«ПИР»


«ПИР»
        или «Об эросе», или «О благе», диалог Платона зрелого периода (между 385 и 373 дон. э.), написанный, вероятно, одновременно с «Федоном» и соотносящийся с ним как комедия с трагедией (ср. «П.» 223 d). Замечателен не только благодаря изложенной в нём филос. концепции любви (эроса), но и благодаря совершенной лит. форме. Диалог представляет собой рассказ Апол-лодора, ученика Сократа, о пиршестве, которое устроил трагич. поэт Агафон по случаю победы на Ленеях в 416. Помимо вступления (172 а — 178 а) и заключения (223 с — d), «П.» содержит семь речей: Федра (Эрос — древнейший бог) (178 а— 180 b), Павсания (есть две Афродиты и два Эроса: небесный и вульгарный) (180 с — 185 с), Эриксимаха (эрос пронизывает весь мир) (185 — 188), Аристофана (люди в их теперешнем виде — только символ человека, половинка некогда цельного существа: цельной женщины, либо цельного мужчины, либо андрогина — двуполого существа; любовь есть стремление к изначальной цельности) (189 с — 193 d), Агафона (Эрос — бог, наделённый красотой, совершенством, молодостью и т. п.) (194 е— 197 е), а также Сократа (199 с — 212 с) и Алкивиада (215 а— 222 b). Если первые четыре речи постепенно подготавливают тему сократовской речи, то от речи Агафона Сократ отталкивается: эрос — как и всякое влечение — есть влечение к отсутствующему; поэтому эрос двойствен: стремясь к прекрасному и доброму, он не обладает ими. И далее Сократ излагает услышанную им в юности речь мантинея'нки Диотимы: Эрос — не бог, но демон, посредник между человеком и богом, сын Поросабогатства и Пении-бедности, зачатый на празднике рождения Афродиты; Эрос любит одно из самых прекрасных благ — мудрость, поэтому он — сама философия; но любовь к мудрости, как и половая любовь, есть один из видов желания счастья, а само счастье — вечное обладание благом в красоте. Однако человеку в этом мире вечность дана либо на общем с животными пути порождения потомства, либо на пути постепенного восхождения по ступеням красоты к прекрасному как таковому, к духовному порождению в нём. В отличие от др. собеседников Алкивиад в своей речи восхваляет не Эроса, а Сократа, однако и здесь развивается осн. тема диалога.
        «П.» послужил источником многочисл. подражаний (Ксенофонт, Аристотель, Плутарх, Апулей, Афиней, Юлиан, Макробий, Мефодий Патарский). Комм, к «П.»— одна из «Эннеад» (III 5) Плотина. В эпоху Возрождения «П.» стал особенно популярен благодаря комментарию Фичино. Исключит, влияние платоновская метафизика любви оказала на Вл. Соловьёва и эстетику рус. символизма.
        Рус. пер.: М. Пахомова (1783), В. Н. Карпова (1863), А. Пресса (1904), И. Д. Городецкого (1908), С. А. Жебелева (1922), С. К. Апта (1965).
        Plato. The Symposium of Plato, ed, with introd., critical notes, comm. by R. G. Bury, Camb., 1909; Isenberg M. W., The order of the discourses in Plato's Symposium, Chi., 1940; Hoffmann E., Uber Platons Symposion, Hdlb., 1947; Koller H., Die Komposition des platonischen Symposions, Z., 1948; Marcel R., Marsile Picin sur «Le Banquet de Platon ou de Г amour», P., 1956; Dover K.J., The date of Plato's Symposium, «Phronesis», 1965, v. 10, № l, p. 2—20; Rosen S., Plato's Symposium, New Haven —L., 1968.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


Просмотров: 303
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • AMICUS PLATO SED MAGIS AMICA EST VERITAS
  • Amicus Plato, sed magis amica veritas
  • Amicus Plato, sed magis arnica veritas
  • “ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Достойно есть
  • Еда, пища, есть, вкушать
  • Есть, еда
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Компульсивность (навязчивая, иррациональная тяга к чему-либо)
  • Концепция Порождения Речи
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Следовать за кем-либо
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Тридцать два пути Мудрости
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ЭРОС
  • ЭРОС
  • Эрос
  • ЭРОС
  • эрос
  • ЭРОС
  • ЭРОС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  • эрос, эрот



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь