СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ


СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
        (от греч. — твёрдый и — отпечаток), схематич. стандартизиров. образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Термин «С. с.» введён в социальную психологию и социологию У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков обществ. мнения относительно этнич., классово-сословных, проф. и т. п. групп, представителей политич. партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов «массовой культуры». Согласно концепции Липмана, С. с. пропаганды и «ходячего мнения» ассоциируются с положит. или отрицат. эмоциональным восприятием объекта стереоти-пизации. В качестве объекта стереотипизации могут выступать все социальные явления. В новейшей амер. социально-психологич. и социологич. литературе термин «С. с.» используется как синоним ложных образов этнич. групп, связанных с расовыми и нац. предрассудками.
        В основе С. с. находится реальный психологич. феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту.
        В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизации представляет значит. интерес с т. зр.: а) содержания С. с., отражающих идеоло-гич. и психологич. образчики духовного мира различных социальных групп (напр., в классово антагони-стич. обществе С. с. приобретают функцию своеобразных «ярлыков» для обозначения представителей борющихся социальных сил), выявления истинного и ложного содержания в С. с.; б) определения социальных факторов, способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических, идеологических); в) уяснения функций С. с. в детерминации общения между социальными группами и индивидами (один из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).
        Бодалев А. А., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965; Buchanan W., Cantril H., How nations see each other, Urbana (111.), 1953; Young K., Social psychology, ?. ?., [19563]; All port G. W., The nature of prejudice, Garden City 1958; Lippmann W., Public opinion, N. ?.—L., [1965»]; Brown R. W., Social psychology, Glenсое, 1965.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
схематический стандартизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Термин "С. с." введен в социальную психологию и социологию У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков обществ. мнения относительно этнических, классово-сословных, профессиональных и т.п. групп, представителей политич. партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов т.н. массовой культуры. Согласно концепции Липмана, С. с. – образчики пропаганды и "ходячего мнения", к-рые ассоциируются с положит. или отрицат. эмоц. восприятием объекта стереотипизации. В качестве объекта стереотипизации могут выступать все социальные объекты. В новейшей амер. социально-психологич. и социологич. лит-ре термин "С. с." используется как синоним ложных образов этнич. групп, связанных с расовыми и нац. предрассудками.
В основе С. с. находится реальный психологич. феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, к-рая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту. В сов. психологии этот процесс изучается школой Д. Узнадзе. В экспериментальных исследованиях восприятия человека человеком было зафиксировано существ. влияние установки и С. с. как ее компонента (А. Бодалев). Однако место С. с. в структуре установки восприятия достаточно не изучено.
В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизации представляет значит. интерес с т. зр.: а) содержания С. С., отражающих идеологич. и психологич. образчики духовного мира различных социальных групп (напр., в классово-антагонистич. обществе С. с. приобретают функцию своеобразных "ярлыков" для обозначения представителей борющихся социальных сил), выявления истинного и ложного содержания в С. с.; б) определения социальных факторов, способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических, идеологических); в) уяснения функций С. с. в детерминации общения между социальными группами и индивидами (один из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).
Лит.: Ядов В. ?., К вопросу о теории "стереотипизации" в социологии, "ФН" (НДВШ), 1960, No 2; Бодалев ?. ?., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965; Кон И., Психология предрассудка, "Новый мир", 1966, No 9; Кондратенко Г. М., Об особенностях стереотипизации, "Вестник МГУ. Сер. 11. Журналистика", 1968, No 1; Buchanan W., Сantril ?., How nations see each other, Urbana (Ill.), 1953; Fishman J. ?., An examinating of the process and function of social stereotyping, "J. Social Psychol.", 1956, v. 43, half 1; Young K., Social psychology, 3 ed., ?. ?., [1956]; Riсhter M. N., The conceptual mechanism of stereotyping, "Amer. Sociological Review", 1956, v. 21, No 5; Allport G. W., The nature of prejudice, Garden City, 1958; Carter R. F., Stereotyping as a process, "Public Opinion Quarterly", 1962, v. 26; Lippmann W., Public opinion, [3 ed.], N. Y.–L., [1965]; Brown R. W., Social psychology, Glencoe, 1965.
В. Ядов. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1078
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Вайнлендская шкала социальной зрелости (vineland social maturity scale)
  • Восприятие Человека Человеком
  • ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
  • ДЕТЕРМИНИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
  • ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ
  • МАЛЫХ ГРУПП ИССЛЕДОВАНИЕ
  • МЕТОД ФОКУС-ГРУПП
  • Опросы общественного мнения (opinion polls)
  • ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КРУГОВ
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • Социальная психология (social psychology)
  • Социальное влияние (social influence)
  • Социальные вмешательства (social interventions)
  • Социальные установки
  • Социальный интерес (social interest)
  • Социальный класс (social class)
  • Социальный конструкционизм (social constructionism)
  • ТЕОРИЯ МАЛЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИЯ МАЛЫХ ГРУПП
  • Теория малых групп
  • Теория малых групп
  • Теория социальных групп
  • Теория социальных групп
  • Тренинг социальных навыков (social skills training)
  • Шкала социальной дистанции Богардуса (Bogardus social distance scale)
  • восприятие человека человеком
  • концепция представлений социальных
  • потребность в социальных контактах
  • социальных представлений концепция
  • стереотип восприятия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь