|
ЛОССКИЙЛОССКИЙ Николай Онуфриевич [24. 11 (6.12). 1870, Кресловка, ок. Витебска,— 24.1.1965, СенЖеневьев-де-Буа], рус. философ-идеалист, представитель интуитивизма и персонализма. В 1922 выслан за границу. До 1945 жил в Чехословакии. Проф. философии в Рус. духовной академии в НьюЙорке (1947—50). Гл. задача философии, по Л.,— построить «теорию о мире как едином целом» на основе прежде всего религ. опыта. Центр. элемент мира — мистически понимаемая личность как сверхвременной субъект творчества. Познание начинается тогда, когда на объект направляется серия «интенциональных» (целевых) актов — осознание, внимание и т. д.; в зависимости от характера объекта он познаётся посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или мистической. Осн. черты рус. философии, по Л., — её этич. характер, «религ. реалистичность», «синтетичность». Л. принижает роль мыслителей-материалистов в развитии рус. философии («История русской философии», 1951). Осн. учения психологии с т. зр. волюнтаризма, СПБ, 1903; Мир как органическое целое, М., 1917; Осн. вопросы гносеологии. Сб. ст., П., 1919; Интуитивная философия Бергсона, П., 19223; Обоснование интуитивизма, Берлин, 19248; Свобода воли, Париж, 1927; Типы мировоззрений, Париж, 1931; Условия абс. добра (основы этики), Париж, 1931; Чувственная, интеллектуальная и мистич. интуиция, Париж, 1938; Достоевский и его христ. миропонимание, Нью-Йорк, 1953; Personalistischer Idealismus, «Kant-Studien», 1959—60, Bd 51, H. 4. Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М.—Л., 1963; История философии в СССР, т. 4, М., 1971. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (р. 6 дек. 1870) – рус. философ-идеалист. До ?кт. революции 1917 – проф. Петерб. ун-та. С 1922 – белоэмигрант. До 1945 жил в Чехословакии. Проф. философии в Рус. духовной академии в Нью-Йорке (с 1947). По филос. взглядам Л. – представитель интуитивизма. Гл. задача философии, по Л., – построить "теорию о мире как едином целом". Наиболее важные данные для этого дает религ. опыт. Центр. элемент мира – мистически понимаемая личность как сверхвременный субстанциональный деятель. Все остальное – результат ее творч. способности. В основе гносеологии Л. лежит понятие "гносеологической координации" (ср. "принципиальную координацию" Авенариуса). Познание начинается тогда, когда на объект направляется серия "интенциональных" (целевых) актов – осознание, внимание и т.д. Любой исследуемый предмет познается посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или мистической в зависимости от характера объекта. Сущность предмета (единство свойств, причинное отношение и т.д.) всегда идеальна, потому и возможно его познание. Реальная история для Л. – это иллюзия, лишь подготовка к "метаистории", т.е. к "грядущей жизни в царстве божием". Л. – сторонник абс. этики; идти с богом или против бога – в этом, по Л., критерий нравственности. Л. оценивает различные филос. системы с т. зр. того, какой вклад они вносят в построение теории о мире как "едином целом", опирающейся прежде всего на религ. опыт, к-рый раскрывает "сокровеннейший смысл вселенского существования". Осн. черты рус. философии, по Л., – ее этич. характер, "религ. реалистичность", "синтетичность". Исходя из этого, Л. по существу исключает материализм из истории рус. философии, тем самым фальсифицируя ее ("История рус. философии" – "History of Russian philosophy", 1951, рус. пер., 1954). Соч.: Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма, СПБ, 1903; Мир как органич. целое, М.. 1917; Введение в философию, ч. 1, 2 изд., П., 1918; Основные вопросы гносеологии. Сб. ст., П., 1919; Интуитивная философия Бергсона, 3 изд., П., 1922; Конкретный и отвлеченный идеал-реализм, "Мысль", 1922, M 1, 2; Логика, ч. 1–2, 2 изд., Берлин, 1923; Сборник задач по логике, Прага, 1924; Обоснование интуитивизма, 3 изд., Берлин, 1924; Свобода воли, Париж, 1927; Типы мировоззрений, Париж, 1931; Условия абсолютного добра (основы этики), Париж, 1931: Рус. философия в XX в., в кн.: Записки Рус. науч. ин-та в Белграде, вып. 3, 1931; Диалектич. материализм в СССР, Париж, 1934; Value and existence, L., 1935 (совм. с J. Marshall); Чувственная, интеллектуальная и мистич. интуиция, Париж, 1938; Достоевский и его христианское миропонимание, Нью-Йорк, 1953; Pcrsonalistischer Idealismus, "Kant-Studien", 1959–60, Bd 51, ?. 4. Лит.: Поварнин С. И., Об "интуитивизме" Н. О. Л., СПБ, 1911; Ивановский В. Л., О нек-рых недоумениях, вызываемых "интуитивизмом" Н. О. Л., в кн.: Сб. ст. в честь Д. А. Корсакова, Мюнхен, 1913; Hayмова М. ?., Философствующий богослов, в кн.: Уч. зап. кафедры диалектич. и историч. материализма ВПШ при ЦК КПСС и местных ВПШ, вып. 1, М., 1958; Против совр. фальсификаторов истории рус. философии, М., 1960; Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М.–Л., 1963. Л. Суворов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|