|
МАЙМОНМАЙМОН МАЙМОН (Maimon) Соломон (род. 1753, Несвиж, Литва – ум. 22 нояб. 1800, Нидер-Зигерсдорф, Силезия) – евр. философ; в Берлине пользовался покровительством Моисея Мендельсона. Своей остроумной критикой Канта он подготовил то понимание Канта, которое мы видим у Германа Когена и более позднего неокантианства. Осн. работы: «Versuch ьber die Transzendentalphilosophie», 1790; «Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens», 1794; «Kritische Untersuchungen ьber den menschlichen Geist», 1797; «Autobiographie», hrsg. von. K. Ph. Moritz, 2 Bde., 1792 (частично есть в рус. пер., см. «Еврейская библиотека», тт. I -II, СПБ, 1871-1872). Философский энциклопедический словарь. 2010. МАЙМОН [Maimon; наст. фам. – X е й м а н (Heiman), Соломон ] (1753 или 1754 – 22 нояб. 1800) – философ-самоучка, субъективный идеалист. Род. в местечке Мирц (или Мир; ныне территория БССР), неподалеку от Несвижа. Воспитанный в духе иудаизма, М. стал поклонником философии Маймонида, в связи с чем изменил свою фамилию. Критикуя философию Канта с позиций субъективного идеализма и являясь в этом отношении предшественником Фихте, М. писал, что т.к. познать предмет означает отыскать его признаки, а последние содержатся лишь в сознаний, то "вещь в себе" невозможна и непознаваема. А раз "вещь в себе" – ничто, то познание постигает лишь то, что само создает в виде своих объектов, сообщая им характер необходимости и всеобщности. Законы природы определяются деятельностью рассудка. Категории логики, по М., являются условиями существования всех предметов возможного опыта. Сталкиваясь с неразрешенными трудностями, встающими перед субъективным идеализмом, М. пытался преодолеть их либо в традиции Юма – с помощью скептицизма, либо в традиции Беркли – с помощью религии, фидеизма. Соч.: Versuch uber Transcendentalphilosophie, В., 1790; Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens, В., 1794; neue Aufl., В., 1911; Uber die Progressen der Philosophie..., В., 1793; Kritische Untersuchungen uber den menschlichen Geist..., Lpz., 1797; Lebensgeschichte, Bd 1–2, В., 1911 (частичный перевод на рус. яз. см. вкн.: Евр. библиотека, т. 1–2, СПБ, 1871–72). Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 6, СПБ, 1909, гл. 6–7; Яковенко Б., Филос. концепции С. М., "Вопр. философии и психологии", 1912, кн. 4 (114), кн. 5 (115); Kuntze F., Die Philosophie S. Maimons, Hdlb., 1912; ?ubersky ?., S. Maimon und der kritische Idealismus, Lpz., 1925; Gueroult M., La philosophie transcendentale de S. Maimon, P., 1929; Бергман Г., Философия С. M., Иерусалим, 1932 (на яз. иврит); Беленький М., Акоста, Спиноза, Маймон, М., 1941 (на яз. идиш). М. Беленький. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. МАЙМОН МАЙMОH (Maimon) Соломон — настоящая фамилия Хепман (Heiman) (1753 или 1754, Нисвши — 22 ноября 1SOO, Нидер-Сигередорф, Германия) — немецкий философ, последователь и ученик Маймонида, в честь которого он изменил свою фамилию. Критика им философии Канта послужила импульсом для развития немецкого идеализма. Не приемля кантовской “вещи-в-себе”, которую он называл Unding — ничто, он связывал сознание с деятельностью, создающей единство из многообразия чувственно данных и тем самым конструирующей свои объекты. Категории — условие существования всех предметов возможного опыта. Основой познания является принцип определяемости, который заключается в том, что любой субъект может стать предметом сознания, а любой предикат может стать предметом сознания не сам по себе, а только в соединении с субъектом. Категории — формы этого двоякого принципа определяемости. Идеи разума обусловлены продуктивной способностью воображения. Поэтому антиномии, выявленные Кантом, проистекают из несоответствия разума и продуктивной способности воображения. Идеи, даже религиозные, обладают субъективной значимостью. Маймон во многом предвосхитил критику Канта, развернутую И. Г. Фихте, Шеллингом и Гегелем. Соч.: Versuch uber Transcendentalphilosophie. В., 1790; Versuch einei neuen Logik oder Theorie des Denkens. B., 1794; Kritische Untersuchungen uber den menschlichen Geist. Lpz., 1797; Lebenseeschichte, Bd.l-2.B., 1911. • Лит.: Яковеико Б. Философские концепции С. Маймона. сы философии и психологии”. 1912, кн.4( 114), кн. 5(115). Вопро А.П. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|