ПЕТРАШЕВЦЫ


ПЕТРАШЕВЦЫ
        общее название участников собраний кружков разночинной рус. интеллигенции 2й пол. 40-х гг. 19 в. Наиболее многочисл. собрания («пятницы») с осени 1845 по весну 1849 проходили у М. В, Буташевича-Петрашевского. Состав И. не был постоянным, организационно и идейно оформленным. На собраниях П. заслушивались сообщения на различные темы: Н. Я. Данилевского, А. В. Ханыкова и К. И. Тимков-ского — об идеях Фурье, Ф. Г, Толя — о происхождении религии, Ф. II. Львова — о спец. и энцикло-педич. образовании, И. Л. Ястржембского — о политэкономии, Петрашевского — о социально-иолитич. проблемах рус. общества. Полиция раагромила движение. По делу П. было привлечено 123 чел., осуждено 22 чел., из них 21 чел.— к смертной казни, заменённой ссылкой на каторгу, в арестантские роты и т, д.
        Идейно-теоретич. лицо движения П, определялось его «левым», наиболее активным в политич. отношении крылом во главе с Петрашевским, к которому ближе всех были В. Н. Майков, Н. А, Спешнев и Н. А. Момбелли.
        Как просветители, «левые» П. апеллировали к разуму, науке, философии, обличали обскурантизм, невежество, отстаивали свободомыслие, веротерпимость, права и свободы человека, находящиеся в гармонии с «общим благом» и др. Социализм «левого» крыла движения «П.» возник в рамках антифеод., антикрепостнич. просветит. мировоззрения. Сам Петрашевский считал себя фурьеристом. По его мнению, система Фурм есть попытка разрешить поставленные 18 в. проблемы «быта общественного» не посредством бурж. либерализма, который приносит личность «в жертву капиталу», а на пути соединения выгод частного и общего хозяйства (см. Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, 1953, с. 428— 429, 345, 346, 406). Это должно искоренить неисчислимое зло, источником которого стал «свободный ход пром-сти», т. е. капиталистич. путь развития. В отличие от др. П., Спешнев, подобно франц. просветителям Мабли и Морелли, отстаивал идею ликвидации частной собственности.
        «Правое» крыло П. (Данилевский, Тимковский, Ха-ныков, Н. С. Кашкин и др.) занимало по преимуществу аполитичную позицию, ограничивая свою деятельность пропагандой консервативноромантически толкуемого социализма Фурье, подчёркивая его «мирный» и «безвредный» характер, отличие от учений о равенстве философов 18 в. и коммунистов, совместимость с политич. порядками России.
        Всех участников движения П. объединяла та или иная степень критич. отношения к крепостнич. действительности. В движении П. участвовал Ф. М. Достоевский.
        Выдающимся результатом деятельности Петрашевского и его единомышленников (Майкова идр.) явился «Карманный словарь иностр. слов» (в. 1—2, 1845—46). который по своему духу напоминал «Филос. словарь» Вольтера. Словарь П. «удивил всю Россию» (А. И. Герцен); он «составлен умно, с знанием дела» (В. Г. Белинский).
        Обществ.-политич, и филос.-историч. концепция «левого» крыла П. выражена в просветит. категориях («общее благо», «естеств. право», «природа человека», «естеств.» и «искусств.» обществ. отношения и т. д.). П. учитывали новый опыт пром. развития Зап. Европы, сравнительно с просветителями 18 в. глубже понимали направление обществ. развития, неумолимость законов историч. прогресса, роль индустрии в жизни общества и т, д., но в целом не вышли за рамки идеологии Просвещения. Перестройку форм обществ. жизни они ставили в зависимость в первую очередь от сознат. деятельности человека, а обществ.-политич. идеал обосновывали антропологич. аргументами,
        В сфере философии «левые» П.— убеждённые противники схоластич. систем («антиметафизики»), сторонники тесной связи философии с естествознанием. Не соглашаясь равно и с «неразвитым и грубым материализмом», отрицающим существование духовных явлений, а также со всяким «разъединением духа и материи», авторы «Карманного словаря» предложили материалистическую по сути, но пантеистически окрашенную филос. концепцию. Они признавали подчинённость всех явлений в природе определ. законам, истинность «атомистич. системы» и «общего закона противодействия сил»; отрицали покой в природе и считали беспрерывные перерождения и преобразования проявлениями её жизни; полагали постоянной «от вечности» «массу действующих сил в природе»; в ней не может быть ничего совершенно нового, чего прежде не существовало в др. формах.
        Человек, по П., является «высшим существом» (принцип «антропотеизма», «гуманитаризма», «обожествления человечества или человека»), ничтожным перед лицом природы как индивидуум, но могучим как род. Человек — новатор, приводящий в движение действующие силы (предметы) в природе или в нём самом, доступные его владычеству и управлению, вносящий в жизнь новый ряд явлений.
        Спешнев шёл неск. дальше антропотеизма, оформившегося под влиянием Фейербаха, в направлении к более последоват. материализму и атеизму.
        «Правые» П. также критиковали «слепую веру» и спекулятивные «метафизич. учения», апеллировали к естествознанию, однако склонялись к теистич. позиции. Они заимствовали ряд принципов фурьеристской «теории всемирного единства» и «теории четырёх движений». Земля с человечеством — лишь частный орган в общей жизни Вселенной, человеч. род — составная часть гармонии элементов и царств. Опираясь на теорию страстей Фурье, П. апеллировали к инстинктам и страстям человека, а также к божеств. разуму, якобы начертавшему в природе свою волю, которую человеку надлежит воплотить в обществ. устройство. В целом их социальная философия отличалась консервативно-романтич. характером.
        Движение П. временно объединило своих членов на антикрепостнич. платформе, в дальнейшем бывшие П. примкнули к различным направлениям рус. обществ. и филос. мысли. Деятельность П. внесла вклад в становление рус. просветительства 19 в., утопическо-социалистич. и революц.демократич. мысли.
        Герцен А. И., Петрашевский, ПСС, т. 6, П., 1919; Семевский В. И., Собр. соч., т. 2, ч. 1, М., 1922; П., Сб. материалов, т. 1 — 3, М.— Л., 1926—28; Дело П., т. 1—3, М.—Л., 1937—51; Лейкииа-Свирская В. Р., П., М., 1965; История философии в СССР, т. 2, М., 1968; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Рус. философия 11—19 вв., Л., 1970.
        В. Ф. Пустарнаков.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПЕТРАШЕВЦЫ
участники кружков передовой рус. интеллигенции (Петербург, 1845–49), ставившие своей целью борьбу против царизма на основе принципов демократии и идей утопич. социализма. Ленин считал, что революц. социалистич. интеллигенция России ведет свое начало примерно "от кружка петрашевцев" (см. Соч., т. 7, с. 26, прим.).
Центр. кружок П. – кружок Петрашевского – возник в 1845. В разное время "пятницы" Петрашевского посещали литераторы – M. E. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев, братья В. Н. и А. Н. Майковы, А. А. Григорьев, С. Ф. Дуров, А. И. Пальм; чиновники – братья И. М. и К. М. Дебу, А. П. Баласогло, В. А. Головинский, Д. Д. Ахшарумов, Н. Я. Данилевский, Н. И. Кайданов; офицеры – Н. А. Момбелли, Ф. Н. Львов, Н. П. Григорьев, П. А. Кузьмин; экономисты – И. В. Вернадский, В. А. Милютин, будущий географ и путешественник П. П. Семенов; учителя – Ф. Г. Толь, И. Л. Ястржембский; студенты – А. В. Ханыков, П. Н.
Филиппов и др. Собрания П. происходили также у Момбелли, Н. С. Кашкина, Плещеева, Дурова и Пальма, на квартире Спешнева. Кружки П. существовали также в Москве, Ревеле, Казани, Ростове Ярославском.
Часть петрашевцев была настроена в либерально-бурж. духе и в своих политич. идеалах не шла далее конституц. монархии. Но общий тон в кружках П., их обществ. лицо и историч. значение определяли деятели, либо уже ставшие революц. демократами, либо находившиеся на пути к революц. демократизму в дворянский период освободит. движения России. В своих предположениях и требованиях в области социально-экономич. и политич. преобразований П. пошли значительно дальше декабристов. В условиях политич. реакции 40-х гг. П. пропагандировали идею республики в ее демократич. форме, выдвинули требования освобождения крестьян с землей без какого бы то ни было выкупа, радикальной судебной реформы, отмены цензуры и др. Критикуя заговорщицкую тактику декабристов, П. пришли к мысли "о возможности и близости у нас революции" в форме крест. войны.
Важное значение для развития революц. мысли в России сер. 19 в. имел составленный П. "Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Первый его выпуск (в подготовке к-рого приняли участие В. Майков, Петрашевский, Р. Р. Шрандман и др.) вышел в свет в Петербурге в апреле 1845. Белинский дал "Словарю" положит. оценку и советовал запасаться им "всем и каждому" (см. Полн. собр. соч., т. 9, 1955, с. 62). Все осн. статьи второго выпуска (1846), определявшие политич. и мировоззренч. направление словаря, были написаны Петрашевским. "Петрашевцы, – писал Герцен в "Былом и думах", – ринулись горячо и смело на деятельность и удивили всю Россию „Словарем иностранных слов“" (Собр. соч., т. 10, 1956, с. 344).
В апреле 1849 большая группа П. была арестована и посажена в Петропавловскую крепость. 22 человека были преданы воен. суду, 21 – приговорен к расстрелу (Петрашевский, Спешнев, Момбелли, Ханыков, братья Дебу, Львов, Н. Григорьев, Ястржембский, Головинский, Филиппов, Толь, Тимковский, Д. Ахшарумов, А. Европеус, Пальм, Дуров, Плещеев, Ф. Достоевский, Кашкин, П. Шапошников). На эшафоте была зачитана конфирмация, по к-рой расстрел был заменен ссылкой на каторжные работы, в арестантские роты, в линейные батальоны действующих на Кавказе войск и т.д.
Филос. взгляды П. получили наиболее полное выражение в произведениях Петрашевского, Спешнева, Ханыкова, Баласогло, Д. Ахшарумова, Кашкина, Толя и Львова. Формирование их мировоззрения происходило под воздействием восстания декабристов, революции 1848–49 в Европе, нараставшего крест. и нац.-освободит. движения. Филос. и социологич. воззрения П. складывались под воздействием произведений франц. просветителей-материалистов, Фейербаха, социалистов-утопистов и особенно теории Фурье. Решающую роль в становлении мировоззрения П. в целом сыграли произведения Белинского и Герцена. В б-ке П. имелись произведения Маркса "Нищета философии" и Энгельса "Положение рабочего класса в Англии"; однако П. еще не выделяли науч. социализм из др. социалистич. учений.
Филос. воззрения П. не были единообразными. Братья Достоевские, Данилевский, Беклемишев, Дуров и нек-рые другие были людьми глубоко религиозными. Петрашевский, Спешнев, Толь, Кашкин и другие П. были убежденными материалистами и атеистами. В статьях "Идеализм" (в 1-м вып. "Словаря") и "Материализм" (во 2-м вып.) ясно проводилась мысль о противоположности материализма и идеализма. В "Карманном словаре" и особенно в бесцензурных работах Петрашевского, Спешнева, Кашкина и нек-рых других П. дается резкая критика идеализма, идеалистич. метафизики. Спешнев объявил "абсолютный дух" Гегеля выдумкой идеалистич. философии, предметом веры, а не науки. В своей "Речи о задачах обществ. наук" (1848) Кашкин, опираясь на тексты из работы Герцена "Дилетантизм в науке", выступил против стремления Канта и философов-идеалистов вообще "поставить разум человека выше законов природы..." (Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, 1953, с. 657). Спешневу принадлежит глубокий критич. разбор – т.н. антропотеизма в философии Фейербаха.
В статьях "Карманного словаря" отчетливо проводилась идея об объективном характере природы и законов ее развития. Спешнев назвал эту идею осн. принципом "нового времени". Петрашевский считал романтиками людей, мечтающих "... как-нибудь вывернуться из-под законов природы..." (там же, с. 381); он дал оригинальную критику идеалистич. позиции гегельянцев в этом вопросе (см. тамже, с. 402, а также с. 479, 496). Но эти утверждения не означали признания П. фатального действия законов природы. Петрашевский доказывал, что человек "... и со временем чрез сознание мировых законов, должен вполне сделаться властелином и устроителем всей в и д и м о й п р и р о д ы..." (там же, с. 342).
В трактовке П.-материалистами объективных законов природы имелись элементы диалектич. подхода. В опубликованной в словаре П. ст. "Оппозиция" говорилось о действии в мире "...общего закона противодействия сил, под условием воздействия или взаимодействия которых совершается развитие всех форм бытия в природе" (там же, с. 297). В словарной статье "Неология" движение в природе, ее развитие и жизнь определялось П. как процесс обновления, как "общий закон преобразования ф о р м" (см. тамже, с. 215), действующий не только в природе, но и в сфере человеческого мышления и творчества. Но, сделав большой шаг к пониманию отд. сторон диалектич. развития природы, П. не смогли порвать с нек-рыми осн. принципами механистического материализма.
В "Карманном словаре", в произведениях Петрашевского, Спешнева, Толя, Львова и нек-рых др. П. отстаивались принципы материалистич. теории познания. Примкнув к материалистически толкуемому сенсуализму, Петрашевский, Спешнев и др. отмечали вместе с тем громадное значение науч. обобщений, проверки и сопоставления добытых фактов, их систематизации, обнаружения их сущности. В свою очередь развитие разума П. ставили в зависимость от опыта, полагая, что "... знания в буквальном смысле нет a priori, a только a posteriori..." и что "... практика является предшественницей теории и обобщительницей частных фактов и явлений" (там же, с. 321).
Социологич. воззрения П. Ключом к "философии истории" П. является учение о "природе человека". Гл. причину ненормальности всех предшествовавших обществ, как и совр. бурж. общества, П. вслед за Фурье видели в том, что в них "природа человека" не принималась во внимание, более того, подавлялась неправильной организацией х-ва, неразумным политич. устройством и др. факторами. П. полагали, что устройство об-ва, к-рое по самой своей природе подвержено изменению, необходимо "приладить" к неизменной (или почти неизменной) "природе человека", найти с помощью разума такое обществ. устройство, при к-ром человеч. страсти не только не противоречили бы друг другу и не приходили бы в столкновение с разумом, но превращались бы из источников страдания в источники наслаждения, в движущие силы прогресса. В конечном счете активные поиски П. закономерностей развития общества привели их к признанию в качестве осн. и определяющей причины обществ. развития разума человека, эволюции его сознания. Все П. с сочувствием относились к судьбе нар. масс. Но взгляды их на роль народа в обществ. прогрессе были различны и порой даже противоположны. Выражая т. зр. либералов, Беклемишев видел в народе лишь разрушит. силу, направленную против "обществ. порядка". По другому смотрели на народ П.-демократы. Нек-рые из них, напр. Ахшарумов, проявляли колебания в этом вопросе, не доверяя полностью народу на том основании, что из-за тяжелой жизни многие простолюдины ленивы и дики, что "... куча пьяниц, воров и даже убийц – это все жертвы нашего общества", что "от них можно всего ожидать..." (там же, с. 676). Но при всех этих колебаниях решение вопроса о судьбах обществ. прогресса П. связывали с интересами, волей и активностью нар. масс.
П. высказали ряд оригинальных мыслей о роли личности в истории. Петрашевский неоднократно подчеркивал, что мыслящий человек, понимая зависимость людей от объективных законов, не приписывает отд. личности "чрезвычайного значения" и "особой важности". Вместе с тем он признавал за выдающимися личностями роль новаторов, борцов за новое против старого в обществ. жизни.
Отд. П. приближались к пониманию классовой борьбы как одной из важнейших закономерностей развития общества. В этом смысле о классовой борьбе говорил Ханыков: "Один закон, выражающий эти отрицания, идет чрез всю историю в различных видах, – это закон победителей и побежденных, проявлявшийся на Востоке борьбою каст, в Греции – борьбою демотов с эвпатридами, в Риме – плебеев с патрициями, в средние века – разнообразной борьбою освобожденной личности с авторитетом, борьбою расколов, партий, сословий новых, образовавшихся в то время, характеристическою, наконец, борьбою крестьян, промышленных коммюн с вассалами и в наше время – борьбою пролетариев с капиталистами" (там же, с. 508–09).
Изучение конкретного историч. опыта борьбы угнетенных народов и практич. применение принципов теории естеств. права к вопросу о нациях и нац. отношениях позволили Петрашевскому сформулировать важный тезис о праве каждого народа на независимое нац. существование. Самостоятельность нации П. не возводили в абсолют, как это делали идеологи "официальной народности" и славянофилы, а отстаивали идею равенства и дружбы между всеми народами. Они осуждали колонизаторскую политику Англии и др. гос-в в отношении отсталых стран Азии, Африки и Америки. Касаясь вопроса о будущности наций, Петрашевский, Баласогло, Ханыков, Ястржембский и др. П. считали, что в очень отдаленной перспективе исчезнут не только вражда, но и различия между нациями.
Возникновение и усиление элементов реализма в социологич. воззрениях П. связано с их революц. демократизмом в политике, к-рый был слит с их утопич. социализмом. П. были противниками не только феод. рабства, но и всякого рабства и угнетения, в т.ч. и буржуазного. "С о ц и а л и з м требует устранения этих явлений из жизни общественной" (там же, с. 429). По убеждению Головинского, европ. бурж. общество не только не устранило классово-сословной борьбы, наблюдавшейся в прежней истории, но еще более обострило ее, поставив трудящихся перед выбором: смерть от голода или борьба за лучший обществ. строй. "Социализм – это протест голода" ("Дело петрашевцев", т. 3, 1951, с. 224).
На формирование социалистич. мысли П. оказали очень большое влияние социалисты-утописты Сен-Симон, Р. Оуэн и особенно Фурье. П. горячо восприняли положение Фурье о социализме как великой реорганизации обществ. произ-ва, новой организации человеч. труда. Все П.-социалисты, как сторонники революц. преобразований, так и их противники, были убеждены, вслед за Фурье, в возможности увеличения произ-ва до размеров, обеспечивающих всем не только довольство, но даже роскошь (см. тамже, т. 2, 1941, с. 298). Вслед за Фурье П.-социалисты были убеждены в том, что превращение труда из тягостной обязанности в источник непосредств. наслаждения жизнью приведет к резкому увеличению числа людей, занятых производит. трудом, ибо в сферу произ-ва перейдут все люди, ведущие паразитич. образ жизни, и все прислуживающие им; сюда же перейдет значит. часть торг. сословия; ненужным окажется войско, таможенная стража, сборщики акцизов и податей. Организация труда на основе ассоциации откроет широкие возможности для вовлечения в крупное произ-во женщин, для соединения школьного образования с производственным обучением детей.
Вместе с тем большинство петрашевцев-социалистов не считало социалистич. взгляды своих зап.-европ. учителей безупречными. Многие из них не разделяли предложенный Фурье принцип распределения богатств в фаланстере (4/12 – на капитал, 5/12 – на труд и 3/12 – на талант), считая неправомерным передачу какой-либо части дохода капиталу. Им казалась также несбыточной мысль, чтобы предлагаемый Фурье и Оуэном социалистич. опыт в малом размере мог привести к распространению всеобщего благоденствия, а самое главное, что осуществление социалистич. хоз-ва возможно без политич. борьбы и ревелюц. преобразований в обществе.
Вопрос о путях осуществления социалистич. учения в России был очень трудным для П. Самым большим препятствием для осуществления социализма, а равно и демократич. обществ. преобразований П. считали "... наше глупое, злое... правительство" (Ахшарумов Д. Д., см. Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, с. 674), царское самодержавие. Задача ликвидации крепостного строя и свержения царизма признавалась главной в их практич. деятельности. Но вместе с тем, наиболее дальновидные из П. полагали, что только современная, т.е. капиталастич. цивилизация должна подготовить "материалы а способы для будущего благосостояния всего человечества".
Разумеется, не все П.-демократы достаточно критически относились к учению Фурье. Так, Ханыков разделял, хотя и в особенной трактовке, космологич. учение Фурье. Ахшарумов, вслед за Фурье, придерживался взгляда, что большие города есть зло в обществ. жизни и полагал, что в социалистич. обществе они должны погибнуть.
Знаменательно, что в сознании ряда П. зарождались идеи рус. крест. социализма. Автор "Солдатской беседы" Григорьев показал, что община, крест. артель есть "изобретение русского ума, давно поставившего социализм на должное ему место". При обсуждении на собраниях П. вопрос о роли крест. общины поднимался неоднократно в выступлениях Головинского, Ханыкова, Баласогло и самого Петрашевского.
Э т и ч . в з г л я д ы П. В области этики, как и в социологии, П. исходили "из опытного исследования природы человеческой". Для создания счастья их этика вменяла в священную обязанность всякому человеку бороться за свободное, всестороннее и гармонич. развитие всех своих способностей и удовлетворение своих потребностей. Этика П. была направлена не только против старой крепостнической, но и против ханжеской бурж. морали, основанной на религии и гоббсовском принципе "вражды всех противу каждого" (см. тамже, с. 187).
В области эстетич. воззрений часть П. (M. M. Достоевский, А. Майков и др.) придерживалась концепции "иск-ва для иск-ва"; в противоположность им Петрашевский, Плещеев, Баласогло и др. отстаивали важнейшие положения эстетики Белинского с ее требованиями народности, реализма и высокой идейности художеств. произведений.
Теоретич. деятельность П., организованная ими пропаганда материалистич. и диалектич. идей в философии, идей утопич. социализма и прогрессивных социологич. теорий, отстаивание ими принципов морали и эстетики, проникнутых духом революционно-демократич. гуманизма, отвечали насущным потребностям освободит. борьбы против царизма, знаменовали начало поисков передовой обществ. мыслью России правильной революц. теории.
Документы и соч. см. вкн.: Карманный словарь иностр. слов..., вып. 1–2, СПБ, 1845–46; Петрашевцы в воспоминаниях современников, [т. 1], М.–Л., 1926; Петрашевцы. Сб. материалов, т. 2–3, М.–Л., 1927–28; Дело петрашевцев, т. 1–3, М.–Л., 1937–51; Филос. и обществ.-политич. произведения петрашевцев, М., 1953.
Лит.: Арефьев В., М. В. Буташевич-Петрашевский в Сибири, "Рус. старина", 1902, т. 109, [No 1]; Войнов В., Петрашевский-Буташевич Михаил Васильевич, в кн.: Рус. биографич. словарь, [т. 13], СПБ, 1902; Герцен А. И., Петрашевский, Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 6, П., 1919; Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, ч. 1, М., 1922; Бешкин Г., Идеи Фурье у Петрашевского и петрашевцев, М.–П., 1923; ?ифонтов А. С., Россия в 1848 г., М., 1949; Никитина Ф., Обществ.-политич. и филос. взгляды М. В. Буташевича-Петрашевского, в сб.: Из истории рус. философии XVIII – XIX вв., М., 1952; Огарев Н. П., Предисл. [ к сборнику "Рус. потаенная литература XIX в."], в его кн.: Избр. соц.-политич. и филос. произведения, т. 1, М., 1952; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 17; Герцен А. И., Собр. соч. в 30 томах, т. 10, М., 1956, с. 343–44; т. 17, М., 1959, с. 106–107; т. 18, М., 1959, с. 243–44; т. 19, М., 1960, с. 193, 230; т. 25, М., 1961, с. 46, 67, 138; [Мартыновская В. С.], Соц.-экономич. мировоззрения петрашевцев, в кн.: История рус. экономич. мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958; Богатов В. В., Осн. черты мировоззрения выдающихся представителей движения П., М., 1958; Усакина Т. И., Петрашевцы и лит.-обществ. движение сороковых годов XIX в., Саратов, 1965; Лейкина-Свирская В., Петрашевцы, М., 1965.
В. Евграфов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1821
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека”
  • “Трактат о человеческой природе”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ПЕТРАШЕВСКИЙ
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека женщин
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
  • Развитие человека (human development)
  • Трактат о человеческой природе
  • ФУРЬЕ
  • вера в теории познания и философии науки
  • кем были древние бритты?
  • мо-цзы. филос. трактат



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь