|
РЕЙХЛИНРЕЙХЛИН (Reuchlin) Иоганн (род. 22 февр. 1455, Пфорцгейм – ум. 30 июня 1522, Бад-Либенцелл) – нем. гуманист, филолог; наряду с Эразмом Роттердамским – глава нем. гуманизма, противник Лютера. Рейхлин был преподавателем права, поэзии, греч. и древнеевр. языка в Ингольштадтском и Тюбингенском ун-тах. На его философию определяющее влияние оказали Николай Казанский, Рудольф Агрикола. Его «Письма темных людей» («Epistolae obscurorum virorum», 1515 – 1517), написанные на кухонной латыни и направленные против крещеного кёльнского еврея Йог. Пфефферкорна и примыкающих к нему профессоров, привлекли внимание Рубиаиуса, Ульриха фон Гуттена и Гербеля, которые поддерживали Рейхлина в его протесте против намерения Пфефферкорна уничтожить все древнейшие книги, кроме Библии. Это соч. Рейхлина подвергалось преследованиям. Философский энциклопедический словарь. 2010. РЕЙХЛИН (Reuchlin), Иоганн (22 февр. 1455 – 30 июня 1522) – нем. гуманист, юрист, филолог, философ. Последние четыре года жизни являлся проф. ун-тов в Ингольштадте и Тюбингене. Р. находился в дружеских отношениях с деятелями Академии платоновской (Фичино, Пико делла Мирандола), оказавшими большое влияние на его взгляды. В филос. соч. "О чудотворном слове" ("De verbo mirifico", Basel, 1494) и "О каббалистическом искусстве" ("De arte cabbalistica", Hagenau, 1517) он выступил как противник схоластики и схоластич. аристотелизма. Р. пытался соединить учение каббалы с философией христианства и неоплатонизмом; считал, что содержащиеся в каббале мистич. понимание букв и чисел, а также трактовка вопроса о т.н. сотворении мира представляют собой христ. идею бесконечности и божественности земного мира. Р. видел миссию христ. религии в том, что она вскрывает этич. содержание человеч. культуры, устанавливает связь божественного с человеческим, определяя этим значение земной жизни и находя божественное в самом человеке. Выдвинутая Р. идея изучения сущности христианства путем критич. и лингвистич. анализа первоисточников стала, помимо воли Р. (являвшегося сторонником католицизма и противником Реформации), орудием борьбы с католич. церковью. Его выступление в 1509 против требования католич. теологов об уничтожении евр. книг положило начало т.н. "рейхлиновскому спору" – борьбе, длившейся неск. лет, между католич. реакционерами и нем. гуманистами (к-рые поддерживали Р., понимая, что речь идет о веротерпимости и свободе совести). Обвиненный доминиканцами г. Кёльна в ереси, Р. издал соч.: "Глазное зеркало" ("Der Augenspiegel", [Tubingae, 1511]), "Защита... против кёльнских клеветников" ("Defensio... contra calumniatores suos Colonienses", Tubingae, 1513), "Письма знаменитых людей" ("Clarorum virorum epistolae latinae grecae a hebraicae...", Tubingae, 1514) и добился отмены затеянного против него процесса (1516). В связи с делом Р. нем. гуманисты опубликовали "Письма темных людей" ("Epistolae obscurorum virorum...", Tl 1, 1515; доп. 1516; Tl 2, 1517) – один из самых ярких сатирич. памфлетов 16 в. против католич. мракобесов. Лит.: Geiger L., J. Reuchlin, sein Leben und seine Werke, Lpz., 1871; ?averni R., Reuchlin ed Erasmo..., Torino, 1892; Christ K., Die Bibliothek Reuchlins in Pforzheim, Lpz., 1924; Spitz L. W., Reuchlin's philosophy: Pythagoras and Cabala for Christ, "Archiv fur Reformationsgeschichte", 1956, Jg. 47; Sicherl M., Zwei Reuchlin-Funde aus der Pariser Nationalbibliothek, Mainz, [1963]. H. Бортник. Свердловск. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|