|
СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯСИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ (греч. , лат. consensus, conjunctio), термин др.греч. философии, означавший сочувствие, общность чувств. соответствие предметов или явлений, их взаимодействие, соучастие одного в происходящем с другим. Напр., тело соучаствует в движениях души (Аристотель), а земные явления зависят от влияний солнца и луны (Посидоний). Представление о С. к. связано со взглядом на мир как единый живой организм (милетская школа, пифагореизм, «Тимей» Платона). Термин впервые встречается в стоицизме, где характеризует динамич. взаимосвязь и взаимозависимость целого и частей каждого тела, а также всеобъемлющего тела — мира. Физич. основой С. к. является состоящее из огня и воздуха дыхание (пневма), распространяющееся одновременно к центру и к периферии тела. Дыхание полностью проницает весь мир и, связывая всё в одно непрерывное целое, создаёт С. к., на основе крой стоики считали возможным предсказание, т. к. определ. явление (состояние частей) в силу С. к. и судьбы — причинной цели всего существующего — необходимо вызывает др. явления. Rohr J., Der okkulte Kraftbegriff im Altertum, Lpz.. 1923; Reinhardt K., Kosmos und Sympathie, Munch., 1926; Sambursky S., Physics of the Stoics, L., 1959; см. также лит. к статьям Посидоний, Стоицизм. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ (греч. ?????????, от ???????? — сочувствую, лат. consensus) — термин античной философии, обозначавший: гармонию, всех вещей в масштабе мироздания. В первых описаниях космоса как гармонически упорядоченного целого (Гераклит, пифагорейцы, Эмпедокл, платоновский “Тймей” и др.) термин “симпатия” не использовался. У Аристотеля соответствующий глагол спорадически употребляется в психологическом смысле (тело и душа “претерпевают” совместно — I Anal. 70 b 16; Physiogn. 808 b 11). Термин, по-видимому, впервые используется Теофрастом для обозначения упорядоченного взаимодействия, однако он не выражает еще универсального общекосмического единства (frg. 4,63; 7,10; 172,3) — данный смысл он приобретает в учении Ранней Стой, где служит для обозначения гармонической целостности космоса как живого организма. Основой этого телесного единства (“бестелесное не сочувствует телу, а тело — бестелесному”, SVF 1518) служит вездесущая пневма, обеспечивающая (благодаря своему “напряжению”) устойчивость космического континуума и разнообразие его внутренней структуры. Упорядоченная взаимосвязь частей и целого в отдельных вещах и всех вещей в масштабах космоса поясняется корреспондирующим понятием “всеобщего и полного смешения” на уровне вещества (?????? ??' ????). В абсолютной взаимозависимости всех мировых процессов проявляется нерушимость глобальных причинно-следственных связей (“судьба”), что позволяет “мудрецу” на основании одного судить о другом, по прошлому — о будущем и т. д. (теоретическая основа мантики). Правильное понимание симпатии имеет важные этико-психологические последствия: “включенность” в ход вещей, покорность “судьбе” (Cic. De div. II 33 sq.; Sext. Adv. Math. К 78 sq.; SVF II 411; 476; 534; 546 etc.). В учении Посидония концепция “симпатии” заняла, возможно, центральное место (Cic. De div. II 33 sq.; De nat. deor. II 83 sq.; Sen. Nat. qu. II 4 sq.) и оказала влияние на представления неоплатоников о том, что сущее “симпатически” связано благодаря эманации из единого источника (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Косвенное влияние этой концепции испытала вся патристика. Из мистико-теургических теорий поздних неоплатоников понятие “симпатии” было заимствовано ренессансным “натурализмом” (в котором оно сочеталось с элементами герметизма и магии — Пико делла Мирандола, Парацельс, Патрици, Кардано, Телезио, Джордано Бруно), а через него оказало влияние на Ф. Бэкона, теорию “предустановленной гармонии” Лейбница и мистику Сведенборга. Вместе с тем уже Шефтсбери и Юм (“Трактат о природе человека”, кн. 2 ч. 1) используют термин “симпатия” в том узком психологическом значении, которое утвердилось за ним в дальнейшем. Лит.: RohrJ. Der okkulte Kraftbegriff im Altertum. Lpz., 1923; ReinhardI K. Kosmos und Sympathie. Munch., 1926; Sambursky S. Physics of the Stoics. L., 1953. А. А. Столяров Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|