ТЮРГО


ТЮРГО
        (Turgot) Анн Робер Жак (10.5.1727, Париж,— 20.3.1781, там же), франц. гос. деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологич. факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 чиновник Парижского парламента, в 1761—74 интендант в Лиможе. На посту ген. контролёра финансов в 1774— 1776 провёл ряд антифеод. реформ, которые вызвали сопротивление привилегиров. сословий и после отставки Т. были отменены. Филос. воззрения Т. формировались под воздействием идей просветителей, с которыми он сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Материалистич. и сенсуалистские взгляды сочетались у Т. с признанием роли богатворца как первоисточника бытия. Доказывая постоянство действия законов природы, Т. сформулировал один из первых вариантов рационалистич. теории обществ. прогресса, предвосхитив концепцию Кондорсе. Он высказал мысль о трёх стадиях культурного прогресса человечества: религиозной, спекулятивной и научной; впоследствии эту идею развивал Конт.
        Осн. соч. Т.— «Размышления о создании и распределении богатства» (1766, рус. пер. 1905). Вслед за Ф. Кенэ и др. физиократами Т. отстаивал принцип свободы экономич. деятельности. Т. впервые подошёл к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, различая внутри «зем-ледельч. класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наёмных работников. Т., идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса, «...был одним из интеллектуальных героев, свергнувших старый режим...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, с. 384).
        Oeuvres, v. l—5, P., 1913—23; в рус. пер.— Избр. филос. произв., М., 1937; Избр. экономич. произв., М., 1961.
        Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в 18 в., М., 1958; Фор Э., Опала Т. 12 мая 1776, пер. с франц., М., 1979.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ТЮРГО
(Turgot), Анн Робер Жак (10 мая 1727 – 20 марта 1781) – франц. философ-просветитель, экономист, гос. деятель. Получил теологич. образование (семинария и Сорбонна), но под влиянием идей новой философии (Локк, Вольтер, Монтескьё) отказался от духовного звания и поступил на гос. службу в Парижский парламент (высшее судебное учреждение феод. Франции). Был министром финансов и экономики (1774–76), проявив себя как "...радикальный буржуазный министр, деятельность которого была введением к французской революции" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 38). Сотрудничал в "Энциклопедии".
В философии Т. был сторонником деизма и сенсуализма. Т. высказал мысль, что в процессе познания природы люди вначале ищут причины явлений в воле богов, затем – в метафизич. сущностях и способностях и, наконец, в самих явлениях материального мира. Эта мысль через Сен-Симона была воспринята Контом, провозгласившим "закон трех стадий" развития человеческого мышления (теологической, метафизической и научной). С т. зр. сенсуализма Т. объясняет происхождение языка как естественно и стихийно возникающего средства человеческого общения. Абстрактные понятия, "чистые знаки", обозначающие строго определ. идеи, – не исходный пункт, а результат долгого историч. развития языка.
В философии истории Т. четко сформулировал тезис о прогрессе как всеобщем историч. законе: "...Масса человеческого рода... всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все бoльшему совершенству" (Избр. филос. произв., М., 1937, с. 52). Оставаясь в целом в рамках идеалистич. понимания истории и считая человеческий разум движущей силой прогресса, Т. в то же время указал на связь между способом добывания средств к жизни в обществе и складывающимися в этом обществе социальными отношениями. Переход от собирательства, охоты и скотоводства к земледелию привел к тому, что производится больше продуктов, чем это нужно для поддержания жизни людей. Отсюда, по Т., "...праздные люди; отсюда города, торговля, все искусства...; отсюда более быстрый прогресс всякого рода...; отсюда разделение профессий и неравенство между людьми" (там же, с. 84). Т. проницательно отмечал, что "механич. иск-ва" сохраняются и развиваются даже в периоды культурного упадка; вместе с сохраняющейся торговлей и гражд. жизнью "они медленно, но верно подготавливают более счастливые времена..." (там же, с. 139). Это дало возможность Т. понять, что ср. века не были, как считало большинство просветителей, сплошным регрессом, перерывом в истории.
Энгельс считал Т. "...одним из первых экономистов XVIII века..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Письма о "Капитале", 1948, с. 222). В политич. экономии Т. примыкал к физиократам, развивал их экономич. теорию. Глубже др. физиократов он понял классовую структуру бурж. общества, указав, что классы "земледельцев-фермеров" и "промышленников" делятся в свою очередь на классы хозяев и наемных рабочих, не обладающих орудиями произ-ва. Подготавливая почву для преодоления физиократич. теории Смитом, Т. подходил к пониманию того, что прибавочный продукт создается не только в с. х-ве, но и в промышленности.
Идеи Т., являвшиеся выражением антифеод. бурж. идеологии во Франции 18 в., оказали значит. влияние на последующее развитие философии, истории, социологии, политич. экономии.
Соч.: Oeuvres de T. et documents le concernant, v. 1–5, P., 1913–23; в рус. пер. – Избр. экономич. произв., М., 1901.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1 и ч. 3 (по имен. указат.); Муравьев С., Тюрго. Его ученая и административная деятельность, иди начало преобразований во Франции 18 в., М., 1858; Афанасьев Г. Е., Очерк деятельности Т., 2 изд., Одесса, 1886; Захер Я. М., Тюрго, М., [1924]; История философии, т. 2, М., 1941 (но имен. указат.); Чернышевский Н. Г., Избр. экон. произв., т. 1, [М.], 1948, с. 633–66; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в 18 в., М., 1958, с. 88–94; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958, с. 371–75; Казарин А. И., Т. как философ и историк, в кн.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962, с. 75–94; История экономич. мысли, ч. 1, М., 1961, с. 255–61; История экономич. учений, М., 1963, с. 92, 93, 100; Соndоrсеt J. ?. ?. de, Vie de M. Turgot, L., 1786; Вatbie ?., Turgot philosophe, economiste et administrateur, P., 1861; Neymarck ?., Turgot et ses doctrines, P., 1885; Walker Stephens W., Turgot-life and writings, L., 1895; Schelle G., Turgot, P., 1909; Dakin D., Turgot and the ancien regime in France, L., 1939; Alengry F., Turgot (1727–1781), homme prive, homme d'etat, P., 1942; Gignoux С. J., Turgot, P., 1945; Vigreux P., Turgot, P., 1947; Faure E., La disgrace de Turgot, P., 1961.
В. Кузнецов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Тюрго
    ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (10 мая 1727, Париж — 20 марта 1781, там же) — философ-просветитель, государственный деятель, экономист (представитель школы физиократов). Получив религиозное образование, под влиянием философии Просвещения отказался от духовного звания и поступил на государственную службу в парламент (1752), позднее — министр финансов и экономики. Тюрго был деистом. первоисточником бытия считал Бога-творца. По конкретным философским проблемам занимал материалистическую и сенсуалистскую позицию. В философии истории выступил как детерминист, в развитии общества видел действие законов, вытекающих из человеческой воли. Одним из первых выдвинул идею прогресса, понимая его как движение к совершенству, осуществляющееся в борьбе разума и свободы с невежеством и угнетением. Тюрго подчеркивал беспрерывность прогресса человеческого разума и общества, которое при всех изменениях постепенно приближается к состоянию равновесия. В этих успехах человеческого разума громадную роль играли возникновение городов, ремесел, искусств, разделение профессий, неравенство в условиях существования и особенно книгопечатание. В “Рассуждении о всемирной истории” Тюрго анализирует причины последовательных успехов человеческого рода, объясняет механизм возникновения государства, характеризует типы правления (деспотизм, авторитаризм и др.). Идея прогресса, в т. ч. и форм правления, сочетается у него с осознанием неминуемости упадка обществ и революций, прерывающих ход прогресса. Лучшим примером прогресса является развитие научного знания, применение математики к физике, совершенствование гипотез. Для Тюрго построение систем — характеристика спекулятивного знания, наука же строит не системы, а гипотезы. Важное место в творчестве Тюрго занимают проблемы философии языка — его происхождения, его роли для философии. В статье “Существование” в “Энциклопедии” выделил три стадии в развитии общества — религиозную, спекулятивную, научную. Прогресс связывал с развитием способов добывания средств к жизни, отметил роль собственности в формировании классов и отстаивал принцип свободы экономической деятельности Критик системы Беркли.
    Соч.: Oeuvres, v. 1—5. Р.,1913—1923; Избр. философские произведения. M., 1937; Избр. экономические произведения. M., 1961.
    Лит.: Gignoux C. J. Turgot. ?., 1945; Jolly P. Turgot. ?., 1944; Vigreux P. Turgot. ?., 1947; Faure ?. La disgrace de Turgot. P., 1961; Муравьев С. Тюрго: Его ученая и административная деятельность, или Начало преобразований во Франции 18 века. М., 1858; Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979 (с библ.).
    О. А. Останина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1128
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Индекс развития человеческого потенциала
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • О всеобщей спекулятивной философии
  • ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ТЮРГО
  • ТЮРГО
  • Трактат о принципах человеческого знания
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь