ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ


ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ
        (греч. ?? , лат. primum movens, букв. — первое движущее), центр. понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о П. представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом (в ряду четырёх причин вообще —см. «Метафизика»). С помощью понятия П. Аристотель стремился объяснить целесообразность природы и обосновать вечность мира. В «Физике» (8-якн.) понятие П. постулируется в связи с анализом движения, или процесса: поскольку всё движущееся (или движимое —греч. заключает в себе оба значения) движимо чем-то, а бесконечная последовательность движущее—движимое невозможна, то по необходимости должно существовать «первое движущее», которое само абсолютно неподвижно. «Первое движимое» отождествляется Аристотелем со сферой неподвижных звёзд, соотносительное с ним «первое движущее» находится по ту сторону периферии космоса и лишено к.-л. протяжённой величины. Гл. трудность теории П. состоит в том, что она совершенно не требуется аристотелевским пониманием природы как «содержащей источник движения в самой себе» и соответствующим учением об имманентности элементам их «естеств. движения». Так, в трактате «О небе» (несмотря на напоминания о П. — 288 а 27) круговращение неба объясняется исключительно как естеств. свойство эфира, или «пятой субстанции» (см. Квинтэссенция).
        В «Метафизике» (12-якн.) П. выступает как трансцендентный «бог» и ценностное «начало», от крого «зависят вселенная и природа» (1072 b 14). Он есть та «действительность», которая необходимо предполагается всяким переходом от потенции к акту (в данном случае — общемировым становлением и движением), и оформляет косную материю в энтелехиальный космос (см. Энер-вия, Энтелехия, Акт и потенция). Как чистая форма (зйдос) и энергия он лишён всякой потенциальности и материальности и потому есть ум (нус), а т. к. нематериальность лишает его «частей» и ставит по ту сторону всякой множественности, то он может мыслить только самого себя и в этом самомышлении состоит его вечная и блаженная жизнь в качестве «бога» (1072 b 24). Поскольку контакт между бестелесным «первым движущим» и телесным «первым движимым» невозможен, то он «движет как объект любовного влечения» (1072 b 3), к которому всё стремится как к высшему благу и конечной цели. От демиурга Платона П. Аристотеля отличается тем, что он не создал мир однажды в прошлом, но актуализирует и оформляет его непрерывно и ежесекундно в течение целой вечности, гарантируя тем самым его безначальность и неуничтожаемость. Учение о трансцендентном П. послужило исходной точкой для усвоения философии Аристотеля ср.-век. мусульм. и христ. теологией.
        Mugnier П., La thiorie du premier moteur et revolution de la pensee aristotelicienne, P., 1930; De Corte M., Aristote et Plotln, P., 1935; Merlan P., Aristotle's unmoved movers, «Traditio», 1946, v. 4, p. 1—30; Oehler K., Der Beweis fur den unbewegten Beweger bei Aristoteles, «Philologus», 1955, Bd 99, S. 70—92.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


Синонимы:
    двигатель


Просмотров: 497
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • Вергентные Движения
  • Версионные Движения
  • Выразительные Движения
  • ДУШЕВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
  • Движения Пассивные
  • Движения автоматизированные
  • Движения активные
  • Движения сознательные
  • Движения фантомные
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Иллюзия Аристотеля
  • Иоанна первое соборное послание
  • Насильственные движения
  • ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. ПРЕЛЮДИЯ К ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО
  • САККАДИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
  • Саккадические Движения
  • Следящие Движения
  • ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • Торсионные Движения
  • иллюзия Аристотеля
  • координация движения
  • построение движения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь