|
ДОБРОЛЮБОВ Николай АлександровичДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836—1861) — рус. литературный критик, публицист, поэт, философ. В 1853—1857 учился в Главном педагогическом ин-те в Петербурге. Кружок, который образовался вокруг него в ин-те и возглавлялся им, первоначально вырабатывал отношение к религии. Его идейным знаменем стал атеизм. Но вскоре основное внимание в кружке начинает сосредоточиваться на политических вопросах. Именно в студенческие годы Д. формируется как революционный демократ. В 1856 он познакомился с Н.Г. Чернышевским, стал его учеником, единомышленником. В 1856 начал сотрудничать в жур. «Современник», с 1857 — один из его ведущих работников. Последние годы своей недолгой жизни тяжело болел. В 1860—1861 на средства, предоставленные «Современником», лечился за границей, но продолжал писать и печататься в журнале. Важнейшие работы посвящены анализу различных литературных произведений. В них Д. интересовали не столько свойственные им эстетические достоинства и недостатки, сколько поднятые общественные проблемы. Бывало и так, что рецензируемая книга служила Д. вообще лишь поводом для собственных социальных размышлений. Д. считал, что существующие в стране общественные отношения не отвечают требованиям высшей справедливости и требуют коренных изменений. Он полагал также, что деспотизм и православная церковь взаимно поддерживают друг друга, что между ними возникла «круговая порука». Своим идеям Д. умел придавать такую форму, что они способны были преодолевать препоны цензуры. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (род. 24 янв. 1836, Н. Новгород – ум. 17 нояб. 1861, Петербург) рус. литературный критик, просветитель, философ. С 1856 печатался в журнале «Современник». В ряде глубоких теоретических статей («О значении авторитета в воспитании», 1857; «Органическое развитие в связи с его умственной и нравственной деятельностью», 1858; «Роберт Овен и его попытки общественных реформ», 1859) затрагивал вопросы педагогики, эстетики, философии. Философия, по Добролюбову, должна быть связана с практикой, основываться на здравом смысле и простой логике, обличать общественные пороки, способствовать развитию в человеке благородных стремлений, законов общественной солидарности. Он считал, что в основе природы и человека лежат не противоположности, а единство, гармония; в такой же гармонии существуют душа и тело человека. Философско-историческая концепция Добролюбова была по преимуществу просветительско-антропоцентрической. Философский энциклопедический словарь. 2010. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|