БРАК


БРАК
        исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значит. мере зависит рост населения, физич. и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется естеств. потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой.
        Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими обществ. отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя Б., общество берёт на себя определ. обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в В., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. «Если бы брак не был основой семьи,— писал К. Маркс,— то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 162).
        Как социальное отношение Б. имеет преим. нравств.-правовую природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности и граждане государства. В числе нравств. ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности Б.,— индивидуальная половая любовь, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь.
        В антагонистич, формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство. В раннем европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с согласия феодала. В условиях капитализма Б. испытывает значит. влияние частнособственнич. отношений. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классич.» собственнич. Б. (рост числа разводов и «дезертирств»), с другой — к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преим. на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относит. равноправием супругов.
        Социалистич. преобразования, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами, способствуя распространению в массах коммунистич. морали, ведут к нравств. обогащению отношений между полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный, свободный от утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью которого является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое и нравств. регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую очередь на защиту его от пережитков старой, собственнич. морали.
        см. также ст. Семья илит. к ней.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


БРАК
общественный институт, посредством к-рого регулируются отношения между полами и их отношение к потомству; отсюда связь Б. с семьей, объединяющей родителей и детей. Историч. изменения форм Б. определяются развитием способа произ-ва и связаны с надстроечными формами в обществе – нравственностью, правом.
В эпоху первобытного стада Б. отсутствовал. Господствовали отношения так наз. промискуитета, при к-рых каждая женщина данного стада принадлежала всем мужчинам, а каждый мужчина – всем женщинам. На грани раннего и позднего палеолита с развитием первой прочной формы социальной организации – материнского рода – возникают первые попытки упорядочить отношения между полами. Появляются экзогамия и групповой Б., при к-ром все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода.
Эпизодич. сожительство отд. парами, имевшее место в рамках группового Б., с развитием материнско-родового строя привело к возникновению парного Б., объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение); позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только матери и ее роду. Особенностью как группового, так и парного Б. было равенство супругов в Б.
В развитом неолите и особенно с началом бронзового и железного веков, с переходом от материнского к отцовскому родовому строю, возникла патриархальная семья, а с ней моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономич. ячейкой общества. Жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми подпала под его власть. Свое дальнейшее законченное выражение моногамный Б. нашел в индивидуальной семье, к-рая, возникнув в период распада первобытнообщинного строя в связи с развившейся частной собственностью, создала предпосылки для закрепощения женщины собственником-мужчиной.
В антагонистич. классовых формациях моногамный Б., оставаясь имущественной сделкой, отдающей женщину под власть ее мужа, приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались как простое сожительство. В раннем европ. феод. обществе был установлен обязательный для всех церк. Б., однако крепостные могли вступать в него лишь с согласия феодала и практически по его выбору. В капиталистич. обществе Б. в среде трудящихся основан на личных склонностях, однако безработица и нищета зачастую препятствуют сложению нормальной семьи; в то же время в бурж. среде Б., как правило, строится на грубом материальном расчете.
При социализме обобществление средств произ-ва и привлечение женщин к производит. труду создали основу для фактич. равноправия брачащихся, закрепленного брачно-семейным законодательством СССР и других социалистич. стран (см. Семья).
В социалистич. обществе с ликвидацией антагонистич. классов и эксплуатации человека человеком, уничтожением материальной зависимости женщины от мужчины действительно создались условия для заключения Б. на основе свободной взаимной склонности (см. Любовь). В Советском Союзе брачное право, основанное на признании равенства мужчины и женщины, полностью освобождено от влияния церкви, от феодально-байских и буржуазных пережитков. Многоженство запрещено. Применение угроз, насилия, обмана при заключении Б. преследуется законом. В Советском Союзе Б. полностью свободен от социальных, национальных и расовых ограничений.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957. См. также лит. при ст. Семья.
А. Першиц. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    брачные узы, брачный союз, брачок, бросовщина, виргогамия, гей-брак, гера, гетеризм, гименей, гипергамия, гипогамия, дейтерогамия, дефект, дигамия, женитьба, замужество, кабейн, марьяж, матрилокальность, опсигамия, палингамия, пилумн, поднутрение, подплетина, семейные узы, семейный союз, союз, супружеские узы, супружество, таинство, треба, узы гименея, хомут, церера, эндогамия, эпигамия, юнона


Антонимы:
  • развод


Просмотров: 1094
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"
  • “ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»
  • «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» ТЕОРИЯ
  • БРАК ГРУППОВОЙ
  • ГРУППОВОЙ БРАК
  • Дети Бога (Семья, Семья Любви)
  • Интеграция психически больных в обществе (mainstreaming (psychotics))
  • ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ
  • ОТНОШЕНИЯ ТИПА РАВЕНСТВА
  • Образы мужчины и женщины
  • Права женщин
  • Права человека женщин
  • СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ
  • СОЦИОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ
  • Семья Детей Бога (Общество Духовного Просвещения)
  • Система гендерных отношений
  • Схема Отношений Дети-Родители Шефера И Белла
  • ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  • ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ
  • УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Шкала Отношений
  • концепция отношений личности
  • логика отношений
  • логика отношений
  • отношений личности концепция
  • теория отношений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь