МАЙМОН


МАЙМОН
МАЙМОН (Maimon) Соломон (род. 1753, Несвиж, Литва – ум. 22 нояб. 1800, Нидер-Зигерсдорф, Силезия) – евр. философ; в Берлине пользовался покровительством Моисея Мендельсона. Своей остроумной критикой Канта он подготовил то понимание Канта, которое мы видим у Германа Когена и более позднего неокантианства. Осн. работы: «Versuch ьber die Transzendentalphilosophie», 1790; «Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens», 1794; «Kritische Untersuchungen ьber den menschlichen Geist», 1797; «Autobiographie», hrsg. von. K. Ph. Moritz, 2 Bde., 1792 (частично есть в рус. пер., см. «Еврейская библиотека», тт. I -II, СПБ, 1871-1872).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


МАЙМОН
[Maimon; наст. фам. – X е й м а н (Heiman), Соломон ] (1753 или 1754 – 22 нояб. 1800) – философ-самоучка, субъективный идеалист. Род. в местечке Мирц (или Мир; ныне территория БССР), неподалеку от Несвижа. Воспитанный в духе иудаизма, М. стал поклонником философии Маймонида, в связи с чем изменил свою фамилию.
Критикуя философию Канта с позиций субъективного идеализма и являясь в этом отношении предшественником Фихте, М. писал, что т.к. познать предмет означает отыскать его признаки, а последние содержатся лишь в сознаний, то "вещь в себе" невозможна и непознаваема. А раз "вещь в себе" – ничто, то познание постигает лишь то, что само создает в виде своих объектов, сообщая им характер необходимости и всеобщности. Законы природы определяются деятельностью рассудка. Категории логики, по М., являются условиями существования всех предметов возможного опыта. Сталкиваясь с неразрешенными трудностями, встающими перед субъективным идеализмом, М. пытался преодолеть их либо в традиции Юма – с помощью скептицизма, либо в традиции Беркли – с помощью религии, фидеизма.
Соч.: Versuch uber Transcendentalphilosophie, В., 1790; Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens, В., 1794; neue Aufl., В., 1911; Uber die Progressen der Philosophie..., В., 1793; Kritische Untersuchungen uber den menschlichen Geist..., Lpz., 1797; Lebensgeschichte, Bd 1–2, В., 1911 (частичный перевод на рус. яз. см. вкн.: Евр. библиотека, т. 1–2, СПБ, 1871–72).
Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 6, СПБ, 1909, гл. 6–7; Яковенко Б., Филос. концепции С. М., "Вопр. философии и психологии", 1912, кн. 4 (114), кн. 5 (115); Kuntze F., Die Philosophie S. Maimons, Hdlb., 1912; ?ubersky ?., S. Maimon und der kritische Idealismus, Lpz., 1925; Gueroult M., La philosophie transcendentale de S. Maimon, P., 1929; Бергман Г., Философия С. M., Иерусалим, 1932 (на яз. иврит); Беленький М., Акоста, Спиноза, Маймон, М., 1941 (на яз. идиш).
М. Беленький. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МАЙМОН
    МАЙMОH (Maimon) Соломон — настоящая фамилия Хепман (Heiman) (1753 или 1754, Нисвши — 22 ноября 1SOO, Нидер-Сигередорф, Германия) — немецкий философ, последователь и ученик Маймонида, в честь которого он изменил свою фамилию. Критика им философии Канта послужила импульсом для развития немецкого идеализма. Не приемля кантовской “вещи-в-себе”, которую он называл Unding — ничто, он связывал сознание с деятельностью, создающей единство из многообразия чувственно данных и тем самым конструирующей свои объекты. Категории — условие существования всех предметов возможного опыта. Основой познания является принцип определяемости, который заключается в том, что любой субъект может стать предметом сознания, а любой предикат может стать предметом сознания не сам по себе, а только в соединении с субъектом. Категории — формы этого двоякого принципа определяемости. Идеи разума обусловлены продуктивной способностью воображения. Поэтому антиномии, выявленные Кантом, проистекают из несоответствия разума и продуктивной способности воображения. Идеи, даже религиозные, обладают субъективной значимостью. Маймон во многом предвосхитил критику Канта, развернутую И. Г. Фихте, Шеллингом и Гегелем.
    Соч.: Versuch uber Transcendentalphilosophie. В., 1790; Versuch einei neuen Logik oder Theorie des Denkens. B., 1794; Kritische Untersuchungen uber den menschlichen Geist. Lpz., 1797; Lebenseeschichte, Bd.l-2.B., 1911. •
    Лит.: Яковеико Б. Философские концепции С. Маймона. сы философии и психологии”. 1912, кн.4( 114), кн. 5(115).
    Вопро А.П.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 619
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ВЕЩЬ В СЕБЕ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ"
  • “АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • «ВЕЩЬ В СЕБЕ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • АБСОЛЮТНЫЕ КАТЕГОРИИ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ
  • вещь в себе
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • сверх-Я (Uber Ich, Super-Ego)
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Чандра-Канта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь