|
ЧИЧЕРИНЧИЧЕРИН ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (род. 26 мая 1828, Тамбов – ум. 3 февр. 1904, с. Караул Тамбовской губ.) – рус. философ права, выдающийся гегельянец; выступал против позитивизма и мистицизма, безуспешно боролся против просветительского радикализма своей эпохи. Пересматривал ряд положений гегелевской диалектики (замена триады «тетрадой»). Ставил религию выше философии. Чичерин – один из основателей юридической школы в рус. историографии. Осн. произв.: «Наука и религия» (1879); «Мистицизм в науке (1880); «Положительная философия и единство науки» (1892); «Основы логики и метафизики (1894); «Философия права» (1898 -1900); « Вопросы философии» (1904). Философский энциклопедический словарь. 2010. ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (26 мая 1828 – 3 февр. 1904) – рус. философ-гегельянец, теоретик гос-ва и права, историк и публицист. Учился в Моск. ун-те у Грановского. Проф. права Моск. ун-та (1861–1868). Начал свою деятельность в лагере западников как один из последних представителей "идеалистов 40-х гг.". При Александре II стал воспитателем наследника престола. Крупный помещик Тамбовской губ., Ч. активно участвовал в обществ. земской деятельности. Был московским гор. головой (1882–83). Ч. выступал как против позитивизма (кн. "Положит. философия и единство науки", М., 1892, содержит обстоят. критику учения Конта), так и против мистич. и теократич. идей В. Соловьева (с к-рым он находился в многолетней полемике по поводу соч. "Оправдание добра"). Испытав в молодости глубокое влияние Гегеля, Ч. около полувека оставался виднейшим представителем правого гегельянства в России, его выразителем прежде всего в соц.-политич. сфере ("История политич. учений", ч. 1–5, М., 1869–1902). Ч. стремится пересмотреть ряд положений Гегеля: идею поступат. развития он заменяет "диалектическим вращением", а гегелевскую триаду – "тетрадой", вводя вместо антитезиса два перекрещивающихся момента – распадения первичного единства на отвлеченно-общее и отвлеченно-частное. Диалектика для Ч. становится не методом получения нового знания, а только средством систематизации существующего. Ставя, в отличие от Гегеля, религию как форму конкретного постижения выше философии как формы абстрактного созерцания, Ч. намечает переход к религ. философии, поскольку абс. бытие выступает у него как самосознание ("Наука и религия", М., 1879, 2 изд., М., 1901) – идея, развитая затем в учении об абс. сознании (напр., у Е. Трубецкого). Соединение гегелевского монизма с утверждением свободы воли определяет противоречие системы Ч., сказавшееся прежде всего в его социальной этике, близкой учению Кареева. Ч. стремился разделить сферы нравственности и права (к-рое в качестве принудит. нравственности есть безнравственность); как гарантия личной свободы право является ограничением свободы внешней (ср. теории Общественного договора). Идеальная форма правового гос-ва для Ч. – конституц. монархия. Он отстаивает принцип частной собственности и невмешательства гос-ва в экономику. Взгляды Ч. явились источником идеологии конституц.-демократич. партии (кадетов). В рус. историографии Ч. – один из основателей т.н. юридической (гос.) школы, исходящей из ведущей роли гос. и юридич. форм в историч. процессе. В ранних историч. работах Ч., опираясь на философию права Гегеля, утверждает единство "удельного" периода рус. истории и зап.-европ. феодализма. Соч.: Мистицизм в науке, М., 1880; Основания логики и метафизики, М., 1894; Курс гос. науки, ч. 1–3, М., 1894–1898; Философия права, М., 1900; Вопросы философии, М., 1904; Система химич. элементов, М., 1911; Воспоминания, [т. 1–4], М., 1929–34. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 335; т. 21, с. 73; Герцен А. И., Собр. соч., т. 13, М., 1958, с. 30–34, 361–63, 404–06; т. 14, М., 1958, с. 148, 261–64; Михайловский И., Радлов Э., Чичерин, в кн.: Энциклопедич. словарь Брокгауз-Эфрон, т. 38-а, СПБ, 1903; Вышеславцев Б., Несколько слов о миросозерцании Б. Н. Ч., в сб.: Свободная совесть, кн. 1, М., 1906; Коркунов Н. М., История философии права, 6 изд., СПБ, 1915; Чижевский Д. И., Гегель в России, Париж, [1939]; Алексеев Н. Н., Религ.-филос. идеи и личность Б. Н. Ч. в свете его воспоминаний, "Путь", 1930, No 24; Зеньковский В. В., История рус. философии, т. 2, М., 1956; История философии, т. 4, М., 1959, с. 65–70; Галактионов ?. ?., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961, с. 387–95; Гульбинский И., Б. Н. Ч. Библиографич. очерк, "Библиографич. известия", 1914, No 1–2. Д. Ляликов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЧИЧЕРИН ЧИЧЕРИН Борис Николаевич [26 мая (7 июня) 1828, Тамбов — 3 (16) февраля 1904, с. Караул Тамбовской губ.] — русский философ, правовед, публицист. В 1845—49 обучался на юридическом факультете Московского университета; в 1856 защитил магистерскую диссертацию. В 1861—68 возглавлял кафедру права в Московском университете. В 1868 по политическим мотивам вышел в отставку В 1882—83 московский городской глава, вышел в отставку из-за несогласия с политикой Александра III. Уединился в родовом поместье Караул, целиком посвятив себя философским и научным занятиям. Чичерин — последователь гегелевской философии, он видит в разуме верховное определяющее начало и закон всякого бытия, метафизику и логику излагает в духе Гегеля, “исправляя” его лишь в одном пункте: триаду заменяет тетрадой. Движущая сила истории человечества есть развитие идей, и закон исторического развития в сущности — закон диалектического развития, сформулированный в метафизике. Чичерин — один из основоположников государственной школы в русской историографии, практически все исторически значимые явления в России связывал с деятельностью государства. Вместе с тем считал, что оно подчинило личность, закрепостило сословия, породило политическую несвободу. Разработал программу либеральных реформ для России, его политический идеал — конституционная монархия. Соч.: Очерки по истории русского права. М., 1858; История политических учений, т. 1—5. M., 1869—1902; Мистицизм в науке. М., 1880; Положительная философия и единство науки. М., 1892; Основания логики и метафизики. М., 1894; Курс государственной науки, ч. 1—3. M., 1894—98; О народном представительстве. М., 1899; Философия права. М., 1900; Вопросы философии. М., 1904. Лит.: Зорькин В. Д. Чичерин. М., 1984; Приленский В. И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов, ч. 1. М., 1995. С. И. Бажов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|