РЕНУВЬЕ


РЕНУВЬЕ
        (Renouvier) Шарль (1.1.1815, Монпелье, -1.9.1903, Прад), франц. философидеалист, лидер франц. неокантианства (неокритицизма). В. И. Ленин охарактеризовал его философию как «...соединение феноменализма Юма с априоризмом Канта» (ПСС, т. 18, с. 221). В качестве исходного пункта философии Р. выдвигал реальность фактов сознания как нечто самоочевидное. Р. отрицал существование «вещей в себе» и рассматривал их как явления. Следуя феноменализму Юма, он считал, что опыт есть совокупность явлений, а отношение мышления и бытия — принципиальная координация субъекта и объекта познания. Продолжая линию априоризма Канта и делая акцент на проблемах прак-тич. разума (свободы, нравств. ответственности и др.), Р. строил систему категорий, в которой центр. место занимает категория отношения. В более поздних работах его философия сближается с этич. персонализмом и основывается на утверждении свободного творчества множества духовных существ — личностей. Идеалы свободы и нравств. совершенства, согласно Р., неразрывно связаны с верой в бога. Философия Р. оказала влияние на формирование франц. персонализма.
        Essais de critique generale, v. 1—4, P., 1854—64; Esquisse d'une classification systematique des doctrines philosophiques, v. 1—2, P., 1885—86; Le personnalismc, P., 1903.
        Лапшин И. И., Неокритицизм Шарля Р., в сб.: Новые идеи в философии, № 13, СПБ, 1914; История философии, т. 3, ? 1959, с. 481—85; Verneaux R., L'idealisme de Renouvier, P., 1945.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


РЕНУВЬЕ
(Renouvier)
Шарль (род. 1 янв. 1815, Монпелье – ум. 1 сент. 1903, Прад) – франц. философ; основатель франц. неокантианства, отрицавший метафизику. Он предложил диалектическую систему 9 или 36 категорий и обосновывал мораль на чисто рассудочных понятиях. Его учение сливается с этическим персонализмом, базирующимся на трех «практических постулатах» Канта – свободе, Боге и бессмертии. Осн. произв.: «Essais de Critique generale», 1854-1864; «Le Personnalisme», 1901.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


РЕНУВЬЕ
(Renouvier), Шарль (1 янв. 1815 – 25 авг. 1903) – франц. бурж. философ, глава т.н. неокритицизма. В лице Р. филос. мысль обратилась к кантианской философии за 10 лет до появления лозунга "Назад к Канту!", возвестившего о рождении нем. неокантианства. В юности Р. испытал влияние сенсимонизма; в дальнейшем проделал эволюцию от эклектизма (усвоенного под влиянием Кузена) к Канту и неокритицизму, а позже – к персонализму.
Исходя из кантовского понимания философии как критики принципов познания, Р. ставит вопрос о необходимости предпосылок познания. Исходным пунктом философии должно быть самоочевидное. В качестве такового Р. выдвигает реальность состояний сознания и строит субъективно-идеалистич. теорию познания. Осн. тезис гносеологии Р. – нет объекта без субъекта и нет субъекта без объекта – в дальнейшем развивают представители имманентной философии и эмпириокритицизма. Т.о., Р. отказывается от "вещи в себе" и возвращается к феноменализму Юма. Однако от Канта Р. наследует принцип априори. Ленин характеризовал философию Р. как "...соединение феноменализма Юма с априоризмом Канта" (Соч., т. 14, с. 198). Под влиянием Канта же Р. строит таблицу категорий, в ранг к-рых с упразднением "вещи в себе" Р. производит пространство и время, выступавшие у Канта как формы чувственности. Главные среди категорий Р. – отношение и число. Категории призваны объединить и придать логич. связность миру, к-рый представляется Р. как мир множественных, конечных по числу элементов, не подчиненных необходимости. Т.о., от субстанции Р. отказывается только на словах. Противоречиво с т. зр. феноменализма и само стремление Р. построить образ мира как такового и постулировать тезисы реальности: 1) Тождество личного "Я". 2) Тождество внешнего мира. 3) Тождество других "Я". 4) Соответствие законов мира законам познания.
С занятой Р. позиции имманентизма истина неотличима от заблуждения. Р. принимает психологич. и волюнтаристич. трактовку истины, впоследствии развитую прагматистом Джемсом.
Сложные филос. построения Р., к-рые зиждятся на понятиях финитизма, плюрализма, индетерминизма, могут быть усвоены в связи с гл. задачей Р. – "оправдание такого миропонимания, где бы было место для свободы и творчества множественности духовных существ" и где "...нравственная ответственность возможна, ибо в мире нет никакой dura necessitas (необходимости. – Ред.), мы не только составляем его, но в известной мере мы и д е л а е м е г о" (Лапшин И. И., "Неокритицизм Шарля Ренувье", см. всб. "Новые идеи в философии",No 13, СПБ, 1914, с. 106, см. также с. 94). Эта персоналистич. интуиция руководила Р. при "решении" кантовских антиномий, в к-рых он принимает тезисы. Философия Р. представляет собой то ответвление послекантианской мысли, к-рое находит центр тяжести в практич. разуме, т.е. в нравственности. Причем, если для Канта нравств. закон – предмет веры, то в интерпретации Р. он может быть понят как факт, ибо свобода воли для него является фактом. Вместе с тем, если у Канта практич. разум может служить основанием для реконструкции теории познания, то у Р., объявившего об упразднении "вещи в себе", он конструктивно бессилен.
Р. не только создал школу (О. Гамелен, Пиллон, Рабье, Дориак, Брошар и др.), он оказал заметное влияние на ряд филос. иррационалистич. направлений: прагматизм, персонализм, интуитивизм и др. В частности, идея Бергсона о мире как сложной пульсации ведет свою родословную от философии Р. В целом, несмотря на стремление продолжить дело Канта и совершенствовать критицизм, Р. оказался автором метафизич. системы догматич. типа.
Соч.: Manuel de philosophie moderne, P., 1842; Manuel de philosophie ancienne, v. 1–2, P., 1844; Essais de critique generale, v. 1–4, P., 1854–64; Science de la morale, v. 1–2, P., 1869; Esquisse d'une classification systematique des doctrines philosophiques, v. 1–2, P., 1885–86; La nouvelle monadologie, P., 1899; Le personnalisme, P., 1903.
Лит.: Введенский ?., Очерк совр. франц. философии, X., 1894; История философии, т. 3, М., 1959, с. 481–85; Janssens E., Le neo-criticisme de Ch. Renouvier, Louvain, 1904; Seailles G., La philosophie de Ch. Renouvier, P., 1905; Bridel P., Ch. Renouvier (1818–1903) et sa philosophie, Lausanne, 1905; ?rat L., Ch. Renouvier, philosophie, Poitiers–Ariege, 1937; Verneaux R., L'idealisme de Renouvier, P., 1945; его жe, Renouvier, disciple et critique de Kant, P., 1945; eго жe, Esquisse d'une theorie de la connaissance. Critique du neo-criticisme, P., 1955; Laberthonniere (le pere), Critique des laicisme, P., 1948; Hansen V., Ch. Renouvier, Kbh, 1962.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


РЕНУВЬЕ
    РЕНУВЬЕ (Renouvier) Шарль (1 января 1815, Монпелье — 1 сентября 1903, Праде) — основатель французского неокритицизма. Испытав влияние позитивизма О. Конта, а затем Д. Юма, он интерпретирует философию И. Канта как неокритицизм, который усматривает задачу философии в критике познания и в преодолении спекулятивных систем немецкого идеализма. С этим связано его отрицание метафизики и отказ от понятий прежней философии (субстанция, материя, бесконечное, абсолют и др.) как от идолов, характерных для религии философов и вполне сопоставимых с фетишами ранних форм религии. И в философии Канта сохранились остатки метафизики (признание вещи-в-себе, ноуменов, допущение детерминизма и пр.), от которых необходимо очистить его философию. Всякое познание релятивно — таков исходный пункт неокритицизма. Познание имеет дело с отношениями между феноменами. На место понятия субстанции следует поставить понятие закона, понятого как отношение, и функциональное отношение. Закон — это отношение между явлениями, или феноменами. Объективный порядок — это синтез отношений, синтез синтезов и т. д. Философия является критикой познания, теоретическим постижением общих законов познания и уяснением его границ. Все категории следует свести к категории отношения, которая является фундаментальной формой мышления. Все возможные соотношения включают в себя сознание, определяясь и объединяясь им. Феномены существуют только в представлении, или в репрезентативном отношении. Тем самым они вновь возвращают нас к сознанию как первичному и творческому акту, являющемуся источником репрезентации. Критикуя классификацию категорий Канта за искусственность, Ренувье кладет в основание своей схемы категорий отношение тезиса, антитезиса и синтеза и создает таблицу из 9 фундаментальных категорий, развертываемых в 27 производных категорий. Так, категория “отношение” развертывается в категории “различение” (тезис), затем — “идентификация” (антитезис) и, наконец, — “определение” (синтез). Это построение системы категорий более искусственно, чем схема категорий Канта. Ренувье подчеркивает, что Кант умалил значение личности в философии, и называет неокритицизм персонализмом. Сознание понято им как основа бытия, а личность как телеологический принцип, объединяющий мир представлений и мир свободы. Личность мыслится им как принцип целеполагания, неподвластный законам каузальности. Свобода — основная предпосылка философии. Она является принципом индивидуации и составляет основу жизни личности и всего его творчества, даже науки. В конце своей жизни он приходит к идеям монадологии, которая утверждает множественность духовных существ — нравственно ответственных личностей, формирующих мир на основе законов познания и морали. На основе понятия свободы Ренувье строит свою философию истории. Не приемля исторического фатализма и детерминизма, он стремится осмыслить исторический процесс на основе моральных законов. Поэтому Ренувье говорит об историческом прогрессе, коль скоро предпосылкой истории является свобода. Непрерывность исторического прогресса нарушается силами зла, выражающимися в войнах. В своей этике Ренувье исходит из того, что человек — разумное существо и стремится сохранить и расширить область свободы. Господство разума и справедливости ведет к свободе и гармонии. Господство неразумия и несправедливости — к рабству и кастовости. В противовес утилитаризму он подчеркивал значение таких этических категорий, как долг, категорический императив, автономия разума. Идеалы нравственного совершенства ведут, по его мнению, к утверждению веры в Бога. Осознавая опасности католицизма во Франции конца 19 в., он проявлял симпатии к протестантизму и к республиканским, демократическим идеалам. Ренувье создал школу критического рационализма во Франции (О. Гамелен, Ф. Эвелин, В. Брошар, Д. Пароди, Л. Брюнсвик и др.) и оказал влияние как на критический анализ науки (К. Бернар, О. Курно, П. Дюэм, П. Бугру, Э. Мейерсон, А. Навиль и др.), так и на формирование идей А. Бергсона.
    Соч.: Essai de critique generale: ?. 1. Traite de logique generale et de logique formelle. P., 1854; v. 2. Traite de psychologie rationelle. P., 1859; v. 3. Les principes de la nature. P., 1864; v. 4. Introduction a la philosophiche analytique de 1 histoire. P., 1897; La science de la morale. P., 1869; Esquisse d'une classification systematique des doctrines philosophiques, 2 vol. P., 1886; Philosophie analytique de l'histoire. P., 1897; La nouvelle monadologie. P., 1898; Le personalisme. P., 1903; La recherche d'une premiere verite. P., 1924
    Лит.: Hamelin 0. Le systeme de Renouvier. P., 1927; Prat L. Ch. Renouvier, philosophe. Sa doctrine, sa vie. Poitiers-Ariege, 1937; VemeauxR. Esquisse d'une theorie de la connaissance. Critique du neocriticisme. P., 1955; Лапшин И. И. Неокритицизм Шарля Ренувье.— В кн.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, вып. 13.
    А. О.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 515
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • СЕМАНТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ТЕОРИЯ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Чандра-Канта
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь