СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ


СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ
        наиболее массовая форма трудовой и общественнополитич. активности членов социалистич. общества, рычаг эконо-мич. и социального прогресса, школа политич., трудового и нравств. воспитания трудящихся. С. с. объективно и закономерно присуще социалистич. обществ. отношениям, базирующимся на обществ. собственности на средства производства. С. с. является одним из осн. средств, при помощи которых обеспечиваются рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие нар. хозяйства.
        Стремление к соревнованию проявляется в различных сферах человеч. деятельности (спорт, игра, труд и т. п.) и, по-видимому, является неотъемлемой чертой психологии и поведения человека вообще, одной из наиболее существ. форм самоутверждения личности. Осуществляя наравне с другими людьми ту или иную задачу, личность имеет возможность достичь её решения наиболее эффективным, целесообразным, самостоятельно избранным или усовершенствованным методом, причём осознание первенства и стремление к нему служат мощным стимулятором энергии, всех сил и способностей. Эту черту человеч. природы отличали многие мыслители, в том числе Фурье, который считал её одной из фундаментальных «страстей» человека. Классики марксизма развивали проблему соревнования в основном применительно к сфере труда, т. е. тему трудового соперничества, «увеличивающего индивидуальную производительность отдельных лиц...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 337), причём указывали на коренные качеств. различия соревнования, т. е. конкуренции, при капитализме и С. с.
        В основе С. с. лежит диалектич. единство трудовой состязательности и товарищеской взаимопомощи, оно по своей природе, сущности и целям противоположно конкуренции, присущей капиталистич. частнособственническим отношениям и выражающейся в борьбе частных предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров.
        Теория С. с. разработана В. И. Лениным в трудах «Как организовать соревнование?», «Очередные задачи Советской власти», «Великий почин» и др., где определены его социальная природа, осн. цели, сформулированы осн. принципы организации: гласность, сравнимость результатов, возможность практич. повторения передового опыта.
        С. с. началось с первых дней существования Сов. государства, его формы — коммунистич. субботники, производств. конкурсы и обществ. смотры, ударные бригады, стахановское движение и др.
        На каждом этапе строительства социализма С. с. по целям и задачам, формам организации отражало особенности данного этапа развития. На ступени зрелого социализма С. с. превратилось в подлинно массовое движение, охватившее все классы и социальные слои общества, сферы промышленности, сельского хозяйства, обслуживания, науку, культуру; оно неразрывно связано с осн. направлениями науч.-технич. прогресса. На совр. этапе наиболее полно проявляется комплексный характер С. с., успешно и эффективно реализуются его осн. функции — экономич., социальная и воспитательная. Высшей ступенью развития С. с. является движение за коммунистич. отношение к труду, его опытом обогащаются все формы социалистич. соревнования. Это движение выступает ведущей силой роста и укрепления отношений коллективизма и взаимопомощи, расширения участия трудящихся в управлении производством, в соревновании развиваются и крепнут сознат. дисциплина труда, забота об интересах всего общества, что создаёт условия для постепенного превращения труда в первую жизненную потребность человека.
        Совр. практика С. с. породила ряд новых трудовых починов (встречное планирование, бригадный подряд, соревнование смежников, щёкинский метод и др.), которые приобрели широкое распространение, играют действенную роль в повышении эффективности производства, улучшении практики планирования эконо-мич. и социального развития предприятий.
        Непосредств. организацией соревнования занимаются профсоюзы; большую роль в руководстве соревнованием, в создании условий для выполнения принятых обязательств играют административно-хоз. органы.
        Коммунистич. партия на каждом этапе определяет гл. направление и осн. формы развития С. с., проводит идейно-политич. и организац. работу по вовлечению коммунистов и широких масс трудящихся в соревнование, направляет деятельность обществ. и гос. организаций в практич. руководстве соревнованием.
        ? Поет. ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации С. с.» 31 авг. 1971, в кн.: КПСС в резолюциях..., т. 10, М., 19728; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Смольков В. Г., Соревнование и коммунизм, М., 1970; Алексеев Г. П., Смольков В. Г., С. с. в условиях развитого социализма, М., 1974; Куторжевский Г. А., Смирнов В. А., С. с. Проблемы, опыт социологии, исследования, М., 1974; С. с. Вопросы теории и практики организации, М., 1978; Киселев В. Н., Социальная функция С. с., М., 1980; Теоретич. проблемы С. с., М., 1980.
        Н. Н. Дмитриев, В. Н. Киселёв.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ
специфич. для социализма форма взаимного стимулирования активности людей в процессе их совместной обществ. деятельности. Соревнование может возникать при самых различных социальных формах объединения и кооперации действий отдельных людей, но обществ. природа его зависит от социальных отношений, присущих данному обществу. В товарно-капиталистич. обществе движущим стимулом деятельности частных производителей является конкуренция, где каждый преследует своекорыстные цели. В противоположность этому С. с. в конечном итоге имеет общую для всех его участников цель – повышение благосостояния общества в целом.
С. с. как метод строительства нового, коммунистического общества было обосновано В. И. Лениным в работах "Как организовать соревнование?" (1917, опубл. 1929), "Очередные задачи советской власти" (1918), "Великий почин" (1919) и др. "Социализм, – писал В. И. Ленин, – не только не угашает соревнования, а напротив, впервые создает возможность применить его действительно ш и р о к о, действительно в м а с с о в о м размере... Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность р а б о т ы н а с е б я..." (Соч., т. 26, с. 367, 368). Важнейшими условиями С. с. Ленин считал гласность, обеспечивающую ознакомление всех трудящихся с развитием производства, сравнимость результатов движения к социализму, возможность практич. повторения опыта и товарищескую взаимопомощь.
С. с. процессе своего развития прошло различные формы – коммунистич. субботники в годы гражданской войны, движения ударников и стахановцев в годы социалистич. строительства, движение бригад и ударников коммунистич. труда в совр. период строительства коммунизма. Основываясь на товарищеской взаимопомощи и сотрудничестве, С. с. представляет собой действенный метод повышения производительности труда. Как средство развития обществ. активности и самодеятельности трудящихся С. с. играет важную роль в коммунистическом воспитании.
Лит. см. при ст.Коммунистический труд.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 891
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • АТОМИЗАЦИЯ ТРУДА
  • БИРЖА ТРУДА
  • ГИГИЕНА ТРУДА
  • Дискриминация в сфере труда
  • Дислексия, наблюдающаяся в процессе развития
  • КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА ОПЛАТЫ ТРУДА
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ
  • ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА
  • ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРА
  • ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
  • ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
  • ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
  • Производительность труда (employee productivity)
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • СОРЕВНОВАНИЕ
  • СРЕДСТВА ТРУДА
  • Социальная структура общества
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • ТРУДА РАЗДЕЛЕНИЕ
  • ТРУДА ХАРАКТЕР
  • ТРУДА ХАРАКТЕР ДВОЙСТВЕННЫЙ
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического развития)
  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?
  • ситуация развития социальная
  • социальная ситуация развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь