|
ЖИВКОВИЧЖИВКОВИЧ (Zivkovic) Любомир (28.8.1900—1968), югосл. философ и социологмарксист; по образованию врач. В 1924 перевёл на сербско-хорват. яз. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. В работе «Человеч. общество и расовая теория» («Ljudsko drustvo i rasna teorija», 1937) Ж. разоблачал идеологию фашизма. Осн. внимание Ж. уделял проблемам антропогенеза, происхождения сознания, формам и структуре обществ. сознания, взаимоотношению науки и идеологии, критике религии. Ж. указывал на основополагающее значение марксистско-ленинской теории отражения, подчёркивал её универсальный характер, особое внимание обращая на разработку проблем социального отражения. Специфику социального процесса Ж. усматривал в целеполагании и целесообразной деятельности, в практике, представляющей собой качественно новый вид детерминизма. С позиций воинствующего материализма критиковал реакц. бурж. идеологию и ревизионизм. Freud i graflansko druatvo, Zagreb, 1939; Nauka o postanku fovjeka, Zagreb, 1941; Uvod u istoriju i ljudske svesti, Sarajevo, 1957; Nauka o drustvu. I deo. Osnova druatva, Sarajevo, 1958; Диалектика на социалния процес, София, 1971; в рус. пер.— Теория социального отражения, М., 1969. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЖИВКОВИЧ (Живкови?), Любомир (р. 28 авг. 1900) – югосл. философ и врач, сотрудник Ин-та обществ. наук в Белграде. Науч. деятельность Ж. в области философии и социологии началась в 30-х гг.: он выступил тогда против расизма как идеологич. орудия фашизма ("Человеческое общество и расовая теория" – "Ljudsko drustvo i rasna teorija", 1937). Осн. темы произведений Ж. 50-х гг. – происхождение и развитие человека и человеч. сознания, взаимоотношение базиса и надстройки, формы обществ. сознания, вопросы теории отражения, критика религии. В отличие от нек-рых югосл. социологов, Ж. считает, что социалистич. уклад не возникает стихийно в недрах капитализма, и выступает против теории мирного врастания капитализма в социализм (см. "Nauka odrustvu", Sarajevo, 1958, s. 458). Он критикует Р. Лукича, Й. Горичара и О. Мандича за их ревизию ленинского определения класса, показывая, что их взгляды ведут в конечном счете "...к провозглашению социалистического общества новым видом классового и эксплуататорского общества" (там же, s. 386). Ж. перевел (1924) на сербско-хорватский язык "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса. Соч.: Freud i gradansko drustvo, Zagreb, 1939; О postanku i pojmu ljudske svesti, "Savremena skola", 1954, [No] 7–8; Nauka о postanku coveka, 3 izd., Beograd, 1956; Uvod u istoriju ljudske svesti, diel 1, Beograd, 1957; Drustvena nadgradnja, Zagreb, 1960; Teorija socljalnog odrazavanja, Zagreb, 1962. Лит.: Элeз Й., Живкович Л. Наука об обществе, в кн.: Новые книги за рубежом по общественным наукам, 1958, [No] 5, май. Й. Элез. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|