|
ИБН СИНАИБН СИНА Абу Али Хусейн Абдаллах (латинизир. — Авиценна (Avicenna)) (980—1037) — философ, ученый, врач, представитель восточного перипатетизма. На мусульманском Востоке был известен под именем «аш-Шейх ар-Раис» («Первый мудрец») и «Худжат аль-Хак» («Авторитет истины»). В довольно раннем возрасте испытал влияние исмаилизма, еще в юности приобщился к религиозным наукам, античному наследию, логике и математике, физике и медицине. Слава искусного врача пришла к нему после того, как он в 17-летнем возрасте вылечил эмира Бухары. И.С. считается автором свыше 400 работ на араб. языке и около 20 — на фарси по всем известным тогда разделам науки и филос. знаний. Наибольшую известность ему принес «Канон врачебной науки» и многотомный энциклопедический труд «Книга исцеления» (в сокращенном изложении «Книга спасения»), которая состоит из четырех разделов, посвященных логике, физике, математическим наукам и метафизике. На фарси им была написана знаменитая «Книга знания» (Даниш-намэ). В последний год своей жизни он написал «Книгу указаний и наставлений», в которой подвел итоги своих филос. размышлений. В классификации наук логика рассматривается им как пропедевтика к философии, а собственно философия разделяется на теоретическую (физика, математика и метафизика) и практическую (этика, домоводство (экономика) и политика). Метафизика подразделяется на «универсальную» (онтология и начало естественных наук) и «божественную», которая содержит в себе принципы эманационного учения, служащего переходом к практическим наукам. В логическом учении И.С. содержится решение вопроса о соотношении философии, «спекулятивной теологии» (калам) и религии: философия основывается на аподиктических суждениях как единственно достоверных, калам опирается на диалектику и софистику, а религия — на риторические и поэтические суждения. В онтологии он рассматривает проблемы универсалий, соотношение сущности и существования, учение о «бытийно-возможном» и «бытийно-необходимом», поскольку бытие, согласно Аристотелю и И.С, не может выступать в качестве рода, делимого на к.-л. виды. Предметом метафизики у И.С. выступает сущее как таковое. Отношения между предметами, необходимо сопутствующими сущему (субстанция и акциденция, единое и многое, потенциальное и актуальное, общее и частное, возможное и необходимое), он рассматривает как чисто логические отношения. Основная задача метафизики — доказательство того, что у сущего есть единое начало. Предельное основание бытия И.С. рассматривает как вневременное целокупное сущее («бытийно-необходимое само-по-себе»), т.е. Бог неизменен и запределен времени, а мир отождествляется с совокупностью вещей в пространстве и во времени, которые сами по себе лишь возможны («бытийно-возможное само-по-себе»). Но поскольку совокупность вещей включена во всеобщую систему причинно-следственных связей, то они становятся необходимыми («бытийно-необходимое бла-годаря-другому»). Т.о., отношение Бога к миру уподобляется отношению логического исследования. В божественной науке соотношение между этими тремя «ипостасями» сущего именуется эманацией. Согласно И.С, универсалии существуют лишь в вещах и после вешей как отражение вещей в человеческом разуме. Неприятие И.С. представлений о самосущих универсалиях, подобных платоновским идеям, обусловлено тем, что И.С. считал различие между сущностью и существованием не реальным, а лишь логическим. Филос. и медицинские идеи И.С. оказали большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ИБН СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное — Авиценна (Avicenna)] (980, с. Афша-на, близ Бухары,—18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель вост. аристотелизма. Жил в Ср. Азии и Иране, занимал должности врача и вези-ра при различных правителях. И. С. приписывается св. 400 соч. на араб. яз. и ок. 20 на фарси по всем известным тогда разделам науч. и филос. знания. Гл. энциклопедич. труд «Книга исцеления» (всокр. изложении — «Книга спасения») состоит из четырёх разделов, посвящённых проблемам логики, физики (б-якн. «Физики» — «Книга о душе»), математич. наук (геометрия, арифметика, музыка и астрономия) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни,— итоговое изложение его филос. идей (т. н. вост. философии), отмеченное, в частности, воздействием идей суфизма (учение об «озарении» — ишрак, и др.). Философия И. С. продолжает традиции вост. аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти — онтологич. концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога — «первой причины», «необходимо-сущего само по себе» (аналогичное неопла-тонич. единому), из которого в иерархич. порядке истекают умы, души и тела небесных сфер. Т. о., ум (нус) и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отд. умы и души согласно аристотелевской космологич. схеме. Один бог, по И. С., обладает абс. существованием, всё же остальное само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманации, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна мысль о дозволительности вооруж. восстания против несправедливого правления. Мусульм. богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последоват. натурализма. Филос. и естеств.-науч. трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе (лат. пер. с 12 в.) в течение ряда столетий, в том числе его «Канон врачебной науки» — медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греч., рим., инд. и ср.азиат. врачей (ок. 30 лат. изданий в Европе; рус. пер. 1954—60). Данишнамэ, [Душанбе], 1957; в рус. пер,— Математич. главы «Книги знания», Душанбе, 1967; Избр. филос. произв., М. 1980. Т e p н о в с к и й В. Н., И. С. (Авиценна), М., 1969 (лит.); Завадовский Ю. Н., Абу Али И. С. Жизнь и творчество, Душанбе, 1980 (лит.); С а г а д е е в А. В., И. С. (Авиценна), М., 1980; Ш и д ф а р Б. Я., И. С., М., 1981; G o i s h o n A.M., La Philosophie d'Avicenne et son influence en Europe medievale, P., 19512; A n a w a t i G.G., Essai de bibliographie d'Avicenna, Cairo, 1952; С о r h i n H., Avicenne et le ricit visionnaire, v. l, Teheran — P., 19542; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., 1958. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ИБН СИНА Абу Али [латинизированное – А в и ц е н н а (Avicenna)] (p. около 980 – ум. 18 июня 1037) – философ, врач, естествоиспытатель и поэт народов Ср. Азии. Род. в с. Афшана близ г. Бухары. В Бухаре прошла юность и началась науч. и врачебная деятельность И. С. После падения гос-ва Саманидов И. С. переехал (в 1002) в столицу Хорезма Гургандж (Ургенч), где жил при дворе хорезмшаха. С 1012 И. С. – в Иране, жил в Исфахане и Хамадане, был придворным врачом и визиром (министром) у правителя Хамадана. Похоронен в Хамадане. Предположения нек-рых авторов о том, что И. С. жил в Испании, лишены историч. основания. Выражая прогрессивные тенденции науки своего времени, И. С. стремился возродить интерес к изучению природы, оживить исследоват. мысль, находившуюся в тисках богословия. Способствуя возрождению античной филос. мысли, опираясь на философию Аристотеля, используя также элементы неоплатонизма, И. С. критически переработал достижения предшествующей науки и привел совр. ему знания в систему. Важнейшие соч. И. С. ("Медицинский канон", ч. 1–5, "Книга исцеления", ч. 1–18 и др.) получили широкую известность на Востоке и в Европе. На родном языке дари (на котором говорили предки совр. тадж. народа) И. С. написал краткую филос. энциклопедию "Книга знания" ("Даниш-намэ", 1936–37, рус. пер. 1957). Труды И. С. оказали влияние на последующее развитие как арабоязычной, так и европ. филос. и науч. мысли эпохи феодализма. Филос. взгляды И. С. противоречивы: материалистич. тенденции сочетались в них с теолого-идеалистич. положениями. Мир, полагал И. С, возникает путем эманации ("истечения") из божества, но не по воле бога, а в силу непреложной необходимости. Бог безличен; мир материален и так же вечен, как и сам бог. "Бытие, – писал И. С. в "Даниш-намэ", – не имеет границ", оно "изначально разделяется на субстанцию и акциденцию". Источник существования субстанции надо искать в ней самой, ибо она есть сущность природы. И. С. утверждал, что "нет абстрактной телесной формы без материи"; "телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из этой материи". Движение потенциально заключено в материи, оно означает видоизменение тела и его нельзя объяснить "толчком". "Движение, – писал И. С. в соч. "Наджат", – это то, что понимается под состоянием тела, когда оно видоизменяется, начиная со склонности, пребывающей в нем; это переход от потенции к действию, который совершается непрерывно, не одним только толчком". Природные явления причинно взаимосвязаны; в мире царит естеств. закономерность. Вопрос о значении органов чувств И. С. решал наивно-материалистически, однако разум он идеалистически отрывал от материального субстрата, а "разумную душу" считал бессмертной. И. С. создал оригинальную классификацию наук. Все науки он разделил на практические, трактующие проблемы поведения человека, и теоретические, где исследование ведется ради знания. Практич. науки делятся на науку об управлении городами, науку о поведении человека в отношении своего дома, жены, детей и имущества (наука об управлении хозяйством) и науку о самом человеке. В состав теоретич. наук входят "первая" ("высшая") наука (учение, об абс. бытии), "средняя" наука (математика, астрономия, музыка) и "физика", в к-рую И. С. включил весь круг естеств.-науч. знаний своего времени. Каждую из теоретич. наук И. С. подразделял еще на чистые (или первичные) и прикладные (или вторичные) науки. Напр., к чистой физике он отнес учение о материи, форме, движении, о минералах, растениях, животных и т. д., а к прикладной физике – медицину, астрологию, физиономику, объяснение снов, алхимию и "науку" о волшебстве. Идеалистически переоценивая значение "первой" науки, изучающей абс. бытие, И. С. противопоставлял ее др. наукам, изучающим конкретные явления материального мира. Он признавал существование мира идей отдельно от мира вещей. Развивая и популяризируя логич. учение Аристотеля, И. С. стремился вывести логич. формы из бытия, настаивал на логич. строгости построений и точных методах доказательства. Он разрабатывал вопросы о единичном и общем, о логич. ошибках, о суждениях (к-рые он разделял на категорические, условно-соединительные и условно-разделительные), о силлогизме и др. Признавая бога и религию, но расходясь с нек-рыми догмами ислама, И. С. заслужил репутацию вольнодумца; он подвергался преследованиям со стороны реакц. мусульм. духовенства. И. С. выдвигал положение о возможности самостоят., раздельного существования религии и философии, о независимости философии как науки, основанной на достижениях человеч. разума. Критикуя рутину и косность, высмеивая духовенство, И. С. требовал установления справедливости, к-рую почитал лучшим украшением человеч. поступков. Крупнейшее из медицинских сочинений И. С. – "Медицинский канон" – в течение 5 веков считалось важнейшим руководством для врачей. В старинных рус. медицинских рукописях имя И. С. встречается наряду с именами Гиппократа и Галена. Изучая причины различных заболеваний, И. С. – придавал большое значение действию внешних факторов на организм. Развивая медицину, И. С. подверг критике распространенное в ср. века мистич. учение астрологов о влиянии созвездий на судьбу человека, на течение и исход болезни. И. С. писал на языке дари стихи в форме нар. четверостиший (рубои). А. Богоутдинов. Душанбе. Соч.: Traites mystiques. Texte arabe, publ. par M. A. F. Mehren, fasc. 1–4, Leyden, 1889–99; Die Metaphysik, ubers, und erlautert v. M. Horten, Halle/S. – N. Y., 1907; A treatise of the canon of medicine..., transi, into English by О. С Gruner, L., 1930; Kitab u's-sifa – sifa, в кн.: ?rlanger R. d', La musique arabe, t. 2, P., 1935; Anawati G. C., Essai de bibliographie Avicennienne, Le Caire, 1950 (на араб, яз.); Livre des directives et remarques (Kitab al-'isarat wa 1-tanbinat), P., 1951; в рус. пер. – Канон врачебной науки, кн. 1–5, Таш., 1954–60; Избр. проняв, мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв., М., 1961, с. 217–86. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 85–87; История философии т. 1, М., 1941, с. 441–45; История философии, т. 1, М., 1957, с. 243–45; Якубовский А. Ю., Время Авиценны, "Изв. АН СССР. Отд. обществ. наук", 1938, No 3; Борисов А. Я., Авиценна как врач и философ, там же, No 1–2; Бертельс Е. Э., Авиценна и персидская литература, там же; Факторович П. М., Великий бухарский ученый Ибн-Сина (Авиценна), Самарканд, 1941; Богоутдинов A. М., Выдающийся памятник философской мысли таджикского периода, "Вопр. философии", 1948, No 3; Быховокий Б. Э., Философское наследие Ибн-Сины, там же, 1955, No 5; Асмус В., Абу Али Ибн-Сина. [К 1000-летию со дня рождения Авиценны], "Новый мир", 1952, No 6; Семенов ?. ?., Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), 2 изд., Душанбе, 1953; Ибн-Сина. Материалы научн. сессии АН УзССР, посвящ. 1000-летнему юбилею Ибн-Сины, Таш., 1953; Невский B. ?., Великий таджикский врач Абу-али Ибн-Сина (Авиценна). Библиография, [Душанбе, 1957]; Григорян C. Н., Великие мыслители Средней Азии, М., 1958; Закуев А. К., Психология Ибн-Сины, Баку, 1958; Смирнова-Ракитина В. ?., Авиценна. (Абу-Али Ибн Сина), М., 1958; Carra de Vaux В., Les grands philosophes. Avicenne, P., 1900; Goichon A.-M., La distinction de l'essence et de l'existence d'apres Ibn Sina (Avicenne), P., 1938; ее же, La philosophie d'Avicenne. Et son influence en Europe medievale, P., 1944; Amid M., Essai sur la psychologie d'Avicenne, Gen., 1940; Millenaire d'Avicenne (Abou Ali Ibn Sina), Le Caire, 1951; Winter H. J. J., The life and thought of Avicenna..., Bangalore, 1952; Gardet L., La connaissance mystique chez Ibn Sina et ses presupposas philosophiques, La Haye, 1952; Avicenna-scientist and philosopher. A millenary symposium. Ed. by G. M. Wickens, L., 1952; Сzerninski ?., Avicenna, [2 wyd.], Warsz., 1953; Ley H., Avicenna, В., 1953; Nafisi S., Bibliographie des principaux travaux europeens sur Avicenne, Teheran, 1953; Соrbin ?., Avicenne et le recit visionnaire, t. 1, 2 ed., P., 1954; Avicenna commemoration volume, Calcutta, [1956]; Avicenna nella storia delia cultura medioevale, Roma, 1957; Avicenne. Le Livre de Science, t. 2, P., 1958; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., [1958]; Coichon A. M., Le recit de Hay ibn Yaqzon, P., 1959; Вertоla E., Studi e problemi di filosofia avicenniana, "Sophia", 1959, v. 27, M 3–4, p. 327–43; Avicenna's de Anima (Arabic text). Being the psychological part of Kitab al-Shifa. Ed. by F. Rahman, L., 1959; Duchateau F., Liste des societes savantes et litteraires de Belgique, Brux., 1960. T. Гиммельман. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ИБН СИНА ИБН СИНА Абу 'Алй (латинизиров. Авиценна) (16 августа 980, близ Бухары — 1037, Хамадан, Сев. Иран) — ученый, философ, врач. Получил систематическое домашнее образование, еще в юности прочитал сочинения Евклида и Птолемея; благодаря трудам ал-Фарабй познакомился с “Метафизикой” Аристотеля, а несколько позже с сочинениями других античных ученых и философов. Овладев логикой, естественными и математическими науками, философией и теологией, приступил к изучению медицины и врачеванию. К 18 годам Ибн Сйна уже проявил себя зрелым ученым, вступив в 977 в научную переписку и полемику с ал-Биручй. Завися от милости и капризов эмиров и султанов, испытывая на себе последствия дворцовых интриг, Ибн Сйна был вынужден вести жизнь скитальца. Даже наиболее длительный и плодотворный “исфаханский” период его жизни (1023—37) был неспокойным. В 1030 во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Мас'уда дом Ибн Сйны был ограблен и многие его труды пропали. Тяготы напряженной жизни привели к болезни, от которой он умер, находясь в путешествии. Научное наследие Ибн Сйны охватывает разные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку. Точное количество его трудов не установлено (приписывается до 456, в т. ч. 23 на фарси). Главный труд Ибн Сйны как ученого — “Канон врачебной науки” (“Канун ат-тибб”). Переведенный на латинский язык, он вплоть до 17 в. был для европейских медиков основным руководством. Столь же популярным стало и другое фундаментальное сочинение, охватывающее разные области знания, — “Книга исцеления” (“Китаб аш-шифа'”), обширную часть которой составляет “Книга о душе”. На родном языке фарси Ибн Сйна изложил свои философские взгляды в “Книге знания” (“Даниш-нама”). Подводящее итоги его философских размышлений сочинение — “Указания и наставления”. Как философ Ибн Сйна принадлежал к арабоязычному перипатетизму (фалсафа), вслед за ал-Фарабй разрабатывая проблематику аристотелевского учения на почве исламской культуры. Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках. Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, Ибн Сйна большое место в своих трудах уделял логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, выражающих понимание наиболее существенных отношений действительности, принципах организации мысли и знания. Но принимая многие идеи перипатетизма, Ибн Сйна вышел за его пределы. Эволюцию взглядов Ибн Сйны определили идейная полемика вокруг теологических проблем в исламе, его естественно-научная деятельность и распространение идей неоплатонизма. В учении Ибн Сйны постоянно присутствуют два подхода в описании мира: физический и метафизический. Когда он рассуждает как “физик”, он рисует картину сущего в категориях движения, пространства, времени. Она представляет расположение всего сущего от простого к сложному, от неживого (минералы) к живому (растения, животные) и заканчивается наиболее сложным организмом, наделенным разумом, — человеком. В этой картине разум рассматривается как тесно связанный с телом, с материей: “Души возникают тогда, когда возникает телесная материя, годная для того, чтобы ею пользовалась душа” (Книга о душе.— Избр. философ, произв. М., 1980, с. 488). Эта материя — мозг, разным отделам которого соответствуют разные психические процессы. “Хранилище общего чувства есть сила представления, и она расположена в передней части мозга. Вот почему, когда эта часть повреждена, сфера представления нарушается... Хранилищем того, что воспринимает идею, является сила, называемая памятью, и она расположена в задней части мозга... Средняя часть мозга создана в качестве места силы воображения” (там же). Рассматривая разные психические состояния и явления — сон, сновидения, способность внушения, предсказания, пророчества, размышляя о таинствах и чудесах, Ибн Сйна призывает “раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы” (там же). Когда же Ибн Сйна рассуждает как метафизик, он строит картину мира, начинающуюся с предельных, наиболее общих понятий: первичной, непосредственно данной идеи бытия и понятия Единого (Первоединого, Бога), дающего в наиболее общем виде представление о существующем и выражающего монистический (монотеистический) взгляд на сущее в целом. “Первое (ал-'аввал) не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни предела. Нельзя указать на него, кроме как при помощи интеллектуальной мистики ('ирфан)” (Указания и наставления.— Там же, с. 331). С точки зрения организации мироздания Единое выступает как Первопричина. Концепция строго упорядоченного мира, подчиненного законам детерминизма, является одним из центральных пунктов Авиценновой философии. Ряд причинной зависимости, порождающих причин, восходящих одна к другой, заканчивается Первой причиной, которая, являясь активным началом (воля), высвобождает свою потенциальность. Так, опосредованный рядом ступеней, возникает множественный тварный мир. Решая, в отличие от Аристотеля, проблему не только действительности мира, но и его независимости от Творца, Ибн Сйна главное внимание уделяет теме возможного и необходимого. Основная идея арабоязычных перипатетиков — идея мира, в возможности уже содержащегося в Едином и потому совечного Творцу. Наличие возможности и воли, причины означает необходимость акта творения и сотворенного. Первое, первоначало — это то единственное, что изначально необходимо само по себе. Все остальное является производным от него и потому лишь возможным. Но, поскольку имеется причина, реализующая эту возможность, последняя становится в свою очередь необходимостью и как таковая — необходимой причиной следующего порождения. Т. о., первая причина является только первым толчком, а в дальнейшем мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого. Другим важнейшим пунктом философии Ибн Сйны, делающим его оригинальным мыслителем, является его учение о душе. Отмечая непременную связь разума и телесной материи, Ибн Сйна, в отличие от Аристотеля, интересуется разумом также и как особой, нетелесной субстанцией. “Потенциальный” разум благодаря обучению, овладению знаниями становится “актуальным”. Достигая высшей ступени, умопостигая абстрактные формы, приобретая силу “активного интеллекта”, он становится “приобретенным”. На этой ступени работа разума может уже не зависеть от внешних впечатлений; мышлению о мышлении связь с материей скорее мешает, Такой разум не нуждается в изучении умопостигаемых сущих — он постигает непосредственно, интуитивно. “В приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется первым началам всего сущего” (О душе.— В кн.: Избр. произв. мыслителей Ближнего и Среднего Востока. М., 1961, с. 229). Независимость разума от тела Ибн Сйна доказывает его неделимостью, а также способностью его к деятельности и даже ее усилением при ослаблении деятельности тела, чувств и пр. Ярким аргументом в пользу нетелесности разума является описанный Ибн Сйной интроспективный опыт, образ т, н. “парящего человека”. В этом опыте человек сознает, что “я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-либо иной орган” (Избр. философ, произв., с. 510). Поскольку разумная душа является субстанцией, не зависимой от тела, она не умирает вместе с гибелью тела. На понимание Ибн Сйной разума и форм познания оказал влияние суфизм и личный опыт “тариката”, нашедший отражение в его “суфийских” сочинениях: “Трактат о Хайе, сыне Якзана”, “Послание о птицах”, “Салман и Абсаль” и др. Будучи естествоиспытателем, Ибн Сйна понимал значение опыта, однако в целом он оставался в рамках науки во многом умозрительной, что стало поводом полемики между ним и ал-Бирунй. Соч.: Математические главы “Книги знания” (Донишнома). Душанбе, 1967; Трактат о Хайе, сыне Якзана.— В кн.: СагадеевА. В. ИбнСнна. M., 19SO; Послание о птицах.— В кн.: Шидфар Б. Я. Ибн-Сина.М., 1981, с. 140-43. Лит.: Диноршоев М. Натурфилософия Ибн-Сины. Душанбе, 1985; Goodman L. E. Avincenna. L.—N. Y., 1992. E. А. Фролова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|