«ГОСУДАРСТВО»


«ГОСУДАРСТВО»
        или «О справедливости», диалог Платона, состоящий из 10 книг. Большая часть кн. 1 (за исключением введения-рамки), по-видимому, представляет собой диалог раннего периода, называемый иногда «Фрасимах». Кн. 2—10 относятся к зрелому периоду (написаны после «Федона», но до «Теэтета», завершены к 374 до н. э.). Гл. участники диалога — Сократ, Кефал, Главков, Адимант и Полемарх. Диалог последовательно развивает единую тему — «о справедливости»; с этой т. зр. его можно разделить на шесть частей.
        В 1-й ч. (кн. 1) — постановка вопроса о справедливости и невозможность его разрешить методами традиц. сократовского определения понятий. Поэтому во 2-й ч. (кн. 2, 357а—367е) собеседники приходят к необходимости найти особый метод исследования: мысленный эксперимент. Провоцируя Сократа, Главкон предпринимает такое рассуждение: справедливость — условность, с которой мирится тот, кто, не имея сил и не смея творить несправедливость, хотел бы по возможности не испытывать зла от чужой несправедливости; если дать полную волю справедливому и несправедливому, они будут вести себя одинаково — несправедливо, при этом за несправедливым — в качестве величайшей несправедливости — следует закрепить славу человека величайшей справедливости, поскольку он пойдёт на всё, чтобы этой славы добиться; другой, которому мысленно оставлена только справедливость, должен быть лишён всего, в том числе и славы справедливости. Мысленный опыт Главкона продолжает его брат Адимант: быть справедливым — тяжело и обременительно, а несправедливым — легко и приятно; даже признающие справедливость делают это ввиду пользы, приносимой славою справедливости при жизни и после смерти (мифы о загробных воздаяниях); к тому же, соблюдая поддельные приличия, мы можем обмануть не только людей, но и богов; поэтому нужно определить воздействие справедливости как таковой на душу человека и — независимо от того, как это оценят люди и боги,— показать, что она — величайшее благо, а несправедливость — величайшее зло.
        3-я ч. (кн. 2, 368а — кн. 4, 445е): поскольку справедливость и несправедливость явственней всего проявляются не в отд. человеке, а в государстве, и поскольку государство и человеч. душа имеют аналогичное строение, Сократ предлагает очерк идеального государства: побудит. причина создания государства — многообразие материальных нужд человека и невозможность удовлетворить их в одиночку; необходимо защищать государство, а для защиты — воспитать особое сословие стражей; средство их воспитания — гимнастика и музыка (поэзия); три сословия граждан — правители, стражи, земледельцы и ремесленники — соответствуют трём частям души — ра-зумной, аффективной и вожделеющей, причём им соответствуют три добродетели — мудрость, мужество и сдержанность; 4-я добродетель — справедливость — есть выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции.
        4-я ч. (кн. 5—7) — попытка указать средства, позволяющие воплотить идеальное государство в жизнь; необходимо установить общность жён и детей у стражей, лишить их собственности, с детства воспитывать в них воинскую доблесть; во главе государства должны стоять философы, от природы способные познавать бытие и истину, достигнуть идеи блага, которая, будучи за пределами бытия, так же сияет в мире умопостигаемом, как в мире видимом — солнце; путём сравнения здешнего мира с пещерой Сократ показывает, насколько трудно обратиться к созерцанию идей прекрасного, справедливого и доброго; однако это необходимо правителям государства, и направить их к этому могут искусство счёта, геометрия, астрономия, музыка и диалектика.
        5-я ч. (кн. 8—9, 576 Ь) посвящена несправедливому обществ. устройству (тимократия, олигархия, демократия, тирания). 6-я ч. (кн. 9, 576 b — кн. 10) показывает, что справедливые счастливее несправедливых, т. к. они получают большее и более подлинное удовольствие и в этой и в загробной жизни (миф о загробном воздаянии — видение Эра).
        В «Г.» развито учение Платона об обществе и государстве, бытии и познании, изложены этич., психологич. и педагогич. взгляды. Через весь трактат проходит параллель души и государства: глядя на идеальный образец государства, справедливый человек должен задуматься над тем, как ему устроить самого себя (592b). Предлагая каждому в собств. душе построить образцы абс. справедливости и несправедливости, Платон, однако, нарушает заданное им же требование мысленности эксперимента: он не только в самом диалоге рассмотрел возможность осуществления идеального государства, в силу чего с «Г.» оказалась связанной позднейшая традиция новоевроп. утопии, но и попытался осуществить его в действительности (поездка с этой целью в Сицилию), что отличает также его учеников и последователей (ср. Аристотеля — воспитателя Александра Македонского, Цицеронаполитика, Марка Аврелия — философа на троне, Плотина с его проектом Платонополиса, императора Юлиана Отступника, последних афинских неоплатоников, отправившихся во главе с Дамаскием к перс. царю Хосрову).
        По образцу «Г.» Платона написано «Г.» Цицерона (видению Эра соответствует сон Сципиона, комментируемый в 5 в. неоплатоником Макробием). Спец. комментарий к «Г.» составил Прокл. На араб. яз. в 9 в. «Г.» перевёл Хунайн ибн Исхак. Под влиянием «Г.» написан «Трактат о взглядах жителей добродет. города» Фараби. Комментировал «Г.» Ибн Рушд.
        Рус. пер. М. Пахомова (1783), В. Н. Карпова (1863), А. Н. Егунова (1971).
        Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii, ed. G. Kroll, t. 1—2, Lipsiae, 1899—1901; Murphy N. R., The interpretation of Plato's Republic, Oxf., 1951; Plato's Republic, the Greek text,ed. with notes and essays by B. Jowett and L. Campbell, v. 1—3, Oxf., 1953; Averroes' commentary on Plato's Republic, ed., introd., transl. and notes by E. I. J. Rosenthal, Camb., 1956; The Republic of Plato, transl. with introd. and notes by P. M. Cornford, N.Y.—Oxf., 1958; Nettleship R. L., Lectures on the Republic of Plato, L.—?. ?., 19612; The Republic of Plato, ed. with critical notes, comm., appendices by J. Adam, v. 1—2, Camb., 19632; Plato. The Republic, with an English transl. by P. Shorey, rev. red., L.—Camb. (Mass.), 1969; Plato. The Republic, transl. by A. D. Lindsay, new ed., L., 1976; Platon. Der Staat, ubers., erlautert v. O. Apelt, Hamb., [1961F; A n-d e r s s o n T. J., Polis and Psyche.A motif in Plato's Republic, Stockh., 1971.
        ??. А. Шичалик.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


Просмотров: 1215
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • "ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"
  • AMICUS PLATO SED MAGIS AMICA EST VERITAS
  • Amicus Plato, sed magis amica veritas
  • Amicus Plato, sed magis arnica veritas
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”
  • “ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ”
  • “ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА”
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»
  • ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • Государства крестоносцев
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИИ
  • Папская Комиссия по делам государства-града Ватикана
  • Председатель Папской комиссии по делам государства-града Ватикана
  • Распределительная справедливость (distributive justice)
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
  • Справедливость (equity)
  • Справедливость, праведность, правда
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • Теория справедливости
  • должная справедливость
  • справедливости теория
  • справедливость
  • справедливость



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь