|
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУДКОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД исторически необходимая форма трудовой деятельности, специфическая для зрелого коммунистич. общества. Для К. т. характерно: 1) превращение труда в деятельность, определяемую собств. содержанием, необходимостью самостоят. решения встающих перед человеком проблем я задач,— в деятельность, в которой совпадают целеполагание и целереализация, планирование, вообще управление и исполнение планов; 2) превращение труда из средства в цель жизни, в способ развития потребностей и способностей человека, а значит. и его индивидуальности, в «самоосуществление индивида» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 2, с. 110); 3) отсутствие к.-л. способов принуждения к труду, ибо он становится «своим собственным вознаграждением» (см. там же, т. 3, с. 558), т. е. первой жизненной потребностью и наивысшим наслаждением индивида, К. т. есть «...бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным пор-мам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда па общую пользу, труд, как потребность здорового организма» (Ленин В. И., ПСС, т. 40, с. 315). Становление К. т. занимает целую историч. эпоху, содержание которой составляет изменение отношения к труду, понимаемое не только как изменение сознания участников труда, а как переделка реальных обществ. отношений людей. Такая переделка предполагает в первую очередь преодоление старого разделения труда, противоположности умств. и физич. труда, города и деревни. Экономич. основой этого процесса является крупное автоматизиров. производство, обеспечивающее изобилие материальных благ и создающее условия для прекращения труда, «...при котором человек сам делает то, что он может заставить вещи делать для себя...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 280). В результате человек из агента непосредственно материального производства превращается в субъект творч. деятельности, направленной не только на создание материальных благ, но и на науч., художеств., социальное творчество, в котором труд выступает как деятельное проявление свободы. Развитие обществ. производства при этом предполагает существ. перестройку обществ. отношений на началах подлинного коллективизма. Формой практич. реализации этих условий становления К. т. является социалистич. соревнование, способствующее как экономич. прогрессу общества, так и развитию творч. инициативы и самодеятельности масс. Вместе с тем социалистич. соревнование есть форма вызревания «ростков» К. т. Важными вехами на этом пути являются: коммунистич. субботники, «ударничество» (годы первых пятилеток), стахановское движение и особенно движение за К. т. (с 1958). В ходе этих массовых движений постепенно складывается коммунистич. отношение к труду, а сам труд постепенно становится творч. деятельностью, потребностью и способом бытия личности. В процессе становления К. т. раскрываются высшие потенции человеч. деятельности. Ф Маркс К., Экономич. рукописи 1857—1859 годов, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46 (ч. 1—2); его же, Капитал, т. 3, там же, т. 25 (ч. 2), с. 385—99; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, там же, т, 3, г. 65—78; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 296—309; Л е-н и н В. И., Великий почин, ПСС, т. 39; его же, От разрушения векового уклада к творчеству нового, там же, т. 40; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД 1) в узком и строгом смысле слова присущий зрелому коммунистич. обществу труд вне нормы, без условия о вознаграждении (см. В. И. Ленин, Соч., т. 30, с. 482); 2) в широком смысле – совокупность тех элементов труда в социалистич. обществе, развитие к-рых подготавливает переход к собственно К. т. Собственно К. т. – это деятельность, выступающая как первейшая и определяющая потребность каждого члена коммунистич. общества. Превращение труда в такую потребность означает, по Марксу, превращение трудовой деятельности в самодеятельность, когда определяющим побудит. мотивом является не внешняя для нее необходимость, а внутр. содержание самой деятельности; превращение свободного времени, ставшего временем универсальной деятельности, в мерило обществ. богатства; превращение труда, поскольку он наполнен всем богатством социального содержания, из средства в цель жизни каждого человека; превращение всестороннего, целостного и свободного развития человеч. сил в самоцель; превращение самого процесса деятельности в источник эстетич. наслаждения. При этом труд отд. человека, становясь с самого начала достоянием и богатством всего общества, не перестает быть также и его личным достоянием и богатством, ибо он не отчуждается, и то, что человек обретает в процессе деятельности, представляет собой нечто неизмеримо более высокое в сравнении с тем, что он расходует и что необходимо возместить средствами потребления. С торжеством К. т. связано полное осуществление принципа коммунизма: "От каждого по способностям, каждому по потребностям", причем К. т. означает коренное изменение самих способностей и потребностей: всякая деятельность по способностям становится потребностью, а удовлетворение потребностей, ставших у каждого подлинно человеческими, в сущности совпадает с самой деятельностью по способностям. Необходимыми условиями К. т. являются материально-техническая база коммунизма, преодоление существ. различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, существенное сокращение рабочего времени; достижение высокого уровня обществ. самосознания каждым членом общества. Технич. вооружение К. т., являющееся его предпосылкой, станет также и его результатом, т.е. будет воспроизводиться, ускоренно расширяясь и прогрессируя. Вместе с тем человек будет столь же сознательно направлять всю свою повседневную деятельность на созидание и изменение социальных отношений, человеч. "природы", как и на вещные результаты своего труда. "Труд и дисциплина не будут в тягость человеку; трудовая деятельность перестанет быть только средством к жизни и превратится в подлинное творчество, источник радости" (Программа КПСС, 1961, с. 64). Идеи утопистов – предшест-венников марксистской концепции коммунистического труда. Учения представителей утопич. социализма и коммунизма содержат замечат. догадки относительно нек-рых черт К. т., к-рые были результатом критики бурж. общества и поисков его антипода, его идеальной противоположности. Обличение презрения к труду и паразитизма в среде господств. классов приводило их к идее труда как всеобщей почетной обязанности, как одной из осн. этич. и правовых норм общества. Критика отношения к труду как к средству существования приводила их к идее о труде как внутр. потребности и эстетич. наслаждении. О труде как всеобщей обязанности писал еще основоположник утопич. коммунизма Т. Мор (см. "Утопия", М., 1953, с. 119). Дж. Беллерс к "Проекту учреждения трудового колледжа"... (1695) избирает (из Посл. фессал. 2, 3) эпиграф: "Бездельник должен ходить в лохмотьях; кто не работает, да не ест!". Согласно уравнит. программе Ф. Бабёфа и бабувистов, "...никто не мог уклониться от труда, не совершив тем самым преступления" (Буонарроти Ф., Заговор во имя равенства..., т. 2, М.–Л., 1948, с. 152). Но у большинства утопистов всеобщность труда – лишь предпосылка решения проблемы отношения к труду. Т. Дезами в "Кодексе общности" (1842) вслед за Мабли и Н. Ретифом де Ла Бретонном писал: "Труд... был бы развлечением, если бы его разделяли все" (указ. соч., М., 1956, с. 147). Поиски, еще не выводившие за пределы отношения к труду как к средству жизни, шли от идеи о контроле над трудом с помощью правовых и моральных норм к идее о различных видах морального поощрения и основанном на них соревновании. Утописты подчеркивают значение обществ. мнения, превращения труда в дело чести и славы. Согласно, напр., Морелли, честолюбие заключалось бы в желании превзойти других в изобретательности, трудолюбии, прилежании (см. "Кодекс природы...", М.–Л., 1947, с. 68). Фурье придумывает для этого целую иерархию почетных званий и особую роль отводит соревнованию (см. "Теория четырех движений", в кн.: Избр. соч., т. 2, М.–Л., 1951, с. 212). Поскольку моральное поощрение как особая форма вознаграждения не совпадает с содержанием труда, утописты искали внутр. побудит. мотивы труда. Нек-рые из них надеялись, что усвоение моральной и правовой обязанности трудиться в форме долга приведет к закреплению ее как привычки к труду, дающей чувство удовлетворения (Д. Верас, бабувисты и др.). Более глубокие умы пошли дальше – к идее об освобождении человека от власти вещного "богатства", от подчинения разделению труда. Кампанелла говорит о соляриях: "Не они служат вещам, а вещи служат им" ("Город Солнца", с. 71). Уже Т. Мор писал о свободном выборе каждым "ремесла" и о перемене занятий. Кампанелла, выдвинувший идею трудового воспитания подрастающего поколения, и Дезами считали целью участия детей во всех видах произ-ва не просто приучение их к труду, а "выяснение наклонностей каждого", выбор любимого занятия. Чернышевский справедливо рассматривал в качестве основы "вольного труда в охоту" то, что почти все делают машины, а люди главным образом управляют ими (см. Полн. собр. соч., т. 11, 1939, с. 590). Наибольшую ценность представляют мысли нек-рых утопистов о труде, к-рый не нуждается ни в каком вознаграждении, поскольку сам является высшей "наградой" жизни. Идею использования свободного от работы в материальном произ-ве времени для научной и художеств. деятельности выдвигает уже Т. Мор (см. "Утопия", с. 120, 126). У Кампанеллы солярии "не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний..." ("Город Солнца", с. 54, 70). Однако здесь в первую потребность превращается только часть труда; труд в материальном произ-ве, хотя и "доставляет удовольствие", остается лишь средством к жизни. Провозгласивший "трудовое притяжение" целью всего "социетарного строя", Фурье различал 1) "прямое притяжение" к труду, когда люди "страстно увлечены самим предметом, самим родом деятельности", 2) "косвенное притяжение", 3) "расходящееся, или извращенное притяжение", включающее в себя и утилитарные мотивы (см. Избр. соч., т. 3, М., 1954, с. 200–05). На высшей стадии (гармонизм) люди находят наслаждение в самой деятельности, что делает излишним вознаграждение за ее выполнение. Выдвинутая Ретифом (см. "Южное открытие", М.–Л., 1936, с. 146) вместе с идеей частых перемен занятий и развитая Фурье теория труда-и г р ы (см. тамже, т. 2, с. 270 и др.) позволяла представить труд как не являющийся ни навязанным бременем, ни добровольной мукой. Однако на деле труд никогда не будет просто игрой. К. т. тем и отличается, что наслаждение трудом и его целесообразность перестанут быть враждебны друг другу. Моррис делал акцент на эстетич. отношении к труду. Приходя в ужас от обесчеловечивающего утилитаризма, от культа материального благополучия в бурж. обществе, Моррис полагается на спасит. роль иск-ва, к-рое станет "... неотделимой частью всякого труда", по аналогии с трудом ср.-век. ремесленника – творца шедевров. В изображенном им утопич. обществе "всякая работа стала предметом искусства"; "вознаграждением за труд" служит радость творчества (см. "Вести ниоткуда", СПБ, 1909, с. 68, 99). Однако Моррису, так же как и Чернышевскому (см. Полн. собр. соч., т. 5, 1950, с. 609), не удается преодолеть натурализм, т.к. отношение к труду они выводят из абстрактного "природного стремления довести до совершенства... всякую исполняемую работу", из некоего "инстинкта" (Моррис У., там же) или из физиологич. потребности человеч. организма. Ограниченность утопистов коренится в их субъективном методе, в аппеляции к предпочтительному, к абстрактному долженствованию. Разработка основ теории коммунистического труда М а р к с о м и Э н г е л ь с о м. Создавая теорию научного коммунизма, Маркс и Энгельс подвергли переосмыслению наследие утопистов. Наиболее ценным у Фурье Энгельс считал идею о том, что "... труд может стать тем, чем он должен быть, – наслаждением" (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 528), а также идею Фурье о соревновании (см. тамже, с. 562). В "Анти-Дюринге" (см. тамже, т. 20, с. 304) концепциям Фурье и Оуэна о труде как привлекат. деятельности дана высокая оценка. Маркс особое внимание уделил критике теории труда-игры, настаивая на том, что свободный труд не развлечение, ибо он – "дьявольски серьезная вещь, интенсивнейшее напряжение" ["Grundrisse der Kritik der politischen Okonomie (Rohentwurf), 1857–1858", M., 1939, S. 505; cp. S. 599 ]. Основоположники марксизма выводили отношение К труду из его специфич. обществ. условий на основе материалистич. понимания истории. Маркс и Энгельс также и в проблеме отношения к труду окончательно преодолели т. зр. "робинзонады", неисторич. натурализм и антропологизм (см. Соч., 2 изд., т. 3, с. 441, 486–87). При этом плодотворность критич. переработки идей утопистов была связана с одновр. критич. переосмыслением проблем классич. нем. философии, в особенности роли деятельности субъекта и предметных форм его культуры. Труд не может превратиться в первую потребность в результате лишь "воздействия на сферу сознания", ибо отношение к труду не "заключено" в ней, а образует социальное отношение, к-рое и надо переделать. В работах Маркса и Энгельса 1844–46 уже можно проследить наметки теории К. т. (см. MEGA, Abt. l, Bd 3, 1932, S. 546–47) [тогда уже сформулирован тезис: человек есть "...результат его с о б с т в е н н о г о т р у д а" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 627) ]. В "Немецкой идеологии" переход к К. т. раскрывается как "превращение труда в самодеятельность", как развитие "индивидов в целостных индивидов", как превращение мнимой и вынужденной коллективности в действит. и свободную, как универсальное присвоение и освоение путем деятельности материальной и духовной культуры. В произведениях Маркса 1850–60 теория К. т. развивается на основе его политико-экономич. исследований. К. т. противопоставляется порабощающему человека разделению труда, его отчуждению. Прогресс технич. разделения производств. функций всегда был и будет неотделим от прогресса производит. сил. Социальное разделение труда, напротив, исторически преходяще. Оно означает раздробление человека как субъекта общественных отношений и "...существует, подобно природному отношению, вне индивидов... Индивиды подчинены общественному производству, которое наподобие рока существует вне их..." (Архив Маркса и Энгельса, т. 4, 1935, с. 91). Внутри капиталистич. системы прогресс технич. разделения труда осуществим только путем усиления социального разделения труда. Тенденции в развитии разделения труда превращают рабочего в частичного человека, низводят его до роли придатка машины, мучительным для него путем лишают его труд содержательности, отчуждают от рабочего духовные потенции труда (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 651). Такова картина разделения физич. и умственного, материального и духовного труда, функций управления и исполнения, города и деревни, "профессиональный идиотизм" и т. п. формы осуществления отчуждения. Свобода кажется осуществимой только в сфере потребления, вне деятельности (см. К. Marx, Grundrisse..., S. 203, 505). В противоположность этому К. т. предполагает и создает всесторонне и, главное, целостно развитых людей. К. т. предполагает преодоление социального разделения труда, лишающего человека целостности развития, на основе прогресса технич. разделения производств. функций и специализации целостно развитых людей. Маркс предвидел первейшую предпосылку К. т. – гигантский прогресс техники, автоматизации собственно материального производства. Важным условием К. т. Маркс считал приобретение процессом труда "научного характера" (см. тамже, S. 505). Благодаря этому получат полный простор творч. функции труда. Человек не будет искать мнимой свободы вне деятельности и добьется, чтобы самоутверждение выступало, как – "реальная свобода, деятельное проявление которой и есть труд" (там же). На стадии социализма, когда формируются предпосылки К. т. в строгом смысле, материальное произ-во еще существует в форме "собственно материального производства", к-рое "...всё же остаётся царством необходимости" (Маркс К., Капитал, т. 3, 1955, с. 833). На стадии полного коммунизма труд полностью и во всех своих видах становится самодеятельностью – произ-вом предметного мира человека, направленным непосредственно на развитие его творч. способностей и столь же непосредственно осуществляющим такое развитие. Коммунизм – это царство труда, ставшего первой потребностью каждого, когда "труд, – как писал Энгельс, – станет своим собственным вознаграждением..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 558). Это означает коренное изменение понятия богатства. Его мерилом станет свободное время ("Grundrisse...", S. 596). "Чем иным является богатство как не полным развитием человеческого господства над силами природы ... как не абсолютным обнаружением творческих дарований человека..." (там же, S. 387). К. т. означает преодоление, "снятие противоположности между свободным и рабочим временем" (там же, S. 599), т.е. слияние труда в рабочее время и труда в свободное время в единую самодеятельность, время к-рой – подлинно свободное время. Для сформировавшегося человека коммунистич. общества, целостной личности, труд – это "...материально творческая и опредмечивающаяся наука" (там же, S. 599–600). Социальная необходимость деятельности реализуется через его творч. волю, волю свободного субъекта-деятеля. Однако такому отношению к труду необходимо предшествует процесс его воспитания. Для формирующегося человека "этот процесс... есть дисциплина" (там же, S. 599), к-рая через самодисциплину ведет к преобразованию и превращению внешней необходимости в свободу. К. т. неизмеримо поднимает значение человеч. личности, ибо человек станет, как никогда, далек от того, чтобы его можно было считать лишь "рабочей силой", лишь агентом произ-ва средств потребления или лишь потребителем материальной и духовной культуры. К. т. делает самоцелью "...тотальность развития, т.е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу...", и человек тогда "воспроизводит себя не в какой-либо одной определенности, но производит себя во всей тотальности", "не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, но находится в абсолютном движении становления" (там же, S. 387). Это "развитие человеческой силы, которое является самоцелью", и есть, по Марксу, "истинное царство свободы" (см. "Капитал", т. 3, с. 833). Пока сам труд еще не стал потребностью, наслаждения находятся "...вне действительного содержания жизни людей и в противоречии с ним...". (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 419). К. т., напротив, означает, что "отпадает самая основа всей этой противоположности между трудом и наслаждением" (там же, с. 206). Тезис: "...труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни" (Маркс К., там же, т. 19, с. 20) – глубочайшая характеристика коммунистич. общества. Ленин о коммунистическом т р у д е. В произведениях Ленина теоретически осмыслены реальные процессы обществ. преобразований и поставлены практич. задачи борьбы за торжество К. т. Главное внимание Ленин уделял вопросам становления элементов К. т., создания его историч. предпосылок. Так, в "Детской болезни "левизны" в коммунизме" (1920) указывается на роль обществ. организаций в подготовке перехода "... к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию... всесторонне развитых и в с е с т о р о н н е подготовленных людей..." (Соч., т. 31, с. 32). Ленин не только обосновывает положение о необходимости трудового воспитания требованиями совр. уровня техники и науки (см. тамже, т. 2, с. 440), но и ставит практич. задачу: "Надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде" и своими делами добивался, чтобы все смотрели "на труд не так, как на него смотрели прежде" ("Задачи союзов молодежи", см. там же, т. 31, с. 274, 273). В работе "Государство и революция" (1917) Лениным вскрыта глубокая связь между превращением труда в первую потребность каждого и полным отмиранием гос-ва: "Государство сможет отмереть полностью тогда, ...когда люди... добровольно будут трудиться п о способностям" (Соч., т. 25, с. 440). Разъясняя эту мысль в "Докладе о субботниках на Московской конференции РКП(б)" (1919), Ленин говорил, что К. т. означает, что "...люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения", что это "...не нормированный никакой властью, никаким государством, труд отдельных лиц на общественную пользу в широком масштабе" (Соч., т. 30, с. 260–62). Исчезновение необходимости требовать от каждого, чтобы он участвовал в труде, и специально стимулировать его трудовую деятельность извне, упрочение внутр. потребности в труде "...предполагает и не теперешнюю производительность труда и не т е п е р е ш н е г о обывателя..." (Соч., т. 25, с. 441). Но пока труд не стад первой потребностью каждого, пока в условиях социализма имеют огромное значение не совпадающие с содержанием деятельности побудит. мотивы морального характера (такие, как почетность труда, социалистич. соревнование), пока важную роль играет коллективная и личная материальная заинтересованность, гос-во должно строжайшим образом контролировать соблюдение всеми гражданами обязанности трудиться, правильность вознаграждения за труд, и осн. принципом остается: "Кто не работает, тот не ест". Этот принцип окажется излишним тогда, когда станет для всех само собой разумеющимся, что нет смысла жить не трудясь, когда будет преодолена косная сила традиций и привычек обывателя (см. Соч., т. 30, с. 164). Путь к этому лежит через коммунистич. дисциплину труда, источник к-рой заключен в усвоении каждым членом общества обязанности трудиться в форме своего личного долга, в том, что каждый рассматривает все обществ. нужды как свои собственные и добровольно заботится о них, не считая это "чужой" функцией. "Мы будем работать, – писал Ленин, – чтобы ... вытравить привычку считать труд только повинностью и правомерным только оплаченный по известной норме труд..., чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд" (Соч., т. 31, с. 103). Элементы организации труда, основанной на этой "...свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся..." (Соч., т. 29, с. 387), Ленин открыл в родившихся из революц. энтузиазма "коммунистических субботниках" ("Великий почин", 1919, и др.). Особенно высоко ценил Ленин то, что участники субботников, показывая пример бесплатного труда "...из сознания необходимости работать на общую пользу" (Соч., т. 30, с. 180), повысили производительность труда. "... Где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда...", труд на пользу "...не их "ближним", а "дальним", т.е. всему обществу в целом...", там, писал Ленин, начинается коммунизм, ибо "коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих" (Соч., т. 29, с. 394). Первые ростки К. т. Ленин призывал "...тщательно изучать, ...внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту и "ухаживать" за этими слабыми ростками" (там же, с. 392). Вместе с тем Ленин всегда настойчиво предостерегал и протестовал против слишком легкого употребления понятия "коммунистическое": "...с т о л ь п о ч е т н о е название надо завоевать долгим и упорным трудом, завоевать доказанным п р а к т и ч е с к и м успехом в строительстве действительно коммунистическом" (там же, с. 398). "...Слово "коммунистический" требует к себе очень осторожного отношения", ибо только в субботниках, "...только в этом, чрезвычайно малом, явлении стало проявляться кое-что коммунистическое", а в первоначальных формах социализма "...коммунистического еще... ничего нет" ["Доклад о субботниках на Московской конференции РКП(б)", см. Соч., т. 30, с. 261 ]. Поэтому, подчеркивал Ленин, когда речь идет о труде при социализме, правильнее было бы говорить не о коммунистическом, а о социалистическом труде..., так как К. т. "...в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма" ("От разрушения векового уклада к творчеству нового", см. там же, с. 482). Социализм и борьба за торжество коммунистического т р у д а. История строительства социализма показывает, как внутри социалистич. производств. отношений вместе с их становлением – благодаря ликвидации бурж. способа произ-ва и на основе социалистич. собственности на средства произ-ва – формируются такие черты социалистич. труда, которые подготовляют переход к собственно К. т. К этим чертам принадлежат и такие, к-рые, получив максимальное развитие и исчерпав свою прогрессивную роль, изживут себя. Таковы, напр., современные формы материальной заинтересованности в труде, играющие важнейшую роль на стадии социализма. Но, наряду с отношением к труду как к источнику получаемых за труд средств потребления, почетному делу, приносящему моральное вознаграждение, и как к определяющему место человека в обществе, уже сами социалистич. производств. отношения порождают и др. стимулы к труду. Это, прежде всего, отношение к труду как к участию в осуществлении историч. цели социалистич. общества – в построении коммунизма, как к вытекающему отсюда сознательному служению обществу и деятельности на благо других. Действие этого фактора воплощает и организует коммунистич. партия (см. Коммунистическое воспитание). Задача состоит в том, чтобы цель общества стала непосредственно всеобщим интересом. Далее, по мере прогресса производит. сил социализма, совершенствования его экономич. отношений и организац. форм хоз. жизни, по мере роста занятости трудящихся теми видами труда, к-рые отличает сравнительно большая содержательность, зарождается и крепнет потребность в труде как творчестве – технич., научном, художеств. и даже социальном. Наконец, возникают элементы таких форм труда, когда выполнение основных производственных или служебных обязанностей, с одной стороны, и выполнение определ. функций на обществ. началах начинают не просто дополнять друг друга, но взаимопроникать, срастаться между собой. Эти три фактора в их единстве и придают социалистич. труду черты К. т. в широком смысле, к-рые представляют собой не какие-то готовые "куски" собственно К. т., а элементы, к-рые его подготавливают. В распространении этих элементов К. т. особую роль играло и играет социалистическое соревнование, содержание к-рого соответствует характеру стимулов труда его участников. Оно в свою очередь становится фактором, усиливающим действие тех стимулов, на к-рых оно основано. Для социалистич. соревнования Ленин сформулировал три принципа: гласность, т.е. полная и широкая информация о ходе всех дел; сравнимость результатов и правильный учет всех условий; распространение передового опыта, обмен им, помощь победителей соревнования отстающим (см. Соч., т. 27, с. 182). Первые "ростки" К. т. – коммунистич. субботники – были проявлением само-отверженности и героич. порыва рабочих во имя коммунизма. Субботники родились в борьбе со свирепствовавшим во время гражданской войны и интервенции голодом и разрухой; они – детище периода "военного коммунизма" (первый субботник был 12 апр. 1919 в депо Москва-Сортировочная Моск.-Казанской ж. д.). Их великое значение состоит в том, что они показали пример труда без вознаграждения, труда во имя обществ. (классовой) цели. Этот "великий почин" высоко ценил Ленин. Субботники не охватывали всей сферы произ-ва. В восстановит. период созданию условий для роста элементов К. т. в повседневном труде способствовала организация на предприятиях производств. совещаний (1923), призванных приобщить рабочих к участию в управлении хозяйством. Расширению почвы для ростков К. т. способствовало ударничество (1925–28, годы 1-й пятилетки), характеризовавшееся развитием рабочего рационализаторства. После создания основ социализма сложились новые формы социалистич. соревнования, связанные с новой техникой (стахановское движение 1935, движение многостаночников и др.). После XX съезда КПСС (1956), поднявшего трудовую активность масс, социалистич. соревнование получило новый размах в форме движения новаторов произ-ва. С 1958, в условиях более высокого уровня развития производит. сил, экономики, науки, культуры и идеологии идущего к коммунизму социалистич. общества, развернулось новое, массовое движение за К. т., в к-ром развиваются элементы К. т. в широком смысле. Начало соревнования за звание бригад К. т. положил коллектив депо Москва-Сортировочная Моск.-Казанской ж. д. В качестве условий соревнования были приняты "три заповеди": 1) работать все более высокопроизводительно... 2) постоянно учиться... 3) воспитывать в себе черты человека нового общества... Оценивая это движение, ЦК КПСС отметил, что "в нем органически сочетаются борьба за достижение... наивысшей производительности труда и воспитание нового человека – хозяина своей страны, который постоянно смотрит вперед, дерзает, думает, творит" ("Всесоюзное совещание передовиков соревнования бригад и ударников коммунистического труда", 1960, с. 8). Не только высокие производств. показатели, но наряду с ними повышение культуры самого человека труда также становится мерилом успеха в соревновании. Укрепляются элементы потребности в труде как творчестве, ибо зарождается понимание того, что труд – не только затрата сил, но также приобретение, обогащение человека. Труд во имя коммунизма выступает как труд на благо общества, на благо других, как помощь им, труд во имя обществ. долга. Так, напр., получило распространение движение за переход передовиков на отстающие участки произ-ва с целью поднять их до уровня передовых (инициатором его была В. Гаганова). Элементы К. т. существуют не самостоятельно, а внутри социалистич. производств. отношений и подчинены им. Отличие социалистической материальной заинтересованности от "выгоды" в том и состоит, что она образует органическое единство двух форм – личной и коллективной материальной заинтересованности. Единство личной и коллективной материальной заинтересованности, а также то, что труд определяет место человека в обществе, является основой возрастающей роли моральных стимулов к труду (признание и уважение коллектива, почет, поощрит. меры обществ. организаций, Коммунистич. партии и социалистич. государства). При этом развитие стимулов, вырастающих лишь из обогащенного социального содержания труда вместе с реальной ответственностью человека в труде, не может быть сведено к идеологич. задаче формирования морального сознания. "Автоматизация и комплексная механизация служат материальной основой для постепенного перерастания социалистического труда в труд коммунистический" (Программа КПСС, с. 67). Элементы К. т. в социалистич. труде выступают как ускоряющие ход технич. прогресса. Развитие элементов К. т. невозможно без усиления борьбы против унаследованных от эксплуататорского общества пережитков паразитизма, бюрократизма, потребительски-собственнич., утилитарного отношения ко всей культуре. Участники совр. движения за К. т. нередко берут на себя выполнение нек-рых функций учета, контроля и надзора. В Программе КПСС распространение коммунистич. форм труда связывается с участием коллективов предприятий в управлении ими (см. тамже, с. 75). Усвоение необходимости труда предполагает превращение дисциплины в самодисциплину, контроля в самоконтроль, организованности в самоорганизованность. При этом самоорганизованность – результат реального освоения и включения функции контроля в содержание деятельности, результат того, что каждый реально берет на себя всю полноту ответственности за все аспекты и последствия своей деятельности в обществе. Каждый должен подняться до уровня обществ. деятеля не в порядке дополнения к осн. труду, а в самом повседневном труде. К. т. есть полное претворение в действительность высшего гуманистич. принципа: "Все во имя человека..." (там же, с. 6), ибо этот принцип совпадает с принципом: труд, его человеч. смысл – первая потребность, цель. Человек, к-рый в своей активной деятельности осуществляет свои интересы и интересы общества в целом и к-рый может с полным правом сказать: я – это мой труд, сам может быть только целью. Развитие деятельных способностей человека требует решения проблемы свободного времени. В совр. движении за К. т. можно найти смелые попытки содержательного и даже творч. использования свободного времени наряду с новаторскими устремлениями в производит. труде. Пока труд таков, что остается средством жизни, задача состоит в сокращении рабочего времени на основе роста производительности труда. Однако увеличение свободного времени исторически оправдано лишь тогда, когда оно означает увеличение не времени безделья, а времени разностороннего развития личности. Оно само – обществ. достояние величайшей ценности и потому бессодержательные занятия – это его расхищение. "Досуг людей будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению, умственному и физическому развитию, научно-техническому и художественному творчеству" (там же, с. 121). В конечном счете труд в рабочее время и труд в свободное время, превратившись в К. т., сольются в единую самодеятельность. В совр. движении за К. т. самым важным является не тот или иной частный успех его участников, а их готовность смело идти дальше, учиться решать более глубокие задачи, поэтому девиз этого движения – "Учиться работать и жить по-коммунистически". Поступат. движение социалистич. общества к коммунизму будет выдвигать, в частности, также и перед движением за К. т. все более трудные задачи, действительно глубокие проблемы и предъявлять гораздо более высокие требования к его участникам. Тем, кто завоевал почетное звание победителей в этом соревновании вчера, предстоит сделать гораздо больше, чтобы заслужить это звание завтра. Движение за К. т. – новейшая из форм социалистич. соревнования. Развиваясь вширь, оно быстро приобрело подлинно массовый характер. Число его участников составляет 23 млн. чел. (1963). Так как движение за К. т. по своему содержанию является закономерным результатом развития социалистич. общества, то и в др. странах мировой социалистич. системы складываются формы соревнования трудящихся, в к-рых обнаруживаются те же самые существ. черты. Так, с 1958 движение бригад социалистич. труда развернулось в ЧССР: его лозунг – "По-социалистически работать, по-социалистически жить!"; став массовым, оно захватило также и с. х-во. Аналогичные движения развиваются в ГДР (под лозунгом "Будем учиться работать и жить по-социалистически!"), в Болгарии (с 1959 – движение бригад образцового социалистич. труда), в Польше, Венгрии и др. странах социалистич. системы. Совр. бурж. идеологи с их классовых позиций видят в науч. марксистской концепции К. т. и в практич. усилиях с целью ее осуществления в странах социализма лишь "утопию" или "эсхатологич. веру". Они либо объявляют человека навсегда обреченным на то, чтобы его труд противостоял ему в качестве чуждой враждебной силы (напр., большинство экзистенциалистов), либо пытаются с помощью паллиативов "смягчить" участь наемного рабочего, не выходя за пределы капитализма и даже не помышляя об устранении его язв (напр., индустриальная социология, концепция "человеческих отношений" и т.п.). Часто в качестве таких мер "смягчения" выдвигаются методы психологич. и идеологич. обработки, оглупления, обмещанивания и культивирования бутафорских развлечений с целью внушить людям, низведенным до уровня "винтика", со стандартными запросами, чувство полной удовлетворенности существующим. Таков и новейший вариант старой буржуазной "идеи" об "изменении сознания". Один из самых распространенных пороков бурж. идеологии в трактовке проблемы отношения к труду состоит в сведeнии ее к чисто технич. проблеме: вместо анализа исторически возникших и преходящих социальных отношений, выразившихся в отчуждении труда, эти особые социальные условия фетишистски выдаются за свойства или самой техники (технократич. концепции и т. п.) или индивида как такового. Поэтому эти идеологи неспособны понять историч. перспективы тех процессов, к-рые совершаются в странах социализма под руководством коммунистич. партий, под знаменем марксизма-ленинизма. Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; его же, Нищета философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; его же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; его же, Заработная плата, там же; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, там же, т. 2; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же; его же, Коммунисты и Карл Гейнцен, там же, т. 4; его же, Принципы коммунизма, там же; Ленин В. И., Политический доклад ЦК 2 дек. [на VIII Всероссийской конференции РКП(б) 2–4 дек. 1919 г. ], Соч., 4 изд., т. 30; его же, Речь на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей 4 дек. 1919 г., там же; его же, Доклад о субботниках на Московской общегор. конференции РКП(б) 20 дек. 1919 г., там же; его же, От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко всероссийскому субботнику-маевке, там же, т. 31; его же, Речь на митинге, посвященном закладке памятника Освобожденному труду, 1 мая 1920 г., там же; его же, Задачи союза молодежи, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; XXII съезд КПСС 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; Героич. трудом воздвигнем величеств. здание коммунизма! Обращение Пленума ЦК КПСС, в кн.: Пленум ЦК КПСС 24–29 июня 1959 г. Стеногр. отчет, М., 1959; У истоков коммунистич. труда, [Сб. ] под ред. Г. Д. Костомарова, М., 1959; Кайдалов Д. П., Коммунизм, труд и человек, М., 1960; Вознесенский Л. и Волков Ф., Замечательное движение современности, "Коммунист", 1960, No 8; ?орозов М., Родионов П., На главном направлении в борьбе за К. т., там же, 1961, No 11; Гершберг С. Р., Движение коллективов и ударников К. т., М., 1961; Глезерман Г. Е., Коммунизм и труд, М., 1961; Иойрыш А. И., Труд и коммунизм, М., 1961; ?овоселов Н. С., О превращении труда в первую жизненную потребность, М., 1961; Струмилин С. Г., Проблемы социализма и коммунизма в СССР, ?., 1961; Леонтьев Л., Коммунизм и труд, [М. ], 1962; О коммунистич. отношении к труду. [Сб. документов и материалов ], М., 1962; Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Батищев Г., Человек – труд – свобода (рец.), "Новый мир", 1963, No 12; Разделение труда и всестороннее развитие личности. [Материалы обсуждения ], "Вопр. философии", 1962, No 10; 1963, No 3, 4, 9, 11, 12; 1964, No 1, 6; Батищев Г. С, Отношение к труду как первейшей потребности жизни – важнейшая черта человека коммунистич. общества. "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1963, No 1; Гвардия строителей коммунизма. [Материалы респ. совещания передовиков движения за К. т. ], Йошкар-Ола, 1963; Волков Г., Эра роботов или эра человека, "Новый мир", 1963, No 9; Kurella ?., Der Mensch als Schopfer seiner Selbst, В., 1958. См. также лит. при ст. Коммунистическое воспитание. Г. Батищев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|