literature, v. 2, Calc., 1933; Ваreau ?., Les sectes bouddhiques du petit Vehicule, Saigon, 1955; Lamotte E., Histoire du Bouddhisme indien, Louvain, 1958. A. Пятигорский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|