|
ЛОПАТИНЛОПАТИН Лев Михайлович (1.6.1855, Москва,— 21.3.1920, там же), рус. философидеалист и психолог. Редактор журн. «Вопросы философии и психологии» (е 1894), пред. Моск. психологич. обва (с 1899). Вслед за Вл. Соловьёвым выступил с критикой материализма, позитивизма и абстрактного рационализма (типа систем Спинозы и Гегеля) как односторонних т. зр., которым противопоставлял развиваемый им т. н. конкретный спиритуализм — своеобразную модификацию христ. платонизма и лейбницевской монадологии. Согласно Л., мир — совокупность взаимосвязанных деят. существ (монад, сотворённых центров бытия), внутр. духовная сторона которых определяет их внеш., материальные проявления. Считая, что философия, ставящая задачей рациональное исследование всеобщих начал, неизбежно должна прийти к теизму, Л. разграничивает при этом области знания и веры, философии и религии: действительность, понятая как творч. деятельность духовных субстанций, помимо свойств, постигаемых опытно и рационально, содержит и сверхрациональные свойства — предмет веры. В отличие от Вл. Соловьёва и др., усматривавших в вере высшую форму постижения истины, Л. понимает под верой «тёмную творч. силу», бессознат. предчувствие истины: то, что мистика угадывает, философия доказывает рационально. Основу нравств. поведения составляет свободная воля, подчиняющаяся закону творч. причинности. В психологии Л. — сторонник метода самонаблюдения (интроспекции); единство психич. функций объяснял наличием души как сверхвременной субстанции (монады). Психология, М., [1902]; Фипос. характеристики и речи, М., 1911; Положит. задачи философии, ч. 1—2, М., 19112;Лекции по истории новой философии, ч. 1, М., 1914. Огнев А. И., Л. М. Л., П., 1922; История философии в СССР, т. 4, М., 1971. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЛОПАТИН ЛОПАТИН Лев Михайлович (род. 1 июня 1855, Москва – ум. 21 марта 1920, там же) – рус. философ и психолог. С 1894 был редактором журнала «Вопросы философии и психологии», с 1899 – председатель Московского психологического общества. Развивал определенную модификацию спиритуализма – своеобразный симбиоз христ. платонизма и лейбницевской монадологии. По Лопатину, мир – совокупность взаимосвязанных деятельных существ (монад), внутренняя духовная сторона которых определяет их внешние материальные проявления. Он разграничивает области знания и веры, философии и религии: действительность, помимо свойств, постигаемых опытно и рационально, содержит и сверхрациональные свойства – предмет веры. Под верой Лопатин понимает бессознательное предчувствие истины. В психологии являлся сторонником метода интроспекции. Осн. произв.: «Психология», 1902; «Философские характеристики и речи», 1911; «Положительные задачи философии», ч. 1 – 2, 1911; «Лекции по истории новой философии», 1914. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЛОПАТИН ЛОПАТИН Лев Михайлович [1(13) июня 1855, Москва— 8(21) марта 1920, там же] — русский философ и психолог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1879). Магистр (1886) идоктор (1891) философии. Профессор Московского университета по кафедре философии (с 1892). С 1896 один из редакторов, в 1905—18 единственный редактор журнала “Вопросы философии и психологии”. Председатель Московского психологического общества (1899-1918). Философское учение Лопатина — “система конкретного спиритуализма”. Поскольку “мировое целое” может быть объяснено только средствами метафизики, необходимы (вопреки эмпиризму и материализму) трансцендентные непосредственному сознанию и индивидуальному опыту допущения: о реальности нашего собственного *я”, реальности чужого одушевления, независимого от нас физического мира, о внутренней связи во всем существующем, независимой от нашей мысли и субъективного сознания, о присутствии в природе универсальных законов. Такие допущения позволяют достичь познания истинного бытия, утвердиться в нравственном характере миропорядка и сформулировать представления о нравственности и смысле человеческой жизни. Их логическое обоснование дает рациональная онтология, исходящая из показаний чистого опыта и безотчетной веры. Познание истинного бытия опирается на непосредственные переживания нашего внутреннего “я”, ибо дух человека выражает в себе внутреннюю реальность остального мира. Универсальные признаки субъекта и мира — единство и самоопределение, т. е. свобода и творческий характер всех процессов. Абсолютное начало мира — творческий разум, производящий свободные субстанции (силы); каждая из них — “деятельная основа собственных проявлений”, имманентное своим явлениям сверхвременное бытие. Соч.: Положительные задачи философии, ч. 1—2.М., 1886—91;Философские характеристики и речи. М-, 1911; 1995; Аксиомы философии. М„ 1996. Лит.: Рубинштейн М. М. Очерк конкретного спиритуализма Л. М.Лопатина. — “Логос”, 1911—12, кн. 2—3; Огнев А. И. Лев Михайлович Лопатнн. Пг., 1922. И. В. Борисова ЛОПАТИНСКИЙ Ф. Л. -см.Феофилакт. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|