АКСЕЛЬРОД


АКСЕЛЬРОД
        (псевдоним — Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 — 5.2.1946), рус. философ и литературовед. С 1884 в революц. движении. В 1887—1906 в эмиграции, где в 1892 вошла в марксистскую группу «Освобождение труда». В 1900 окончила Бернский университет. В 1903 примкнула к меньшевикам. В 1917 А.— член меньшевистского ЦК, член плехановской группы «Единство». Вслед за Г. В. Плехановым А. защищала материалистич. понимание истории, выступала против «экономизма», теории познания неокантианства (сб. «Филос. очерки. Ответ филос. критикам историч. материализма», 1906), эмпириокритицизма (сб. «Против идеализма. Критика некоторых идеалистич. течений фи-лос. мысли», 1922). При изложении марксистской философии А. делала уступки агностицизму и релятивизму, допускала ошибки в духе теории иероглифов; выступила с критикой кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В 1921—23 преподавала в Ин-те красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч. философии Росс, ассоциации н.-и. институтов АН СССР (РАНИОН) и в Гос. академии художеств, наук. В 20-х гг. входила в группу «механистов». В последние годы жизни занималась социология, проблемами искусства. Карл Маркс как философ, Харьков, 1924; Критика основ бурж. обществоведения и материалистич. понимание истории, в. 1, Иваново-Вознесенск, 1924; Этюды и воспоминания. Л., 1925; Лев Толстой, [М.], 19282; Идеалистич. диалектика Гегеля и материалистич. диалектика Маркса, М.— Л., 1934. Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 341—44; т. 26, с. 88—89; т. 46, с. 321—22; Любовь Исааковна А. К XXV-летию научнолит. деятельности, М., 1926 (лит.); История философии, т. 6, кн. 1, М,, 1965.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


АКСЕЛЬРОД
(псевдоним – О р т о д о к с), Любовь Исааковна (1868 – 5 февр. 1946) – рус. философ и литературовед. Участвовала в революц. движении (с 1884), эмигрировала во Францию (1887), затем переехала в Швейцарию. С 1892 – сторонница марксистской группы "Освобождение труда". В 1900 окончила Бернский ун-т (дисс. "Развитие мировоззрения Толстого" – "Tolstois Weltanschauung und ihre Entwicklung", 1902). В журн. "Научное обозрение" (дек. 1900) А. напечатал статью "Опыт критики критицизма". Последовательница Плеханова, А. сотрудничала в журн. "Заря" (1901–02) и газ. "Искра" (1901–05), выступала против экономизма, филос. ревизионизма, гл. обр. неокантианства (сб. "Философские очерки. Ответ философским критикам исторического материализма", 1906). В 1903 А. примкнула к меньшевикам. В 1906 вернулась в Россию. В 1907–10 А. напечатала ряд статей в защиту материалистич. философии от эмпириокритицизма (перепечатаны в сб. "Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли", 1922). При изложении марксистской философии А., однако, делала уступки агностицизму и релятивизму, допускала ошибки в духе теории иероглифов (см. Иероглифов теория).
Во время 1-й мировой войны А. разделяла оборонч. взгляды. В нач. 1917 А. – член меньшевистского ЦК, во 2-й пол. 1917 – член плехановской группы "Единство". В 1921–23 преподавала в Ин-те красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч. философии PАНИОН и в Гос. академии художеств. наук.
В 20-х гг. А. выступала как один из представителей механистич. ревизии марксистской философии (см. Механисты). К прежним ее ошибкам, идущим по линии отрицания марксистско-ленинской теории отражения и диалектики как теории познания, прибавились: подмена закона единства и борьбы противоположностей теорией столкновения противоположно направленных сил, непонимание сути абстракции, объявление случайности чисто субъективной категорией, проповедь эмпиризма и др. (см. доклад А. и его обсуждение на диспуте 19 дек. 1927 в журн. "Под знаменем марксизма", 1928, No 1). В филос. дискуссиях 1926–30 и в решении ЦК ВКП(б) от 25 янв. 1931 механицизм, на позициях к-рого стояла А., был подвергнут критике. В последние годы А. занималась социологией искусства.
Соч.: Карл Маркс как философ, Харьков, 1924; Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории, вып. 1, Ив.-Возн., 1924; Этюды и воспоминания, Л., 1925; В защиту диалектического материализма. Против схоластики, М.–Л., 1928; Лев Толстой, 2 изд., [М.], 1928; Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса, М.–Л., 1934.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 308–309, т. 21, с. 69, т. 34, с. 163; Любовь Исааковна Аксельрод. К XXV-летию научно-литературной деятельности, М., 1926 (имеется библиогр.); Асмус В. Ф., Л. И. Аксельрод и философия, "Под знаменем марксизма", 1928, No 9–10; Дебоpин А., Ревизионизм под маской ортодоксии, там же, 1927, No 9 и 12, 1928, No 1; его же, Диалектика и естествознание, 4 изд., М.–Л., 1930; Степанян Ц., Новая работа Л. И. Аксельрод, "Книга и пролетарская революция", 1935, No 1; Mитин М., [Рецензия на работу] Аксельрод "Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса", в его кн.: Боевые вопросы материалистической диалектики, ?., 1936.
В. Литвинов. Саратов.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 596
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • "ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА"
  • “ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ”
  • “ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ФРАГМЕНТЫ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АКСЕЛЬРОД
  • вера в теории познания и философии науки
  • ДИАЛЕКТИКА
  • ДИАЛЕКТИКА
  • ДИАЛЕКТИКА
  • ДИАЛЕКТИКА
  • диалектика
  • Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении
  • ДИАЛЕКТИКА ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
  • ДИАЛЕКТИКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ
  • ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
  • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • ЭРИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь