ПНЕВМА


ПНЕВМА
        (греч. , первоначально — дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее — дух, от — дую, дышу), термин др.-греч. философии и медицины. У натурфилософов 6 в. до н. э. П. употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Сироса А 8; Анаксимен В 2; «бесконечная П.», вдыхаемая космосом, в пифагореизме — 58 В 30). Начало спиритуализации П. было положено отождествлением воздуха-П. с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена — Диогена Аполлонийского, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании-П., движущемся в венах имеете с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник П. в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник П. в сердце. Через посредство сицилийского врачанатурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. а. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида П.: П. как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психич. П., постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3 в. до н. э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. н. я. (объяснявшей всю жизнедеятельность потоками П., истекающими из сердца) и Галена (понимавшего П. как субстанцию-посредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувств. познания и телесных движений) дошло до нового времени в виде представления о «жизненных духах» (spiritus vitales) в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта.
        В стоицизме II. — тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хригиппа — смесь огня и воздуха, SVF II 310), отождествляемая с панкосмич. имманентным божеством, «пронизывающая» космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа — тело, но различаясь при этом степенью интенсивности , или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень (габитус), сообщающая единство неорга-нич. телам; 2) «природа» , вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос) (SVF II 458—462; см. также Посидоний и Симпатия космическая). Каждая пневматич. система имеет свой центр управления — «руководящую часть» (??), соединяющуюся с периферией тела потоками П. и на микрокосмич. уровне помещающуюся у человека в сердце, на макрокосмическом — в эфире (у Зе-нона из Китиона и Хрисиппа SVF II 642—644) или солнце (у Клеанфа SVF I 499).
        Полное одухотворение П. происходит в среде эл-линистич. иудаизма на рубеже н. э.: уже в «Книге премудрости Соломона» II. выражает прямое вмешательство бога в мировую историю; Филон Александрийский называет П. «божеств. дух» — высшую (бессмертную и бестелесную) часть человеч. души (Leg. alleg. l, 37), а также принцип профетич. познания, превосходящий человеч. интеллект и даруемый богом. У Плутарха П. ставится в связь с иррациональными способностями души и оракульской мантикой (Def. or. 432 d). В гностицизме и герметизме П. употребляется в различных значениях (напр., у гностиков Валентина и Юсти-на так же, как у Филона); характерна роль П. как посредника: в космосе — между светом и тьмой, высшей и низшей областью мира; в человеке — между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция — астральное тело). В магич. папирусах и у алхимиков П. — скрытая таинств. сила, которой можно овладеть для достижения определ. цели [напр., превращение металлов в золото; ср. «дух мира» (spiritus mundi) Агриппы Неттесхеймского]. У неоплатоников П. — посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая её от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин, Эннеады II 2, 2) и от непосредств. контакта с материальным миром при чувств. восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматич. оболочке).
        В христ. теологии " — святой Дух, 3-е лицо Троицы.
        Leisegang H., Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der sinoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik, Lpz., 1922; Verbeke G., Involution de la doctrine du pneuma du stolcisme a St. Augustin, Louvain — P., 1945; Saake H., Pneuma, в кн.: RE, Suppl., Bdl4, 1974, col. 387—412.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПНЕВМА
(от Греч, pneuma – дыхание, горение эфира)
душа, жизненная сила, дух. В христ. теологии – Святой Дух (pneuma hagion). Развитие понятия пневмы важно для становления понятий, относящихся к сфере духа. Пневмато л о г и я – учение о Боге.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ПНЕВМА
(греч. ??????, осн. значение – дух) – понятие о тончайшем и легчайшем веществе, мыслившемся как своеобразная переходная ступень от материального к духовному. Учение о П., наполняющей Вселенную, было разработано стоицизмом и служило у стоиков средством объяснения взаимодействия вещей, в частности процессов восприятия; так, зрит. восприятие объяснялось особым состоянием или напряжением ("тоносом") П., находящейся между глазом и предметом. Врачи александрийской школы Герофил и Эрасистрат (4–3 вв. до н.э.) полагали, что артерии наполнены вместе с воздухом тончайшей П. Представления о П. служили также средством объяснения нервного возбуждения. В алхимии термином "П." (и соответствующим лат. spiritus) обозначались летучие вещества ("спирты" и т.п.). У христ. писателей первых столетий н.э. греч. термин "П." ("дух") получил значение нематериального начала, противоположного материи. В новое время даже после того, как установились более правильные представления о кровообращении, в физиологии и медицине продолжало сохраняться представление о "животных" или "жизненных духах" (spiritus vitales, spiritus animales), находящихся в крови и особенно в нервах (Везалий в 16 в., Декарт в 17 в.). См. также Дух.
Лит.: Siebeck H., Geschichte der Psychologie, Tll, Abt. 1–2, Gotha, 1880–84; Goffart A., Les "esprits animaux", "Rev. Neo-scolastique de Philosophie", 1900, mai, p. 154–72; Leisegang H., Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der synoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik, Lpz., 1922; Reinhardt K., Kosmos und Sympathie, Munch., 1926; Mc Кerrow J. С., An introduction to pneumatology, L., 1932; Rusche F., Das Seelenpneuma. Seine Entwicklung von der Hauchseele zur Geistseele, Paderborn, 1933; Hоfsten N. von, Livsluften. Till den antika pneumalarans historia, "Lychnos", 1937, p. 341–63; Verbeke G., L'evolution de la doctrine du pneuma du stoicisme a St. Augustin; etude philosophique, P. – Louvain, 1945; Sambursky S., The physical world of the Greeks, L., [1956]; его же, Physics of the stoics, L., 1959.
В. Зубов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ПНЕВМА
    ПНЕВМА (греч. ??????, первоначально — дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее—дух, от ???? — дую, дышу) — термин древнегреческой философии и медицины. У Натурфилософов 6 в. до н. э. употребляется для обозначения элемента “воздуха” (Ферекид из Сироса А 8; Анаксимен В 2; “бесконечная пневма”, вдыхаемая космосом, в пифагореизме — 58 В 30). Начало спиритуализации пневмы было положено отождествлением воздуха-пневмы с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена—Диогена Аполлонийского, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании-пневме, движущемся в венах вместе с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник пневмы в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник пневмы в сердце. Через посредство сицилийского врача-натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. э. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида пневмы: пневму как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психическую пневму, постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3 в. до н. э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. до н. э. (объяснявшей всю жизнедеятельность потоками пневмы, истекающими из сердца) и Галена (понимавшего пневму как субстанцию-посредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувственного познания и телесных движений) дошло до Нового времени в виде представления о “жизненных духах” (Spiritus vitales) в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта.
    В стоицизме пневма — тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хрисиппа — смесь огня и воздуха, SVF II 310), отож
    дествляемая с паикосмическим имманентным божеством, “пронизывающая” космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа — тело, но различаясь при этом степенью интенсивности (?????), или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень (габитус), сообщающая единство неорганическим телам; 2) “природа” (?????), вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос} (SVF II 458—462; см. также Посидоний и Симпатия космическая). Каждая пневматическая система имеет свой центр (“руководящее”, ?? ??????????), соединяющийся с периферией тела потоками пневмы и на микрокосмическом уровне помещающийся у человека в сердце, на макрокосмическом — в эфире (у Зенона из Кития и Хрисиппа SVF II 642—644) или солнце (у Клеанфа SVF 1499).
    Полное одухотворение пневмы происходит в среде эллинистического иудаизма на рубеже н. э.: уже в “Книге премудрости Соломона” пневма выражает прямое вмешательство Бога в мировую историю; Филон Александрийский называет пневмой “божественный дух” — высшую часть человеческой души (Leg. AUeg. l, 37), а также принцип сверхразумного профетического знания, даруемого богом. Плутарх связывает пневму с иррациональными способностями души и оракульской мантикой (Def. Or. 432d). В гностицизме и герметизме пневма часто выступает в роли посредника: в космосе — между светом и тьмой, “горним” и “дольним” миром; в человеке — между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция — астральное тело). У алхимиков пневма — таинственная сила, которой можно овладеть для достижения определенной цели (напр., превращения металлов в золото; ср. “дух мира” (spiritus mundi) Агриппы Неттесгеймского). У неоплатоников — посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая ее от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин. Эннеады II 2, 2) и от непосредственного контакта с материальным миром при чувственном восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматической оболочке).
    В христианской теологии ?????? "????? — Святой Дух, 3-е лицо Троицы.
    Лит.: Leisegang H. Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der sinoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik. Lpz., 1922; Verbeke G. L'evolution de la doctrine du pneuma du stoicisme a St. Augustin. Louvain-P., 1945; Snake H. Pneuma.— RE, Suppl., Bd. 14, 1974, col. 387-412; VerbekeG. Pneuma.— RitlerJ. Historisches Worterbuch der Philosophie, Bd. 3, Geist, II. Basel, 1974, cols. 157-162.
    А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    дух, жизненная сила, логос, первоогонь, сила


Просмотров: 1541
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • SPIRITUS
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • “СТРАСТИ ДУШИ”
  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
  • Вначале было солнце
  • Вопрос об отношении души и тела (mind—body problem)
  • ДУШИ ГЛУБИНЫ
  • ДУШИ ПРЕВРАЩЕНИЯ
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • Метафизика Души В Русской Психологии На
  • ОДИССЕЙ 24 ДУШИ ЖЕНИХОВ В ЦАРСТВЕ АИДА
  • ПАМЯТЬ ДУШИ
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПНЕВМА
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • Праздник Тела и Крови Христовых
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Соперничество между потгомками
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также «промывание мозгов»
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • души небесные и земные
  • пневма
  • принцип - пневма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь