|
РАДБРУХРАДБРУХ (Radbruch) Густав (21.11.1878, Любек,— 23.11.1949, Гейдельберг), нем. правовед и социолог. Осн. соч.— «Введение в науку права» (1910, рус. пер. 1915), «Философия права» («Rechtsphilosophie», 1914). Трактовка права Р. сводится к аксиологич. конструкции неокантианского типа (Р.— последователь ба-денской школы), согласно которой право может быть понято только исходя из априорной его идеи, определяющей его цели. В свою очередь, «идея права» состоит из «сопряжения» трёх осн. ценностей: справедливости, целесообразности и правовой стабильности, изучение которых и является целью «философии права» в отличие от «теории права», выполняющей практич. задачи по толкованию, систематизации и т. п. действующего права. «Философии права», по Р., присущи аксиоматич. подход И релятивизм, который Р. объявил обязат. условием оценки не только «идеи права», но всех политич. и правовых институтов. После 2-й мировой войны Р. выступил сторонником «возрождения» естеств. права, забвение которого явилось, по его мнению, важнейшей причиной утверждения фашизма, его тоталитарной государственности. Religionsphilosophie der Kultur, В., 19212 (совм. с P. Til-lich); Der Mensch im Recht, Gott., 19612; Vorschule der Rechtsphilosophie, Gott., I9603; Kulturlehre des Sozialismus, Fr./M., 1970V ?eтеpи З., Густав Р. и некоторые вопросы релятивистской философии права, в кн.: Против совр. правовой идеологии империализма, М., 1962; Bonsmann Р., Die Rechts- und Staatsphilosophie G. Radbruchs, Bonn, 19702. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. РАДБРУХ (Radbruch), Густав (21 нояб. 1878 – 23 нояб. 1949) – нем. правовед и социолог, проф. Кильского и Гейдельбергского ун-тов. В 1933 отстранен нацистами от преподавательской деятельности; с 1945 – декан юридич. фак-та Гейдельбергского ун-та. Трактовка права, даваемая Р., сводится к аксиологич. конструкции неокантианского типа (Р. – последователь баденской школы), согласно к-рой право может быть понято только исходя из априорной идеи права, определяющей его цели. В свою очередь, эта "идея права" состоит из "сопряжения" трех осн. ценностей: справедливости, целесообразности и правовой стабильности, изучение к-рых и является целью "философии права", в отличие от "теории права", выполняющей практич. задачи по толкованию, систематизации и т.п. действующего права. Метод "философии права", по Р., – это особый умозрит. оценочный подход; обязат. элемент метода – релятивизм. После 2-й мировой войны Р. пытался связать свою конструкцию с "возрождением" естественного права. Забвение естеств. права и позитивистский подход к закону явились, по мнению Р., чуть ли не важнейшей причиной утверждения фашизма. Учение Р. о праве – характерный пример общей тенденции оппортунизма нач. 20 в. подменить марксизм неокантианством. Соч.: Religionsphilosophie der Kultur, 2 Aufl., В., 1921 (совм. с Р. Tillich); Vorschule der Rechtsphilosophie, Hdlb., 1948; Kulturlehre des Sozialismus, 3 Aufl., В., [1949]; Rechtsphilosophie, 6 Aufl., Stuttg., 1963; Der Mensch im Recht, 2 Aufl., Gott., 1961; в рус. пер. – Введение в науку права, М., 1915. В. Туманов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|