|
ДХАРМАДХАРМА (санскр. dharma, пали dhamma) — фундаментальная универсалия инд. культуры, не поддающаяся однозначному переводу на европейские языки по причине своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающая порядок, норму, закон существования и развития как космоса, так и социума. Истоки понятия Д. восходят к Ригведе, где многократно встречается слово дхарман (от глагола дхар — держать, поддерживать), имеющее преимущественно значения «защита», «опора», «крепкое установление», «закон», «порядок». Его ближайший коррелят — слово рта (букв. — приведенное в движение) — периодическое упорядочение и регулирование мира, контролируемое некоторыми верховными божествами, прежде всего Митрой и Варуной, моделирующими, соответственно, воздаяние и наказание как гаранты правильных отношений между богами, людьми и теми и другими вместе (IX.97.22—23). Противоположность Д. — ад-харма (санскр. adharma — «не-дхарма», пали ad-hamma) — один из основных терминов инд. традиции, означающих противоположность добродетели и зло. Среди ранних прецедентов употребления соответствующего понятия можно выделить «Чхандогья-упанишаду» (VII.2.1), где адхарма наряду с Д. названа в числе предметов человеческого познания. Д. индуиста, описываемая в специальных текстах — дхарма-сутрах и дхарма-шастрах, осмысляется прежде всего как выполнение им обязанностей, определяемых его принадлежностью к соответствующей варне (социальная группа) и ашраме (стадия жизни). Д. в ее реализации — накопление «заслуги» (пунья), содействующей процветанию в текущей и будущей жизни — составляет основу целей человеческого существования. В буддизме Д. означает правду, знание, мораль и долг, но также проповедь Будды, собрание буддийских текстов и буддийское учение как таковое, а также отдельные его составляющие. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ДХАРМА (санскр.— закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), одно из важнейших понятий др.-инд. мысли, в самом общем виде — некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме; вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле — частное нравственное установление (долг, добродетель и т. п.). В пределах этого круга значений понятие Д. употреблялось в ортодоксальных (признающих авторитет Вед) школах инд. философии, а также в правовой литературе дхарма-шастр («учение о Д.», понимаемой здесь как предписываемый законом долг). В вайшешике, напр., Д. и адхарма входят в число 24 качеств (гун) и обозначают соответственно достоинство (добродетель) и недостаток (порок). Особое развитие понятие Д. получило в буддизме, где оно означает вечные и неизменные элементы существующего, безличного жизненного процесса, своеобразные «вспышки» психофизич. энергии. Психич. и физич. компоненты Д. соотносительны: один из них возникает только и одновременно с другим, так что появление одного всегда сопровождается явным или «непроявленпым» присутствием другого. Посредством понятия Д. буддизм отрицает существование к.л. субстанции и утверждает только бытие процесса. Число Д. в разных направлениях буддизма определялось поразному. Д. разделялись на обусловленные влиянием кармич. сил (см. Карма), подчиняющиеся в своём бытии действию закона пратитъясамутпада, и необусловленные, не подверженные этим влияниям (нирвана). Необусловленные Д. отождествлялись с абс. реальностью, учением Будды и т. п. Понятие Д. считалось единств. реальностью в филос. школах хинаяны и нереальностью в школах махаяны (признание их «пустотности» в мадхьямике: нельзя утверждать ни того, что Д. есть, ни того, что их нет; отрицание к.-л. их реальности в йогачаре). Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма, ч. 2, П., 1918; Семичов Б. В., О числе элементов по различным палийским и тибетским буддийским текстам, «Тр. Бурят, комплексного н.-и. института», 1960, в. 3, с. 58—68; Steh erbat s-k у Т h., The central conception of Buddhism and the meaning of the word «dharma». L., 1923; Glasenapp H. y., Zur Geschichte der buddhistischen Dharma-Theorie, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1938, Bd 92, H. 2/3, S. 383—420; G o d n a J., Het begrip dharma in het Indische denken, «Tijdschrift voor Philosophie», 1958, t. 20. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДХАРМА (санскр., пали – дхарма, ведущий принцип) в инд. философии закон, истина, учение, право, долг, добродетель, свойство; в учении буддизма – элементы бытия, из которых слагается все сущее. Философский энциклопедический словарь. 2010. ДХАРМА (санскр.) – одно из распространенных понятий инд. философии и религии, гл. обр. буддизма. В Ведах слово "дхарман" имело несколько значений: поддержка, твердая опора; закон, твердо установленный порядок или обычай; закон или порядок богов – Митры и Варуны; действие, получаемое от жертвоприношения какому-либо богу, и т.д. В инд. философии понятие "Д." употреблялось в самом широком смысле, означая и порядок, и закон, и религию, и справедливость, и нравственность, и слово и т.д. Термин "Д." имеет и социальный смысл: каждый человек обладает своей Д., принадлежит к той или иной касте (варне). В религ. системах основное значение термина "Д." – бог, абсолют. Особый смысл приобретает Д. в буддийской философии. Буддисты отрицали существование вечной неизменной субстанции. Поэтому, объясняя изменчивость мира, они представляли все материальные и духовные явления состоящими из отд. мгновенных элементов – Д. Каждая Д. несет только один определ. признак. Д., воспринимаемая глазом, не может восприниматься ухом или др. органами чувств. "Дхарма, – писал философ Васубандху (5 в. н.э.), – означает то, что носит (dharana) свой собственный признак (svalaksana)" ("L'Abhidharmakosa", trad, par L. de la Vallee Poussin, P., 1923, Chap. 1, p. 4). Все Д. не субстанциональны, не имеют протяжения ни во времени, ни в пространстве. Д. делились буддистами на "чистые", не ведущие к "пороку", и на "нечистые", или "ведущие к пороку", на обусловленные и не обусловленные, на составные и не составные (к числу последних относилась нирвана). Высшее знание, по учению буддистов, состоит в проникновении в Д., а цель знания – в подавлении беспокойства Д. и в достижении нирваны. Ряд буддийских школ (тхеравадины и сарвастивадины) считали Д. реально существующими, мадхьямики же и йогачары доказывали их нереальность, иллюзорность. Европейские исследователи буддизма (Э. Бюрнуф, Г. Ольденберг, М. Мюллер) переводили слово Д. как "порядок", "закон". Ф. И. Щербатской и О. О. Розенберг предложили филос. объяснение термина "Д." – элемент бытия, элемент сознания (см. О. О. Розенберг, Проблемы буддийской философии, П., 1918, с. 87). Ряд совр. зарубежных буддологов в зависимости от источника и контекста переводят понятие Д. как "объект мысли" или "психо-физические элементы существования" (Lamotte E., Histoire du bouddhisme indien, Louvain, 1958, p.33–34; "Buddhist wisdom books", ed Conze ?., L., 1958, p. 44). Лит.: Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма, ч. 2, П., 1918, гл. 4; Steherbatsky Th., The central conception of Buddhism and the meaning of the word"Dharma", L., 1923; Dhammassangani, trad, par A. Bareau, P., 1953. И. Кутасова. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ДХАРМА ДХАРМА (санскр. dharma, пали dhanuna) — одно из важнейших понятий всей индийской мысли, однозначно непереводимое на европейские языки ввиду своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающее “порядок”, “парадигму”, “норму” существования и развития как космоса, так и общества; регулятивный духовный, социальный и нравственный “закон”. Объем понятия “дхарма” включает, т. о., значения и “религии”, и “права”, и “морали”. В системе целей человеческого существования (пурушартха) следование дхарме — одна из четырех основных задач-ориентиров, три остальные “координируются” в перспективе дхармы. Среди понятий, наиболее близких дхарме, можно выделить “истину” (сатья), “заслугу” (пунья), “благо” (шреяс); ее антоним— адхарма. Истоки понятия дхармы восходят еще к “Ригведе” (ср. дхарман), а именно к понятию “рита” (букв.—приведенное в движение), означающему порядок и регуляцию мироздания, “опекаемые”, в свою очередь, божествами Митрой и Варуной. В “Брихадараньяка-упанишаде” дхарма — сущность царской власти, высшее начало, тождественное правде или познавательной и моральной истине (1.4.14; 11.5.11). В “Чхандогья-упанишаде” различаются три “ветви” дхармы, имеющей значение “долга”: жертвоприношение, изучение Вед, подаяние; подвижничество; ученичество и аскеза (11.23.1). В “Тайттирия-упанишаде” дхарма сополагается с истиной и благом, и это тем более важно, что соответствующий пассаж моделирует “корневые” понятия брахманизма (1.11). Дхарма становится центральным понятием буддизма. В палийских текстах дхарма — одно из “трех сокровищ” (триратна) буддизма наряду с Буддой и общиной и соответствует буддийскому учению как таковому. Одновременно дхарма — сокровенная часть этого учения, напр. формула стадиального происхождения состояний индивида (пратитья-самутпада). Дхарма идентична и четырем благородным истинам Будды о страдании. Поэтому дхарма — это и весь практический аспект буддизма, включающий три основных компонента мудрости (панна), нравственного поведения (сила) и медитации (джхана). В буддийских текстах различаются дхамма (в единственном числе)— праведность в целом и дхаммы (во множественном числе) — нравственные опыты и ситуации (Тхерагатха, ст. 30, ср. 304 и т. д.). Дхарма в эдиктах Ашоки близка понятию естественной морали. Буддхагхоса в комментариях к “Дигханикае” (1.99) и “Дхаммападе” (1.22) включает в значение дхармы также собрание буддийских текстов, космический закон и всю проповедь учения. Основы интерпретации дхармы как базовой категории индуизма были заложены уже в эпоху Будды — в сер. 1-го тыс. до н. э. в текстах, так и называвшихся дхармасутрами, содержавших правила поведения индивида в зависимости от его нахождения на той или иной стадии жизни (ашрамы ученика, домохозяина, лесного отшельника, аскета). Наряду с этой “вертикальной” схемой составители дхармасутр разрабатывали и “горизонтальную” — обязанности в соответствии с варной (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Потому в этих памятниках и следующих за ними дхармашастрах дхарма соответствует варнаашрама-дхарме. “Вертикальный” и “горизонтальный” срезы дхармы соединяются в свадхарму (букв. — своя дхарма). В “Бхагавадгите” апелляция к свадхарме становится решающей: “лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая” (III.35, ср. XVIII.45 и т. д.). Уже в эпоху “Законов Ману” (1—2 вв.) встает вопрос об источниках знания о дхарме. “Корнями дхармы” объявляются Веда, предание (смрити), образ жизни знатоков Веды, поведение добродетельных и внутреннее согласие души с предписаниями (11.6). Среди брахманистских философских школ, исследовавших проблематику дхармы, выделяется миманса. По “Мимансасутрам”, “дхарма — это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием” (1.1.2). Источником познания дхармы не может быть восприятие, но только авторитетное наставление (1.1.3—5). Комментаторы уточняют это положение в том смысле, что восприятие, логический вывод и все опирающиеся на них источники знания (праманы) имеют дело с сущим, а не с должным, обеспечивают дескриптивное, а не прескриптивное знание. Дхарма познается из Веды, которая авторитетна вследствие своей “несозданности”. В “Вайшешика-сутрах” дхарма—то, благодаря чему осуществляются преуспеяние (абхъюдайя) и высшее благо (1.1.2). В “Падартхадхармасанграхе” Прашастапады дхарма является началом сверхчувственным и реализуемым в зависимости от принадлежности к варне и ашраме. В “Ньяябхашье” Ватсьяяны утверждается, что с разрушением одного тела дхарма и адхарма каким-то образом воздействуют на материю, составляющую новое тело. Джаянта Бхатта в “Ньяя-манджари” полемизирует с тезисом мимансы относительно непознаваемости дхармы через восприятие: йогическое восприятие может быть источником этого познания, и если коты видят в темноте, то почему мудрецыриши не могут видеть дхарму? Концепция дхармы в адвайта-веданте разрабатывается в полемике с мимансой. Осмысляя различие самих предметов мимансы и веданты —дхармы и Брахмана, Шанкара в “Брахма-сутра-бхашье” намечает целый ряд противопоставлений: постижение дхармы имеет результатом преуспеяние, зависимое от совершенных действий, но не конечное благо, от действий не зависящее; дхарма есть нечто, отодвигаемое на будущее, тогда как Брахман есть вечноприсутствующее; предписания в связи с дхармой “привязывают” ум к определенным желаемым объектам, тогда как инструкции по познанию Брахмана пробуждают разумение (1.1.1). Т. о., миманса и веданта противостоят друг другу как “философия действия” и “философия узнавания”. В комментарии же к “Бхагавадгите” Шанкара подчеркивает, что императив исполнения “своей дхармы” актуален только для тех, кто не достиг еще познания Брахмана: предписания дхармы релятивизируются в связи с различиями в уровнях познания. В джайнской онтологии дхарма и адхарма означают субстанции, обеспечивающие возможности для движения и покоя в мире. Лит.: Creel А. В. Dhanna in Hindu Ethics. Calcutta, 1977; Kalupahana D. 1. Dhanuna (1).— Encyclopedia of Buddhism (Colombo), 1988, v. 4, fasc. 3. В. К. Шохин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|