|
ТОТЕМИЗМТОТЕМИЗМ вера многих примитивных народов, и прежде всего североамер. индейцев, в то, что они происходят от какого-либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ними в родственных отношениях. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени и символ его внутренней спаянности. Тотемом является и грубо обработанный знак этой вещи, используемый вождем в качестве подписи. Философский энциклопедический словарь. 2010. ТОТЕМИЗМ архаич. форма религии, основанная на вере в тесную родств. связь между определ. видом животного (реже растения) – тотемом и родовой группой. Тотем, к-рый обычно мыслится как общий предок рода, дает название тотемной группе. Т. связан с системой табу – запретом убивать и поедать тотемич. животное, нарушавшимся при его ритуальном убийстве. В наст. время Т. сохранился в Австралии, где он охватывает все стороны жизни племени, в несколько иных формах у индейцев Сев. Америки, из языка к-рых и взято слово "тотем"; в др. частях света сохранился б. ч. в виде пережитков. Сложен вопрос об отношении Т. к распространенному и в развитых религиях культу животных. Иногда культ животных выводили из Т. (Ланг, Джевонс), другие видели в Т. частную форму этого культа. Однако в отличие от культа животных тотем выступает собственно не как божество, а скорее как помощник или родственник племени. Тесная связь Т. с экзогамной организацией, а также с табу и обрядами инициации, характерными именно для тотемич. групп, сделала проблему Т. одной из центральных в этнографии как ключ к объяснению этих институтов. В разное время было выдвинуто до 50 теорий Т. Представление о Т. как особой стадии религии принадлежит Дж. Леббоку (J. Lubbock, The origin of civilization, L., 1870) и Мак Леннану (J. F. MacLennan, The worship of animals and plants, "Fortnightly Review", 1869, Oct.-Nov.; 1870, Febr.), но особенно оно распространилось после брошюры Фрейзера о Т. (J. G. Frazer, Totemism, Edin., 1887). Осн. факты, относящиеся к австрал. Т., были описаны Б. Спенсером и ?. Гилленом (В. Spencer, F. Gillen, The nature tribes of Central Australia, L., 1899). Ф. Джевонс объяснял Т. перенесением на внешний мир родовой организации и видел в Т. "договор" о дружбе и покровительстве между человеком и видом животного на манер "завета" библейского бога с Авраамом (F. В. Jevons, An introduction to the history of religion, [L.], 1896). Из Т. он выводил и приручение домашних животных. Фрейзер предложил в разное время три теории Т. В "Золотой ветви" (v. 1–2, N. Y.–L., 1894, рус. пер., M., 1928) он считает Т. производным анимизма, связывая его с представлениями о "внешней душе", заключенной в к.-л. животном или дереве. Позднее (1905) Фрейзер видел в Т. не религию, а форму социальной магии, считая центральным в Т. обряд, направленный на умножение тотемного вида, переход же от Т. к религии он связывал со сменой "первобытной демократии" деспотизмом. В соч. "Т. и экзогамия" ("Totemism and exogamy", v. 1–[5], L., 1910–1937) Фрейзер выводит Т. из незнания примитивными народами фактов, относящихся к рождению. Дюркгейм предложил чисто социальную теорию Т. (1912). Тотем оказывается лишь персонификацией или эмблемой социальных сил, власть к-рых индивид смутно ощущает на себе. Согласно теории Фрейда ("Тотем и табу", Lpz.–W., 1913, рус. пер., М., 1923), аффективные импульсы негативного или амбивалентного характера переносятся с отца или группового лидера на тотемное животное с помощью изученных в психоанализе процессов замещения и символизации (см. также Религия, раздел История учений о религии). Из этнологов эту теорию (в модернизированном виде) применял Г. Рохейм (G. Roheim, Australian totemism, L., [1925]). Леви-Брюль выводил представления о тождестве человека с тотемич. животным из особенностей первобытного мышления (см. "Первобытное мышление", М., 1930, с. 58 cл.). С др. стороны, нек-рые этнологи (А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Леви-Строс) под влиянием неудач эволюционистов приходили вообще к отрицанию реальности Т. как социального явления или ограничивались описанием его "функций" внутри культуры (Малиновский и др.). Русские и советские ученые открыли явления Т. в Сибири и на Дальнем Востоке (Н. Харузин, А. Золотарев, Д. К. Зеленин), обнаружили пережитки Т. в Вост. Европе (Зеленин, Н. Никольский и др.). Связь Т. с дуальной организацией общества и экзогамией рассматривалась у С. П. Толстова и Золотарева. Выяснению социальной сущности Т. посвящены работы Толстова и С. А. Токарева. Лит.: Зеленин Д. К., Тотемический культ деревьев у русских и у белоруссов, "ИАН СССР. Отд. общ. наук", 1933, .No 8: его же, Идеологич. перенесение на диких животных соц.-родовой организации людей, там же, 1935, No 4; его же, Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов, М.–Л., 1937; Золотарев ?., Пережитки Т. у народов Сибири, Л., 1934; Хайтун Д. Е., Т. Его сущность и происхождение. [Душанбе], 1958; Токарев С. ?., Ранние формы религии и их развитие, ?., 1964; Makаrius R., L'origine de l'exogamie et du totemisme, P., 1961. Д. Ляликов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ТОТЕМИЗМ ТОТЕМИЗМ — одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже — явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова “ототем”, которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает “род его”. В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека — собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: “Это наше мясо”. Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой — изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов—табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам—табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее “чистом” и “удобном” для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки. Пережитки тотемизма (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т. п.) можно обнаружить во многих религиях мира. А. Н. Красников Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|