|
БУРЖУАЗИЯБУРЖУАЗИЯ (франц. bourgeoisie, от позднелат. bur-gus — укреплённый город), господствующий класс капиталистич. общества, обладающий собственностью на средства производства и существующий за счёт эксплуатации наёмного труда. Источник доходов Б.— прибавочная стоимость, создаваемая неоплаченным трудом и присваиваемая капиталистами. В период феодализма в странах Зап. Европы слово «буржуа» обозначало жителей городов. Развитие ремёсел, товарного производства привело к классовому расслоению гор. населения. «Из крепостных средневековья,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии» (Соч., т. 4, с. 425). Становление класса Б. связано с эпохой т. н. первоначального накопления капитала, гл. содержанием которой была экспроприация у широких нар. масс земли и орудий труда, а её важнейшей составной частью — колон. грабежи и захваты. В эту эпоху были созданы условия для возникновения и развития капиталистич. способа пропз-ва — образовалась масса свободных от личной зависимости и средств производства наёмных рабочих, большие суммы ден. капитала сосредоточились в руках Б. По мере развития производит. сил на смену цеховой организации пришла мануфактура, а затем и крупная машинная пром-сть. Когда пром. капитал овладел производством, произошло утверждение капитализма. Специфически капиталистич. ценности — индивидуализм, и предпримчивость,, идеи равных возможностей и личного успеха — протестантская «этика достижений» провозгласила моральными принципами. В результате бурж. революций в Нидерландах, Англии, Франции и Сев. Америке Б. пришла к политич. власти. В борьбе с феодализмом Б. сыграла революц. прогрессивную роль. Под её руководством было ликвидировано господство феод. отношений, она способствовала развитию науки и техники, повышению производительности труда, разрушила традиционный ср.-век. образ жизни, ниспровергла феодально-сословное представление о человеке. Во всех странах общее развитие Б. протекало в нац. формах, которые определялись особенностями развития отд. стран. Так, Англия была страной первой пром. революции, в США отсутствовал феодализм, для Италии характерна относительно поздняя индустриализация. В условиях домонополистич. капитализма в зависимости от сферы приложения капитала Б. подразделялась на промышленную, торговую, банковскую и сельскую, а в зависимости от размеров предприятия — на среднюю и крупную. Ведущие бурж. политич. деятели, крупные чиновники, высшие наёмные управляющие входили в Б., но не представляли собой самостоят. фракций господствующего класса и играли в нём лишь второстепенную роль. На основе процессов концентрации и централизации капитала и производства свободная конкуренция к нач. 20 в. сменяется монополией. По мере перерастания капитализма в империализм господствующей становится качественно новая форма капитала — финанс. капитал и персонифицирующая ею финанс. олигархия. В эпоху империализма Б. «... из поднимающегося передового класса стала опускающимся, упадочным, внутренне-мертвым, реакционным» (Л е н н н В. И., ПСС, т. 26, с. 145—46). По мере развития гос.-монополистич. капитализма происходит усложнение структуры Б., включение в её состав новых социальных слоев и групп, усиление её неоднородности. В первую очередь за счёт сел. Б. сокращается доля капиталистов в составе самодеят. населения капиталистич. стран. В 70—80х гг. 20 в. она составляет примерно 3—4%. Расширение задач и функций совр. капиталистич. государства, превращение его в крупного собственника средств производства привели, с одной стороны, к выделению политич. элиты и высшей бюрократии в самостоят. фракции господствующего класса, а с другой — к появлению нового слоя капиталистов — «гос. Б.», включающей руководителей национализированных и смешанных компаний. Всё более существ, частью Б. становятся высшие управляющие (менеджеры) частнокапиталистич. компаний. Они получают свою долю прибавочной стоимости в виде крупных жалований, дохода от акций, различных промий и льгот и выполняют все реальные функции капиталиста-предпринимателя. Их положение зависит от иерархич. позиций в системе корпоративной власти, от их способности осуществлять управление «чужим» капиталом. В последние десятилетия в связи с расширением сферы деятельности междунар. компаний возникает «меж-нац. прослойка» Б. Интернационализация производства и капитала, деятельность транснац. компаний, широкое распространение методов «науч. менеджмента» способствуют унификации сознания совр. Б., стиранию её нац. различий. Все эти изменения в наибольшей степени затронули крупную и монополистич. Б. Большинство средних капиталистов по-прежнему совмещает владение капиталом своей фирмы и выполнение предпринимательских функций. По мере усложнения состава Б. усиливаются противоречия в её среде: между монополистич. верхушкой и рядовыми капиталистами, между менеджерами и предпринимателямисобственниками, между «рантьерской» Б. и «функционирующими» капиталистами. Однако все слои и фракции Б. объединяет участие в эксплуатации трудящихся. Все они проявляют солидарность в борьбе с рабочим классом, особенно когда речь идёт о судьбах капитализма. В развивающихся странах колониальная эксплуатация обусловила неразвитость осн. классов. За исключением Индии, некоторых районов Юго-Вост. АЗИИ, ряда стран Лат. Америки, пром. Б. не определяет лицо ка-питалистич. класса освободившихся стран — гл. роль в них играют представители торг. Б., спекулянты, подрядчики-строители, маклеры, совр. компрадоры, лица, вкладывающие капиталы в непроизводит. сферу. В странах «развивающегося мира» слабость пром. Б., незавершённость процесса классовой дифференциации, многоукладный характер общества создают все предпосылки для того, чтобы движущей силой капиталистич. развития становилась «гос. Б.» или иностр. напитал. Социалистич. революция означает уничтожение Б. как класса. Впервые в истории в ходе ?кт. революции 1917 крупная Б. была лишена политич. власти, а затем экономически ликвидирована. Класс Б. был уничтожен и в др. социалистич. странах, где утвердилась власть рабочего класса. Однако пролетариат применяет на-силие против Б. только в ответ на сопротивление и на насилие самой Б. При проявлении лояльности со стороны Б. или отд. её групп пролетариат может идти по пути постепенного преобразования капиталистич. предприятий в социалистические, по пути перевоспитания представителей Б. и последующего привлечения их к социалистич. строительству. Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1—3, там же, т. 23—25; е ]' о ж е, Б. и контрреволюция, там же, т. 6; е г о же, Классовая борьба во Франции с І848 по 1850 г., там же, т. 7; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе. К итогам Конференции коммунистич. и рабочих партий Европы, М., 1976; Федоров Р. П., Анонимная власть, М., 1970; Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы, М., 1974; Политич. экономия совр. монополистич. капитализма,т. 2, ?., 19752; К и с о в с к а я II. К., Гос. предпринимательство и политич. борьба в Италии (I960—1975 гг.), М.. 1977; Бунин И. М., Б. в совр. франц. обществе, М., 1978; Господствующие классы Лат. Америки, М., 1978; Зап. Европа в совр. мире, т. 1, М., 1979, гл. X. И. ?. Бунин. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. БУРЖУАЗИЯ (франц. bourgeoisie, от позднелат. burgus – укрепленный город) – капиталисты – господств. класс капиталистич. общества, класс собственников осн. средств обществ. произ-ва, живущих за счет эксплуатации наемного труда. Капиталистич. собственность, обусловливающая присвоение прибавочной стоимости, создаваемой неоплаченным трудом наемной рабочей силы, является экономич. основой господства Б. как класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 424 и В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 19, с. 328). Б. возникла и стала развиваться в недрах феод. общества. "Из крепостных средневековья вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 425). По мере развития пром-сти, торговли и мореплавания, гигантский толчок к-рому дали Великие географич. открытия, происходило сосредоточение богатства и ден. капитала в руках верхушки горожан. Эта эпоха первонач. накопления, гл. содержанием к-рой была экспроприация у широких народных масс земли, орудий труда и жизненных средств, "вписана в летописи человечества пламенеющим языком меча и огня" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 720). На смену цеховой орг-ции пришла мануфактура, а затем и крупная машинная пром-сть. С развитием капитализма в с. х-ве помещики превращаются в капиталистич. предпринимателей. С др. стороны, из самого крестьянства выделяется сел. Б. – кулачество. Вместе с развитием капиталистич. произ-ва Б. формируется как класс. На др. полюсе образуется неимущая пролет. масса, свободная от личной зависимости, но лишенная всяких средств произ-ва и поэтому вынужденная продавать свою рабочую силу капиталистам. Развившиеся внутри феод. общества производит. силы вступили в конфликт с господств. феод. производств. отношениями. Б. как поднимающийся класс – носитель прогрессивного для этой эпохи экономич. строя, возглавила в своих классовых целях движение нар. масс (крестьян, ремесленников и рабочих) против феодализма и в результате революций в 16 – 1-й пол. 19 вв. пришла к власти в большинстве стран Зап. Европы и в США (см. Буржуазная революция). В Австро-Венгрии, России, Японии и нек-рых др. странах это произошло позже, во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. В борьбе против феодализма Б. провозгласила лозунги свободы, равенства и братства, однако, завоевав власть руками нар. масс, она предала их и превратила эти лозунги в свободу эксплуатации. Экономич. основу политич. господства, диктатуры Б., орудием к-рой является бурж. гос-во, составляет частнокапиталистич. собственность. Бурж. гос-во осуществляет функции охраны общих условий, благоприятствующих капиталистич. эксплуатации, с помощью армии, полиции, бюрократич. аппарата. По своему экономич. положению Б. подразделяется на крупных, средних и мелких капиталистов. Мелкая Б. – класс мелких собственников, занимающий промежуточное положение между осн. классами бурж. общества – капиталистами и пролетариями, характеризуется частной собственностью на средства произ-ва и личным (семейным) трудом. Мелкая Б. зависима от крупного капитала, она непрерывно разоряется, размывается и вытесняется в ряды пролетариата. Средняя немонополистич. Б. является более устойчивой прослойкой. Однако под влиянием процесса концентрации и централизации капитала в результате конкуренции частная немонополистич. собственность сокращается, и средняя Б. попадает в зависимость от крупной монополистич. Б. Господств. положение в экономике капиталистич. общества занимает крупная Б., выступающая при империализме как монополистич. Б. – финансовая олигархия, к-рая владеет подавляющей частью нац. богатства: в CШA 1% собственников сосредоточивает 59%, в Англии – 56% всего капитала. С развитием капитализма растет тенденция к отделению функции собственности на капитал от его приложения к произ-ву – предпринимат. функция, к-рую выполняет высший слой управляющих, входящих в состав монополистич. Б. К крупной Б. относятся также высшие чиновники государств. аппарата, высшая военная каста, а также политич. и идеологич. верхушка, непосредственно осуществляющие классовое господство Б. По сферам приложения капитала Б. делится на промышленную, торговую, банковскую, капиталистов в сфере обслуживания (кино, радио, телевидение, отели и т.п.) и с.-х. предпринимателей. Общим для всех слоев Б. является ее противоположность наемному труду. Каждый капиталист заинтересован в повышении степени эксплуатации не только своих рабочих, но и рабочего класса в целом, ибо в конечном счете прибыль каждого капиталиста – это его доля во всей массе прибавочной стоимости, произведенной рабочим классом. Основу противоречий внутри Б. составляет стремление увеличить свою долю в дележе прибавочной стоимости, к-рое проявляется в форме ожесточенной конкурентной борьбы. Свойственный капитализму и особенно усиливающийся в период империализма процесс концентрации и централизации капитала ведет к разорению многих мелких, средних и части крупных капиталистов. Peзультатом этого является тенденция сокращения доли Б. в составе как самодеятельного, так и всего населения капиталистич. стран. Напр., в США собственники предприятий и владельцы ферм (вместе с мелкой Б., управляющими и должностными лицами) в 1870 составляли 30% занятого населения, в 1910 – 23%, в 1950 – 15,9%. В Англии предприниматели в 1851 составляли 8,1% самодеят. населения, а в 1951 – 2,04%. В целом Б. составляет ныне в высокоразвитых капиталистических странах около 1–5% самодеят. населения. Формами классового объединения Б. являются союзы и ассоциации промышленников, банкиров и т.п., представляющие собой централизов. систему, охватывающую все слои Б., в к-рой господств. роль играет монополистич. капитал. Бурж. политич. партии являются формой выражения политич. интересов Б. и средством объединения вокруг нее др. слоев капиталистич. общества. При общей программной основе – сохранение и укрепление капитализма – борьба бурж. партий (напр., демократической и республиканской в США) отражает противоречия между отд. слоями и группировками Б. В истории человечества Б. сыграла прогрессивную роль. Свергнув феодализм, она разрушила вековую обособленность мелкого производства, обобществила труд и тем самым гигантски повысила его производительность. Она развила крупную пром-сть, создала национальный, а затем и всемирный рынок, невиданными темпами ускорила развитие производит. сил. На этой базе создались централизованные гос-ва и бурж. нации. Однако победа Б. знаменует начало ее поражения. Огромные богатства капиталистич. общества, узурпированные Б., созданы за счет жесточайшей эксплуатации наемного труда, гибели миллионов мелких производителей, расточения природных богатств. Производит. силы периодически разрушаются в результате экономич. кризисов и вступают в противоречие с капиталистич. производств. отношениями. Б. "... не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного "чистогана". В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426). С развитием капитализма растет и крепнет классовый антагонист Б. – пролетариат, к-рый в сер. 19 в. выступает со своими самостоят. классовыми интересами, осознает свою историч. миссию могильщика капитализма и создает проф. организации и политич. партии, возглавляющие его борьбу с капиталом (см. Рабочий класс). С развитием капитализма и особенно с переходом в стадию империализма, в стадию загнивания, коренным образом меняется историч. роль Б. "Буржуазия из подымающегося передового класса стала опускающимся, упадочным, внутренне-мертвым, реакционным" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 21, с. 128). Резко обостряются все противоречия капитализма и прежде всего противоречия между обществ. характером произ-ва и частной формой присвоения. Антагонизм интересов пролетариата и Б. – осн. черта бурж. общества. И чем дальше, тем больше обостряется антагонизм пролетариата и Б., Б. и всего народа. Б. превращается в класс, препятствующий замене отживших бурж. производств. отношений новыми социалистич. отношениями. "Ваше пристрастное представление, – писали Маркс и Энгельс о Б., – заставляющее вас превращать свои производственные отношения и отношения собственности из отношений исторических, преходящих в процессе развития производства, в вечные законы природы и разума, вы разделяете со всеми господствовавшими прежде и погибшими классами. Когда заходит речь о буржуазной собственности, вы не смеете более понять того, что кажется вам понятным в отношении собственности античной или феодальной" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 443). Особенно реакционной Б. становится в период общего кризиса капитализма. С этого времени на ее развитие все большее влияние оказывают не только внутр. противоречия самого капитализма, но и общий ход мировой истории: победа социалистич. революции в России в 1917, создание мировой системы социализма после 2-й мировой войны и ее огромные экономич., политич. и идеологич. успехи, рост нац.-освободит. движения и распад колониальной системы. В эпоху империализма началось перерастание монополистич. капитализма в государственно-монополистич. капитализм (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 25, с. 382), к-рое ускорилось после 1-й и в особенности 2-й мировых войн. Монополистич. Б. использует огромную экономич. потенцию гос. власти для подавления конкурентов, усиления эксплуатации трудящихся, обеспечения монопольных прибылей. С помощью налоговой системы она осуществляет перераспределение нац. дохода в свою пользу, обирая все общество, весь народ. Гос-монополистич. капитализм – система сугубо антинародная и реакционная, как и вообще монополистич. капитализм. Она означает переход Б. к политике насилия и реакции по всем линиям. Империалистич. Б. пытается найти выход из противоречий на путях милитаризации экономики и подготовки войн, проводит агрессивную внешнюю политику, направленную против социалистич. стран, а также нац.-освободит. движения в колониальных и зависимых странах, подавляет демократич. движение широких нар. масс, стремится к уничтожению бурж.-демократич. свобод и институтов. Империалистич. Б. США и др. стран всюду поддерживает и возрождает реакц. учреждения и режимы (Чан Кай-ши, Нго-динь-Зьема, самые реакц. диктатуры в Лат. Америке). "Отживающая буржуазия соединяется со всеми отжившими и отживающими силами, чтобы сохранить колеблющееся наемное рабство" (Ленин В. И., там же, т. 19, с. 77). Цепляясь за власть, Б. стремится к установлению различных форм фашизма – открытой диктатуры наиболее реакц. элементов монополистич. капитала. С др. стороны, по мере усиления всевластия и гнета монополистич. Б. "интересы и политика ... узкой кучки монополий все более приходят в противоречие не только с интересами рабочего класса, но и всех остальных слоев капиталистич. общества – крестьянства, интеллигенции, мелкой и средней буржуазии города" ("Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий", 1957, с. 18). Это создает предпосылки объединения всех демократич. сил под руководством рабочего класса и его революц. партий. Борьба за общедемократич. интересы создает более благоприятные политич. условия для борьбы за социализм, ослабляет реакц. Б., сплачивает широкие массы народа вокруг рабочего класса, нацеливает их на свержение господства монополистич. Б. С переходом капитализма в стадию загнивания, с превращением Б. из прогрессивного в реакц. класс коренные изменения претерпевает ее идеология. Науку, искусство, печать, школу, церковь Б. подчинила своим классовым целям и использует для духовного порабощения трудящихся. Бурж. мораль проникнута духом стяжательства и эгоизма, цинизма, лицемерия и ханжества. Продажность, подкупы, мошенничество достигли в капиталистич. странах громадных размеров. На смену материализму и атеизму приходят идеализм и поповщина. В философии это – экзистенциализм, неопозитивизм, неотомизм, прагматизм и др. идеалистич. школы; в социологии – психологич. теории, эмпирич. социология, социальный дарвинизм; в политич. экономии – разного рода течения, пытающиеся доказывать устойчивость и прогрессивность капиталистич. строя. Теория "трансформации капитализма" распространяет идею, будто капитализм перестал быть эксплуататорским строем в силу того, что классовые противоречия якобы стираются. Фальшивая теория т.н. народного капитализма утверждает, что посредством широкого распространения мелких акций трудящиеся будто бы становятся совладельцами капиталистич. собственности, капиталистами. Теория "революции управляющих" говорит, что с развитием процесса отделения собственности на капитал от приложения капитала к произ-ву к власти приходят управляющие, к-рые якобы заинтересованы не в эксплуатации, а в развитии обществ. произ-ва. Проводники бурж. идеологии в рабочем движении – реформисты и ревизионисты – проповедуют идеи т.н. демократического социализма – постепенного врастания капитализма в социализм. Все это направлено на то, чтобы дезорганизовать и дезориентировать рабочий класс, привить ему идеи "социального мира", отвлечь его от классовой борьбы за свержение господства Б. В колониальных и зависимых странах (Азии, Африки, Лат. Америки) сложилось два вида Б.: компрадорская и национальная. Компрадорская – это крупная Б., связанная с иностр. монополистич. капиталом и феод.-помещичьей верхушкой. Компрадорская Б. является вассалом международной буржуазии, а ее существование и развитие подчинено интересам империализма. Она занимает антинациональную позицию, содействуя закабалению своих стран иностр. капиталом, всячески препятствуя их освобождению от империалистич. гнета и переходу на путь самостоят. развития. Иную роль в колониальных и зависимых странах играет национальная Б., интересы к-рой ущемляются иностр. и компрадорским капиталом. Значит. ее часть поддерживает нац.-освободит. движение и нар. революции, выступая в едином антиимпериалистич. фронте вместе с рабочим классом, крестьянством и мелкой гор. Б. В тех же странах, где пролетариат недостаточно организован, она возглавляет нац.-освободит. движение. Победа нац.-освободит. движения во многих колониальных и зависимых странах привела к власти национальную Б., к-рая захватывает ряд командных высот в экономике и начинает оказывать решающее влияние на внутр. и внешнюю политику своих стран. Если в ходе нац.-освободит. движения нац. Б. играла прогрессивную роль, выступая в едином антиимпериалистич. фронте с другими слоями населения, то теперь ее роль становится двойственной. Нац.-освободит. движение в ряде стран наряду с антиимпериалистич. лозунгами выдвинуло также различные проекты демократич. преобразований. Однако осуществление таких проектов встречает все более возрастающее сопротивление господствующей национальной Б., отстаивающей свои узкоклассовые интересы. В этих странах, после того как были решены общенациональные задачи завоевания политич. независимости от империалистич. держав, жизнь выдвинула такие социальные задачи, как аграрно-крестьянский вопрос, проблемы индустриализации, завоевания экономич. независимости от империализма, отношений труда и капитала, подъема жизненного уровня широких масс народа, осуществления демократич. свобод. Эти задачи могут быть решены лишь при активном участии нар. масс во главе с рабочим классом и его партиями. Переход от капитализма к коммунистич. обществ. формации – объективная необходимость историч. развития; он неизбежно сопровождается сопротивлением Б. и революц. борьбой с ней нар. масс, руководимых пролетариатом и его партией. Рабочий класс применяет насилие против Б. только в ответ на насилие самой Б. При сотрудничестве и лояльности со стороны определенных частей Б. пролетариат может идти на выкуп в той или иной форме ее собственности. Как показывает опыт Китая, большинство нац. Б. пошло по пути преобразования капиталистич. предприятий в государственно-частные, по пути перевоспитания и социалистич. строительства. Историч. опыт с неопровержимостью свидетельствует о том, что гибель капитализма и торжество коммунизма одинаково неизбежны. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, М., 1958; Маркс К., Капитал, т. 1–3, ?., 1955; его же, Наемный труд и капитал, в кн.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, ?., 1957; его же. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., там же, т. 7, М., 1956; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2, М., 1955; его же, Революция и контрреволюция в Германии, там же, т. 8, М., 1957; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Развитие социализма от утопии к науке, [М.], 1953; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 22; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, Первоначальный набросок тезисов по аграрному вопросу, там же, т. 81; Сталин И. В., Об основах ленинизма, Соч., т. 6; ?рущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС. 27 января 1959 г., М., 1959; Мао Цзэ-дун, Китайская революция и коммунистическая партия Китая, Избр. произв., т. 3, М., 1953; Торез Морис, Новые данные об обнищании трудящихся Франции, М., 1956; Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, М., 1957; Айдит Д. Н., Индонезийское общество и индонезийская революция, М., 1958; Арисменди Р., К вопросу о роли национальной буржуазии в антиимпериалистической борьбе, "Проблемы мира и социализма", 1959, No 5, 6; Xу Си-Куй. Мирное преобразование капиталистической промышленности и торговли и классовая борьба в Китае, М., 1957; Чепраков В., О классах современного капиталистического общества, "Коммунист", 1959, No 5; О роли буржуазии в национально-освободительном движении (обмен мнениями), "Проблемы мира и социализма", 1959, No 8, 9. Г. Ардаев, В. Семенов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. БУРЖУАЗИЯ БУРЖУАЗИЯ (франц. bourgeoisie, от позднелат. burgus— укрепленный город)—общественный класс собственников, выросший из средневекового сословия свободных горожан (“третье сословие”). Его становление связывают с присвоением земли и средств производства в эпоху первоначального накопления капитала. С марксистской точки зрения буржуазия—это господствующий класс собственников средств производства в капиталистическом обществе, живущий за счет эксплуатации наемного труда и присвоения прибавочной стоимости. При этом буржуазия превращает значительную часть населения в лишенный собственности пролетариат, и тем самым, по утверждению марксизма, она неизбежно подготавливает собственного “могильщика”. Важным фактором образования буржуазии, ее выделения в особый класс, в самостоятельную экономическую и политическую силу стала протестантская этика со свойственной ей системой ценностей индивидуализма и предприимчивости, сформировавшая тот своеобразный этос, который М. Вебер называл “духом капитализма” и который, по его мнению, заключался в стремлении ко все большей наживе при полном отказе от наслаждений и излишеств, возможных при наличии денег. Для В. Зомбарта буржуа—носитель “капиталистического духа”, слагающегося из страсти к наживе, предпринимательского духа и мещанства. Современный капиталист, по Зомбарту, находится во власти двух абстракций — наживы и дела. Иные черты класса буржуазии отметил Т. Веблен. В теории “праздного класса” он утверждал, что и при системе индивидуальной собственности денежный успех, проверяемый завистническим сопоставлением себя с другими людьми, становится общепринятой целью всякого действия. Отношение праздного класса (т. е. класса, обладающего собственностью, но ничего не производящего) к экономическому процессу является чисто денежным отношением—отношением стяжательства, а не производства, эксплуатации или полезности. В соответствии с этим праздный класс стремится направить развитие правовых, экономических и финансовых институтов, норм ведения дела, обычаев бизнеса по тому пути, который отвечал бы его денежным целям (усиление защиты собственности, гарантии исполнения договоров, удобство осуществления финансовых операций и т. д.). Разведение функций собственника и непосредственного руководителя производством шло в двух направлениях. Во-первых, в экономической сфере формировались “безличная субъективность”, при которой права собственности на средства производства и статус функционирующего капиталиста переходят от индивидов к юридическим лицам— акционерным обществам и т. д., возникшим из стремления буржуа-предпринимателей к объединению капиталов для реализации крупных проектов и уменьшению личного хозяйственного риска. Тем самым Веблен зафиксировал тенденцию к замене буржуа-собственника, “капитана индустрии” на “бездушную” акционерную корпорацию. Н. А. Бердяев также отметил этот процесс. По его словам, субъектом собственности перестает быть буржуа с именем собственным, он заменяется анонимом. Более того, на первый план выступает вместо владельца акций, собственника стоимости капитала, управляющий. Управление корпорацией, контроль превращаются в “реальную”, т. е. не юридическую, а фактическую собственность, и в ходе “революции менеджеров” ведут к образованию “нового класса” капиталистического общества. Для обозначения этого феномена Веблен использует понятие абсентеистской собственности. Во-вторых, в экономике формировалась “бестелесная предметность”, т. е. происходило сосредоточение богатства в ценных бумагах, позволяющее умножать его не производительным путем, а биржевой игрой, куплей-продажей титулов собственности. Для биржевиков представляемое бумагами богатство не есть, по словам П. Лафарга, нечто видимое, это ряд абстрактных цифр метафизической ценности. В этих двух процессах происходит своего рода самоотчуждение буржуа. Все это дало Бердяеву основание заметить, что стихия буржуазности есть стихия безличная; буржуа жаждет собственности, но она двойственна: она может быть гарантией свободы и независимости, но может и сделать человека рабом—рабом не только материального мира, но и фикции, в которую погружено его существование. Царство буржуа кончается победой фикции над реальностью. С развитием безличной субъектности традиционное понимание буржуазии как класса собственников нуждается в модификации. Понятие “собственник средств производства” оказывается неприменимым ни к владельцам акций, включая обладателей контрольного или просто крупного их пакета, ни к управляющим, которые могут вообще не быть акционерами. Поэтому в ряде современных концепций буржуазии в качестве определяющих ее признаков выдвигают фактический контроль за средствами производства. Однако при этом возникает проблема формального разграничения между буржуа-акционером и мелким акционером, буржуа-менеджером и менеджером—наемным работником, что требует специфических критериев и методов анализа. Лит.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.—Он же. Избр. произв. М., 1990; Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984; Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994. В. М. Быченков Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|