Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ФОМА КЕМПИЙСКИЙФОМА КЕМПИЙСКИЙ ФОМА КЕМПИЙСКИЙ, Фома Г а м е p к е н (род. 1378/80, Кемпен-на-Рейне – ум. 25 июля 1471) – средневековый теолог. Будучи помощником приора монастыря в Агнетенберге близ Цволле, обработал и издал известную мистическую духовную книгу «О подражании Христу» («De imitatione Christi»). Книга написана в духе правоверного (воинствующего) христианства, разрабатываемого мистикой позднего средневековья. Согласно последним исследованиям, автором этой книги является Герт Гроот. лат. текст издан' в 1904. Философский энциклопедический словарь. 2010. ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Thomas a Kempis), Томас Хемеркен, Хеммерлейн или M а л л е о л у с (ок. 1380 – 25июля 1471) – религ. мыслитель. С годов учения в школе в Девентере близок к нем.-нидерл. предреформац. течению "Братьев общей жизни" ("Fratres communis vitae") и "Современного благочестия" ("Devotio moderna"), лояльным по отношению к католич. церкви, но противопоставлявшим формализованной церк.-орденской набожности уединенное самоуглубление и моральное самоусовершенствование личности. С 1406 Ф. К. вступил в монастырь на горе св. Агнесы близ Зволле (Нидерланды); умер помощником приора. По-видимому, Ф. К. принадлежит трактат "О подражании Христу" ("De imitatione Christi"), к-рый получил распространение ок. 1418 анонимно, в соответствии с принципом, выраженным в самой книге: "Не спрашивай, кто сказал, но направь внимание на то, что сказано" (кн. 1, гл. 5, 1). Полемика об авторстве началась в 17 в. и затихает лишь в наше время; трактат приписывали Иннокентию III, Бонавентуре, Ж. Герсону и др. Однако он по настроению и насыщенному германизмами языку близок к др. соч. Ф. К. И здесь мы встречаем тихое и сдержанное, но решит. отклонение внешних религ. "заслуг" (напр., паломничеств), а также схоластич. авторитетов (см. тамже). Трактат далек и от неоплатонич. спекуляции в духе Экхарта; в противовес ей он возвращается к типу мистики, известному по соч. Бернара Клервоского, но заменяет пыл последнего ровным, размеренным, меланхоличным умилением. "О подражании Христу" – одна из вех на пути, ведущем от "умного делания" православных исихастов через его сентиментализацию в духе бюргерского мироощущения к пиетизму и др. созерцат.-религ. кружкам 17–18 вв. Книга выдержала более 2000 изданий, была переведена на все языки христ. народов и получила межвероисповедное распространение (с 18 в. – в греч. и рус. православных кругах). Соч.: Opera omnia, ed. M. J. Pohl, v. 1–7, Freiburg, 1962–10; в рус. пер. – О подражании Христу, 7 изд., кн. 1–4, СПБ, 1898. Лит.: Кettlewell S., Thomas a Kempis and the Brothers of the common life, v. 1–2, L., 1882. С. Аверинцев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ФОМА КЕМПИЙСКИЙ ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (лат Thomas a Kempis), Томас Хемеркен, Маллеолус (ок. 1380, Кемпен на Нижнем Рейне, Германия — 25 июля 1471, Зволле, Нидерланды) — монах, автор религиозно-назидательных сочинений Сын кузнеца, с 12 лет воспитывался в школе в Девентере (Нидерланды) и духовно сформировался под влиянием ее руководителей, “братьев общей жизни”, участников религиозно-мистического движения devotio modema (“современное благочестие”). Не вступая в конфликт с официальной церковью и схоластической ученостью, они делали акцент на внутреннем состоянии человека, его индивидуальном отношении к Богу и вытекающем из этого неформальном благочестии. Ориентируясь на раннехристианский идеал и принцип “подражания Христу”, “братья” и “сестры” добровольно, но без специального обета поселялись общинами, жертвуя им свое имущество, содержали школы, приюты, госпитали, содействовали религиозному просвещению перепиской Священного Писания и благочестивых книг. Особое внимание уделялось сочетанию трудовой и нравственно чистой жизни в миру с духовным самосовершенствованием верующего, стремлением достичь на пути мистического самоуглубления “покоя в Боге”. Общины мирян были тесно связаны в движении с другой его составной частью — августинскими монастырями Виндесгеймской конгрегации Именно в августинском конвенте близ Зволле протекала вся долгая жизнь Фомы. С 1399 он прошел здесь путь от послушника до помощника приора монастыря, получил священнический сан, стал автором ряда трактатов о монашеской жизни и религиозном воспитании, многочисленных проповедей, хроники монастыря и жизнеописаний основателя движения Г Грооте и его учеников Но широчайшая известность Фомы обусловлена прежде всего тем, что его считают наиболее вероятным автором анонимного сочинения в четырех книгах “О подражании Христу” (De umtatione Chnsti), одной из самых популярных книг мировой христианской литературы Трактат, переведенный на десятки языков, является компендиумом христианской этики позднего средневековья и идей “современного благочестия”, выраженных в дос тупной, зачастую афористичной и поэтической форме Оставляя в стороне догматические споры и ссылки на авторитеты схоластики, не выходя в то же время за границы ортодоксии, автор отразил реформаторский импульс, внесенный в новое понимание благочестия он утверждает значение смиренномудрия, сердечного покаяния и молитвы, постоянной готовности к страданию и смерти с верой во Христа Основа праведной жизни и пути к единению человека с Богом усматриваются в нравственном самоочищении и безоговорочном приятии воли Божьей Мистика трактата связана с неоплатонической традицией Средних веков, имеет черты сходства с мистикой Августина и Бернарда Клервоского В практических утешениях, “полезных для духовной жизни”, автор умело черпает наставления из богатого опыта, накопленного самонаблюдениями монахов. Хотя авторство книги “О подражании Христу” в дискуссиях, продолжающихся с 17 в , приписывали помимо Фомы Кемпийского 40 лицам, в особенности канцлеру Парижского университета Ж Жерсону, идейное и языковое сходство трактата с другими сочинениями Фомы является одним из наиболее весомых доказательств в его пользу Соч.: Opera omma, ed M J Pohl, vol 1—7 Freiburg 1902—10, в рус пер О подражании Христу, пер К П Победоносцева, кн 1—4 СПб , 1898, пер А Н Панасьева — В кн Богословие в культуре средневековья Киев,1992 Лит.: Keltlewel! S. Thomas a Kempis and the Brothers of common life, vol. 1—2. L., 1882; GinnekenJ. van. De navolging van Christus. Hertogenbosch, 1929; HymaA. The Brethren of the Common Life. Michigan, 1950; Delaisse L. M. J. Le manuscrit autographe de Th. a Kempis, 1.1—2. Anvers, 1956. В. M. Володарский Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|