Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И СТИХИЙНОСТЬ



СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И СТИХИЙНОСТЬ


СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И СТИХИЙНОСТЬ
        категории историч. материализма, характеризующие протекание процессов обществ. жизни. Сознательным называется то, что осуществляется людьми в соответствии с заранее поставленной целью. Высшая форма сознат. деятельности основывается на познании и использовании законов природы и общества. Стихийным называется то, что осуществляется непреднамеренно, не контролируется людьми.
        В самом общем виде С. и с. выражают противоположность между процессами в природе и обществе. В природе действуют стихийные силы, в обществе действуют люди, одарённые сознанием, волей, преследующие определённые цели. Однако, хотя каждый человек действует сознательно, обществ. жизнь в целом не представляет собой изначально сознат. процесс. Если люди действуют лишь в своих непосредств. интересах и т. к. такие интересы весьма часто бывают противоречивыми, то может возникнуть несоответствие между ближайшими и более отдалёнными результатами их деятельности. В таких случаях конечные последствия сознат. деятельности людей оказываются стихийными.
        В досоциалистич. обществ. формациях в экономич. жизни по преимуществу господствовала стихийность, ибо условия производства заставляли людей руководствоваться лишь своими ближайшими интересами. В условиях гос.-монополистич. капитализма всё более пробивает себе дорогу объективная необходимость регулирования производства (программирование экономики, прогнозирование развития общества в ряде стран). Однако усиление вмешательства бурж, государства в экономику не может преодолеть стихийные силы экономич. развития в условиях капитализма.
        Политич. борьба ведётся более или менее сознательно, но также не всегда приносит ожидаемые результаты, приводя нередко к расхождению между целями и результатами деятельности отдельных классов. Стихийность обществ. движений есть большей частью показатель их неразвитости, недостаточной организованности, отсутствия руководства политич. партии. Классовая борьба в своих развитых формах всегда выступает как борьба сознательная. С др. стороны, стихийность движения может выступать и как показатель его жизненности, неудержимого напора масс (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 34, с. 217).
        Победа социализма, благодаря уничтожению капита-листич. конкуренции и совпадению интересов отд. тружеников с интересами всего социалистич. общества, означает коренной перелом в ходе обществ. развития. Это ведёт к постепенному подчинению обществу стихийных сил экономич. развития. При социализме общество имеет возможность учитывать не только ближайшие, но и более отдалённые последствия своей деятельности, что находит отражение в перспективном прогнозировании и планировании. Экономич. законы социализма требуют сознат. руководства жизнью общества. Однако, когда люди нарушают требования законов, результатом их деятельности могут быть и непредвиденные стихийные последствия. Кроме того, обществ. законы отражают лишь осн. тенденции развития. Поэтому и при социализме не всегда возможно учесть все отдалённые общественные последствия деятельности людей.
        Вместе с тем следует учитывать, что существуют и такие стихийные явления, которые выражают процесс рождения нового. Переход от стихийности к сознательности предполагает соединение сознат. руководства развитием социалистич. общества со стороны его руководящих органов с творческой деятельностью, инициативой масс.
        Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отдел 2, 3, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; его же, Доклад о текущем моменте 24 апреля (7 мая). [Седьмая (Апрельская) Всеросс. конференция РСДРП(б)], там же, т. 31; его же, Русская революция и гражданская война, там же, т. 34; ПРИПИСНОВ В. И., Проблема субъективного фактора в историч. материализме, Душанбе, 1966- Глезерман Г. Е., Историч. материализм и развитие социалистич. общества, M., 19732; Творч. природа социалистич. обществ. сознания, М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И СТИХИЙНОСТЬ
категории историч. материализма, характеризующие протекание процессов обществ. жизни. Сознательным наз. то, что осуществляется людьми в соответствии с заранее поставленной целью. Стихийным наз. то, что осуществляется непреднамеренно, не контролируется людьми, не подчинено их воле. С. и с. соотносительны и могут при известных условиях переходить друг в друга.
В самом общем виде С. и с. выражают противоположность между процессами в природе и обществе. В природе действуют стихийные силы, в обществе действуют люди, одаренные сознанием, волей, преследующие те или иные цели. Однако, хотя каждый человек действует сознательно, обществ. жизнь в целом не представляет собой изначально сознат. процесса. Сознат. деятельность характеризуется след. признаками: во-первых, она преследует определ. обществ. цели и, следовательно, предполагает осознание общих интересов членов данного класса, группы или общества. Во-вторых, сознательность в истории предполагает практич. действия для осуществления этих интересов, а следовательно, ту или иную степень организации обществ. сил. В-третьих, сознат. деятельность всегда предполагает определ. степень предвидения людьми ее результатов – близких или более отдаленных последствий своих действий. Высшая форма сознат. деятельности основывается на познании законов природы и общества и их практич. использовании для достижения определ. целей. Однако в зачаточных формах сознат. деятельность имеет место и тогда, когда люди эмпирически познали связи явлений и научились их использовать, еще не зная законов этих явлений. Если люди действуют лишь во имя своих ближайших интересов, то может возникнуть несоответствие между ближайшими и более отдаленными результатами их деятельности. В таких случаях, хотя деятельность людей не утрачивает своего качества сознательной, ее последствия оказываются стихийными.
Соотношение С. и с. неодинаково в различных общественно-экономич. формациях, в различные периоды развития одной и той же формации, в различных сферах обществ. жизни.
В досоциалистич. общественно-экономич. формациях сфера экономич. жизни была по преимуществу сферой господства стихийности. Это объясняется прежде всего тем, что условия производства в этих формациях заставляли людей в их производств. деятельности руководствоваться только своими ближайшими интересами.
Вместе с тем коренные изменения производств. отношений, подготовлявшиеся развитием производит. сил, и в прошлом осуществлялись сознательно, в результате борьбы передовых классов.
В условиях совр. капитализма, когда значит. возросли масштабы обобществления производства, все более пробивает себе дорогу объективная необходимость регулирования производства. Уже образование трестов Ф. Энгельс, а затем В. И. Ленин расценили как начало внесения планомерности в обществ. производство. В еще большей мере это характерно для госмонополистич. капитализма, при к-ром в ряде стран осуществляется программирование развития экономики, возрос интерес к прогнозированию развития общества, свидетельствующий о том, что при совр. масштабах производства оно уже не может развиваться только стихийно. Однако усиление вмешательства бурж. гос-ва в экономику не может преодолеть стихийные силы экономич. развития в условиях капитализма.
В отличие от экономики, политика всегда была областью сознат. деятельности людей. Классовая борьба в своих развитых формах выступает как борьба сознательная. Однако ее начальные формы носят стихийный характер (напр., забастовочная борьба в период формирования рабочего класса, борьба рабочих отд. предприятий и местностей, не объединенная в общенац. классовую борьбу). Стихийность есть показатель неразвитости движения, его недостаточной организованности, отсутствия руководства политич. партии. С другой стороны, стихийность движения может выступать и как показатель его жизненности, неудержимого напора масс (см. В. И. Ленин, Соч., т. 26, с. 12).
Борясь против преклонения перед стихийностью, марксисты стремятся превращать стихийные движения в осознанные, ибо одного стихийного подъема недостаточно для победы революции. Необходимо руководство марксистской партии, вносящей сознат. начало в движение масс, направляющей его к определ. цели.
Будучи сознат. деятельностью для всех классов, политич. борьба не всегда приносит ожидаемые результаты. Расхождение между целями и результатами деятельности отд. классов имеет место и в этой сфере, достигая нередко гигантских масштабов. Напр., цели империалистич. держав в 1-й и 2-й мировых войнах оказались в значит. мере не соответствующими объективным последствиям этих войн.
Победа социализма означает коренной перелом в ходе обществ. развития. Благодаря установлению обществ. собственности на средства производства, что является объективным условием подчинения обществу стихийных сил экономич. развития, и созданию на ее основе морально-политич. единства общества развитие общества при социализме становится результатом усилий множества людей, действующих в общем и целом в одном направлении. Это делает возможным совпадение результатов обществ. развития с целями и стремлениями людей.
Конкретным выражением целей и задач, к-рые ставит перед собой социалистич. общество, служат планы развития нар. хозяйства, к-рые должны отражать требования объективных экономич. законов социализма, правильно выражать потребности и реальные возможности развития социалистич. общества. При социализме общество имеет возможность учитывать не только ближайшие, но и более отдаленные последствия своей деятельности, что находит отражение в перспективном планировании. Но законы, открываемые обществ. наукой, отражают лишь осн. тенденции развития общества. Поэтому и в социалистич. обществе люди не могут учесть всех отдаленных обществ. последствий своей повседневной деятельности. Важное значение при этом имеет степень познания и овладения на практике законами обществ. развития. Экономич. законы социализма требуют сознат. руководства жизнью общества. Однако, когда люди нарушают требования законов, их результаты могут выражаться и в непредвиденных людьми стихийных последствиях.
В социалистич. обществе осуществление требований экономич. законов не наталкивается на сопротивление враждебных классов. Но они встречают сопротивление со стороны носителей пережитков капитализма, косных людей, бюрократич. элементов; частнособственнич., антигос. тенденции, остатки рыночной стихии также противодействуют общему направлению обществ. развития.
Силы, противодействующие развитию социалистич. общества, имеются и вовне социалистич. общества (влияние стихийных сил природы). Нельзя также сбрасывать со счета влияние капиталистич. мира.
Однако не все явления, зарождающиеся стихийно, тормозят развитие общества. Существуют и такие стихийно возникающие явления, к-рые выражают процесс рождения нового. Сознат. руководство развитием социалистич. общества вовсе не означает, будто все новое, прогрессивное насаждается сверху. Особенность социалистич. общества в том, что оно открывает широчайший простор инициативе снизу.
Переход от стихийности к сознательности в развитии общества предполагает соединение сознат. руководства развитием общества со стороны его руководящих органов с сознат. деятельностью, творч. инициативой масс.
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1966, отдел 2, 3; Ленин В. И., "Что делать?", Соч., 4 изд., т. 5; его же, Доклад о текущем моменте 24 апреля (7 мая). [Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б)], там же, т. 24; его же, Русская революция и гражданская война, там же, т. 26; Тугаринов В. П., Законы объективного мира, их познание и использование, Л., 1954; Глезерман Г. Е., О законах обществ. развития, М., 1960; его же, Историч. материализм и развитие социалистич. общества, М., 1967; Приписнов В. И., Проблемы субъективного фактора в историч. материализме, Душанбе, 1966; Чагин Б. ?., Ленин о роли субъективного фактора в истории, Л , 1967.
Г. Глезерман. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1068
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • ЕДИНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИЯ
  • ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА
  • Классово-стратификационная структура общества
  • Классово-стратификационная структура общества
  • МАССОВОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ
  • НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА ЗАКОН
  • Наука общества
  • Начальники общества
  • ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ
  • ОБЩЕСТВА ТЕХНОТРОННОГО ТЕОРИЯ
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
  • ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • Советники, начальники общества
  • Социальная структура общества
  • Структура общества
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИЯ ТЕХНОТРОННОГО ОБЩЕСТВА
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС ОБЩЕСТВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь