ЯНСЕНИЗМ


ЯНСЕНИЗМ
        неортодоксальное течение во франц. и ни-дерл. католицизме. Я. явился частью той волны индивидуалистич. мистицизма, которая прошла в Зап. Евро-. пе в 17—18 вв., затрагивая нреим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и др.). Толчком к возникновению Я. послужила публикация в 1640 труда голл. теолога К. Янсения (С. Jan-senius) об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церк. учение, Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к кальвинистской доктрине о предопределении). Книги Янсения была в 1642 осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 булла Иннокентия X осудила отд. тезисы его учения. Во Франции Ж. Дювержье де Оран (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важным центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего поррояльской общиной и вместе с П. Николем создавшего логику Пор-Рояля. После Великой франц. революции Я. исчезает из жизни Франции; в Нидерландах янсенистская церковь, формально отделившаяся от католицизма, существует до настоящего времени.
        Gazier ?., Histoire generalc du uioiivement janseniste depuis ses origines Jusqu'a nos jours, t. 1—2, P., 1023—243; Cognet L., Le jansenisine, P., 1961.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЯНСЕНИЗМ
теологическое движение, названное по имени нидерл. теолога Корнелиуса Янвения (род. 28 окт. 1585, Акквой, близ Лердама – ум. 6 мая 1638, Иперн; осн. произв. – «Augustmus, sive doctrina Augustini de humanae nature sanitate, aegritudine, medicina», 1640). Представители янсениза придерживались учения Августина и резко выступали против иезуитизма. Янсенисты были самыми добросовестными проводниками католич. духа. Их осн. положениями были следующие: благодать Божья, греховность человека, покаяние, отрицание мира, враждебное отношение к искусству. «Штаб-квартирой» янсенизма был монастырь Пор-Рояль-де-Шампо, близ Версаля, который известен в особенности благодаря т. н. пор-рояльской логике Антуана Арно и поддержке янсенизма со стороны Паскаля («Lettres provintiales», 1657; рус. пер. «Письма к провинциалу», 1898). Янсенизм преследовался церковью и государством; запрещен в 1730.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЯНСЕНИЗМ
религ. течение во французском и нидерландском католицизме, воспринявшее нек-рые типологич. черты протестантизма. Я. является частью той волны самоуглубления, к-рая прошла в 17–18 вв. поверх конфессион. границ Зап. Европы, затрагивая преим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском и методизм в англиканском протестантизме), и представляла собой попытку возродить безусловность исконно христ. отношения к миру перед лицом той всеобщей двусмысленности, к-рую принес с собой кризис ср.-век. христианства.
Толчком к возникновению Я. послужила посмертная публикация труда голл. теолога Корнелия Янсения (или Янсена, 1585–1638) "Августин, или Учение св. Августина о здравии, недуге и врачевании человеческого естества, против пелагиан и массилийцев" ("Augustinus seu doctrina S. Augustini de humanae naturae sanitate, aegritudine, medicine adversus Pelagianos et Massilienses", v. 1–3, Lovanii, 1640). Разделяя с мыслителями Реформации стремление реставрировать изначальную суровость доктрины Августина о первородном грехе и предопределении, Янсений подверг критике оптимистич. воззрения позднего католицизма на свободную волю человека (особенно характерные для иезуитов), квалифицируя учение о т.н. достаточной благодати (данной всем и в случае простого акта человеч. воли превращающейся в действенную) как возврат к ереси Пелагия. Резкое отделение истинных христиан от массы формально приемлющих церк. учение побуждало Янсения отрицать, что Христос умер и пролил свою кровь за всех людей (мотив, близкий к кальвинизму). Хотя учение Янсения было уже в 1642 осуждено папой Урбаном VIII, а в 1653 спец. булла Иннокентия X осудила пять извлеченных из его трактата положений, "ученики св. Августина", оставаясь внутри католич. церкви, продолжают борьбу. Во Франции близкий к Янсению Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран, 1581–1643) сделал цитаделью Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важнейшим центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими готовность к мученичеству перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его неотразимо привлекательным для таких нравственно чутких людей, как Паскаль, Арно, вместе со своей сестрой Анжеликой руководивший пор-рояльской общиной, Николь, создавший вместе с Арно Пор-Рояля логику, К. Лансло (1615–95), передовой теоретик педагогики и организатор янсенистских малых школ и др.; к Я. тяготел драматург Ж. Расин. Религ. элита, к-рую выращивал Я. (янсенистские школы можно сопоставить со школами в нем. пиетизме), дала тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но в то же время с фанатической сектантской узостью. П. Кенель (1644–1719), возглавивший движение после смерти Арно, учил, что всякая любовь, кроме сверхъестеств. любви бога, безнадежно испорчена, что молитва грешника только усугубляет его греховное состояние, что подлинными членами церкви являются исключительно "избранники", т.е. члены янсенистской элиты. Протестуя против мягкой исповедальной практики иезуитов, янсенисты требовали бескомпромиссного восстановления обычая публичного покаяния и настаивали на недопущении к причастию грешников, пока те не пройдут длит. курса аскетич. упражнений. Наряду с этим Я. стремился преодолеть характерную для католицизма тех времен религ. пассивность мирян.
Король Людовик XIV считал янсенистов своими личными врагами. В 1713 Я. был осужден в булле Климента XI "Unigenitus". Вместе с тем в 18 в. падает его духовный уровень; независимые умы склоняются уже не к Я., а к вольнодумству энциклопедистов, и споры янсенистов и иезуитов о предопределении перестают волновать образованное общество. Дух сектантства приводит Я. в 1727–32 к экзальтированному поклонению мощам янсенистского дьякона Франсуа де Пари, после чего во всех салонах вышучивали "припадочных". В Голландии к 1723 Я. удалось создать свою церковь, к-рая в 19 в. сблизилась с герм, старокатоликами и в 20 в. произвела ряд дисциплинарных реформ, приблизивших ее к протестантизму (отмена постов, замена лат. яз. голландским в литургии, отмена целибата).
Лит.: Бемер Г., Иезуиты, пер. с нем., ?., 1913, Gazier A., Histoire generale du mouvement Janseniste depuis ses origines Jusqu'a nos Jours, 3 ed., ?., 1922–24, Adam A., Histoire de la litterature francaise au 17 siecle, v. 2, ?., 1951; Ceyssens L., Sources relatives au debut du Jansenisme et de l'antijansenisme 1640–1643 Louvain, 1957; его же La fin de la premiere periode du jansenisme Sources des annees 1654–1680, v. 1–2, Brux.–Roma, 1963–65, Cognet L., Le Jansenisme, ?., 1961; Ecrivains de Port-Royal Introduction et choix de M. Catel, ?., 1962.
С. Аверинцев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    учение


Просмотров: 1190
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • АРНО
  • АТОМНОЕ УЧЕНИЕ
  • Арно А.
  • Орден Отшельников Св.Августина
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ О ВЫРАЖЕНИИ
  • УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ
  • УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
  • УЧЕНИЕ О ПОРЯДКЕ
  • УЧЕНИЕ О СЛОЯХ
  • УЧЕНИЕ О ХАРАКТЕРЕ
  • УЧЕНИЕ О ЧЕРЕПЕ
  • УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ
  • УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
  • УЧЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ
  • Учение
  • Учение
  • ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
  • ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
  • ЯНСЕНИЗМ
  • великое учение
  • лао учение
  • учение
  • учение
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • хуан-ди учение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь